В редакции агентства мне дали задание подготовить ко Дню матери материал о многодетной маме. Первой мне в голову пришла женщина, которую мамой назвали более тысячи детей. Разных национальностей, с разными судьбами, но которых общая беда сделала одной семьей; и пусть в этой семье не было отца, но была мать, заменившая детям практически все и всех.
Речь идет о Бирлант Касаевой, чье имя, наверное, слышали многие люди, жившие во время последних военных кампаний в Чечне и которое сыграло важную роль в жизнях детей, оставленных этой войной без родителей и без крова.

Война - это такое место, где каждый пытается спасти себя, свою семью, и в этом пекле принять на себя ответственность еще и за чужих детей, тем более, молодой женщине, которая сама совсем недавно осталась одна с двумя маленькими детьми на руках - это огромная смелость.
 
 
-Бирлант, сколько у Вас детей?


- Я, наверное, никогда не планировала, что у меня будет столько детей, но к сожалению или к счастью, война стала причиной того, что через мои руки прошло больше тысячи детей. Это дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, среди них было много беспризорных детей, а также тех, кто нуждался во временной помощи.
 
- А как начиналась Ваша благороднейшая деятельность?

- Ребенком, который впоследствии стал первой ласточкой нашего приюта был ингушский мальчик Рахим. Я нашла его в центре разрушенного Грозного, он рылся в мусоре, искал себе еду. На вопрос "Мальчик, ты чей?" он мне ответил: "Ничей, тетя, ничей...". В тот день я привела его к себе домой, с тех пор так и пошло: я искала бездомных, беспризорных детей и собирала их у себя дома. Спустя какое-то время, нам выделили здание, присвоили статус приюта, но мы очень не любили, когда нас так называли, мы были одной большой семьей. Однажды Рахим спросил у меня: "А можно я буду называть вас мамой?". Я сначала немного растерялась, но потом, конечно же, разрешила; с того дня так и завелось - дети начали называть меня Мамой... В этот момент я полностью осознала, какая большая ответственность на мне лежит. Меня считают своей матерью несколько десятков, а в последствии и несколько сотен детей! Если родной матери в отношении к ребенку что- то и прощается, то приемной не прощается ничего.
 
- Кто-нибудь помогал Вам в таком нелегком деле?

- Конечно, помогали! Без поддержки своих родственников, соседей, односельчан, я бы с этим не справилась. Мои мама и братья хоть и ругали меня, когда я лезла в самое пекло войны, ища обездоленных детей, все равно с их стороны я чувствовала огромную поддержку. После, когда о моей деятельности узнали, приезжали и помогали чем могли разные высокопоставленные люди. Я помню, когда уже началась вторая война, в район, где находился наш приют, нанесли ракетно-бомбовые удары, мы с детьми прятались в подвале, даже выходить было опасно. В это время к нам пришел один чеченец, его звали Ахмед, который предложил свою помощь, - он согласился отвезти нас в любое место, куда мы скажем. На тот момент, единственное место, куда я могла отвезти детей, было мое родовое село Надтеречное, где жили мои родственники, и этот человек отвез нас туда, хоть это и было очень опасно. В селе нас приняли радушно, в то время не было ни газа, ни света, ни тем более еды, но люди помогали чем могли, каждый приносил из еды что-то, железные кровати и другое. Никогда не забуду, как одна соседка принесла детям торт, а ребят было около ста, и мы разделили этот торт ровно на столько же частей, каждому ребенку досталось как раз столько, чтобы почувствовать вкус торта...
 Детей все привозили и привозили, мы уже жили у моей мамы, у сотрудников приюта, которые проживали в этом селе, у соседей, и когда нас стало слишком много, нам выделили здание, которое мы с родственниками отремонтировали и перевезли туда детей.
 
- Трудно приходилось с детьми, наверняка, были и непослушные?

- Были, конечно, и хулиганистые дети, но проблем у меня с ними никогда не было. Сердца у всех этих детей были добрые и война их научила ценить то, что есть. Когда мы куда-то выезжали с детьми, мы поначалу встречались с тем, что люди опасались и думали, что дети из чеченского приюта будут очень непослушными, но ребята всегда своим поведением уже на второй-третий день опровергали это мнение. Они всегда вели себя достойно. В этом не только моя заслуга, но также заслуга сотрудников нашего приюта, каждый из них помогал мне воспитывать в детях достойные качества.
 
 - В вашем приюте были только чеченские дети?

 - Нет, мы никогда не делили детей по национальному признаку, тем более, дети сами себя так не делили. В приюте были чеченские, ингушские, русские дети, они все были друг другу как братья и сестры, и до сих пор так и есть. Большинство детей в приюте надолго не задерживались, находились родители, родственники и забирали их. Родственников 25 детей мы нашли через программу "Жди меня".
 
В двухтысячные годы выпуски передачи "Жди меня", в которых участвовала Бирлант Касаева со своими воспитанниками, были очень нашумевшими. Нельзя было не заметить то, что дети с трудом отпускали директрису приюта, которую уже привыкли считать своей мамой. Многие обвиняли ее в том, что она заставляет детей называть себя мамой, может, и я бы так подумала, если бы не счастливый случай, который произошел во время нашего с Бирлант интервью. Мы сидели у нее дома и разговаривали, в это время в дверь кто-то постучался, как только хозяйка открыла дверь, с возгласом "Мама!" в дом ворвалась молодая девушка и плача обняла Бирлант. Они обе плакали, навзрыд... Я наблюдала эту сцену со стороны и зная, что у Бирлант нет своей биологической дочери, сразу поняла, что это одна из воспитанниц ее приюта. Эти две женщины без слов понимали друг друга, и по их глазам было видно, сколько горя они перенесли вместе.
Позже я поговорила с девушкой наедине (свое имя она пожелала оставить в тайне), она призналась, что если бы не Бирлант, которая по воле Всевышнего оказалась ее спасительницей, она, скорее всего, сейчас и не жила бы. Когда бандиты убили всю ее семью, этой девочке было всего 6 лет, она чудом осталась жива, спрятавшись под кроватью. После, она убежала из дома и пройдя через много испытаний, пришла в приют, в котором нашла теплый очаг, еду, друзей, а самое главное - Маму.
 
- Бирлант, откуда Вы находили в себе силы посвятить свою жизнь чужим детям, ведь Вы сами остались с пятимесячным ребенком на руках, когда потеряли супруга?

- Просто я уверена, что чужих детей не бывает. Дети - они наши общие, мы все должны закладывать в них высокие ценности ради лучшего будущего, ведь известно, что будущее в руках подрастающего поколения. Тем более, не могут быть чужими обездоленные дети, - дети, оказавшиеся в беде из-за взрослых, кто-то же им должен помогать. Я помню, как в детстве всегда видела сны, в которых помогаю людям, спасаю их, и сейчас мне кажется, что спасать людей - было моим призванием.
  

В 2006 году Бирлант Касаеву представили к Международной премии ООН "ЮНИСЕФ" - "Золотое сердце",присуждаемой за выдающиеся достижения в служении высшим идеалам человечества. Патронессой вечера выступила актриса Софи Лорен.
 
"Я думаю, что открыть свое сердце детям - это прекрасно, но открыть свое сердце детям и сделать так, чтобы они были счастливы в труднейших условиях - в условиях войны - это требует особого мужества! Я счастлива сегодня вручить приз этой великолепной женщине!" - так о ней отозвалась Джессика Ланг - голливудская актриса, специальная гостья церемонии награждения "Золотое сердце".
 
 
-Ваш приют все еще существует?

- Нет, приют закрыли еще 10 лет назад. После войны детей забрали их родственники, некоторые, пока не встали на ноги, жили у меня дома. Со временем все разъехались.
 
- Вы сейчас поддерживаете связи со своими воспитанниками?
- Да, конечно, с теми, кто живет за пределами Чечни, мы общаемся по телефону, остальные часто приезжают ко мне. Сейчас дети уже взрослые, у многих свои семьи, работа, они может иногда и трудно, но честно зарабатывают на жизнь. Я считаю себя очень богатой мамой и бабушкой, у меня есть дети и внуки по всему миру!
 
Сейчас Бирлант живет в своем родовом селе Надтеречное с младшим сыном. Она разбила во дворе своего дома большой музей, где своими руками построила из камня древний город, который называется "Каси к1отар". Здесь можно увидеть древние чеченские башни, построенные в натуральную величину, старую тележку (говра-ворда), тропинки, выложенные из камня, через весь миниатюрный город протекает водопад, который плавно переходит в речку, а потом в фонтан, и, наконец, среди всей этой красоты растут самые разнообразные цветы и деревья. Особенно мне запомнилась башня, которую Бирлант назвала "Башней памяти", ее каркас построен из изголовий железных кроватей, на которых во время войны спали воспитанники ее приюта...
 Весь этот ансамбль завершает краеведческий музей, в котором собраны одежда, мебель, предметы быта древних чеченцев и многое другое. Всю эту красоту нужно увидеть своими глазами, чтобы осознать, сколько сил вложено в это руками одной женщины.
Я думаю, вряд ли в нашей республике, да и во всем мире найдется такая многодетная мать как Бирлант, она пример самоотверженного труда во имя народа.

- Бирлант, что бы Вы пожелали всем матерям?

- Я поздравляю всех матерей с прошедшим праздником, желаю им никогда не видеть горя своих детей, никогда не терять их, чтобы все матери, как и я, могли гордиться своими детьми! Я желаю нашему маленькому, но такому гордому народу, чтобы он никогда больше не испытывал горя войны, чтобы наша земля больше не видела смерти невинных детей!

Хава Кадиева


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна

test 2Новости СМИ2