У детей и подростков знакомство с наркотиками почти всегда происходит в группе сверстников. Источником знаний о наркотиках оказываются старшие, более «опытные» друзья, которые, в свою очередь, что-то слышали с чужих слов. Это хвалебные рассказы, но у подростков не возникает сомнений и потребности их проверить. Если у кого-то сработала инстинктивная осторожность, то она легко снимается в группе, подавляется бравадой.

Взрослые в данных ситуациях пытаются найти объективные сведения о наркотиках, знакомятся со специальной литературой, а знания детей оказываются искажёнными, иногда фантастическими. Поэтому риск отравлений со смертельным исходом здесь крайне высок. Ответы на вопрос «Почему начал употреблять наркотик?» звучат одинаково и у взрослых, и у подростков: «любопытство», «все принимали», «угостили». Но чем моложе возраст, тем менее чёткий мотив, и чаще всего это любопытство в прямом значении этого слова.

Почему же даже «просвещённый» о тяжёлых последствиях употребления наркотиков подросток не может отказаться от повторно предложенной дозы? У незрелой личности ведущим оказывается групповой мотив — «делай, как все». Группа диктует, что и в каком количестве должно принять. Уклонение от наркотизации, как и уклонение от других требований и правил группы, карается изгнанием, подросток становится изгоем, постоянным поводом для издевательств и насмешек.

Очень важно, чтобы родители именно в этот момент смогли заметить изменения в настроении ребёнка, если пропустили начальный этап наркотизации. Из страха, который скрывается показной отвагой, подросток принимает индивидуально непереносимые им препараты, преодолевая и скрывая токсические реакции. В этих случаях последствия злоупотребления бывают ещё более тяжёлыми. Известны случаи, когда подростки, боясь ответственности, бросали умирающего товарища.

Подростки предпочитают употреблять наркотики днём, прогуливая при этом учёбу, чтобы к вечеру их облик не вызывал подозрений у родителей. Лишь когда находится постоянное и безопасное убежище, куда можно прийти в удобное время, остаться ночевать, тогда наркотизация становится систематической.

Психический комфорт возникает с первых групповых приёмов опьяняющих препаратов. Он создаётся единением группы, чувством близости, музыкой, которую подростки любят слушать в одурманенном состоянии. Качество общения с друзьями кажется им необычайно глубоким.

Когда присоединяется синдром физической зависимости, то влечение к наркотику у подростков, как объясняют врачи, выражается следующей симптоматикой: аффективными несоразмерными по силе и длительности реакциями злобы и раздражения, психомоторным возбуждением. Больные бледны, с тёмными кругами под запавшими глазами. Плохой сон, отсутствие аппетита, мышечные боли и неприятные ощущения в желудке скрываются. Расстройства настроения отрицаются или связываются с обидами на родителей, учителей. Следует принять во внимание не только некритичность к злоупотреблению, но возрастную недостаточность самооценки.

Плохой прогноз раннего употребления наркотиков для жизни определяется тем, что утраченные за время интоксикации возможности впоследствии никогда не компенсируются. Это факт: развитие наркомана всегда останавливается в том возрастном периоде, когда произошёл дебют наркотизации.

Подростковый период — это время формирования духовных интересов и активной социализации. Токсическая нагрузка в этом возрасте, упущение периода формирования характера в дальнейшем обуславливают развитие духовно обеднённой личности, не способной к высоким запросам. Нарушается интеллектуальное развитие. Появляются трудности с выбором профессии, проблемы с получением здорового опыта общения с противоположным полом. На всю последующую жизнь формируется неадекватная самооценка, которую возможно изменить только психокоррекцией при упорных и длительных занятиях с психотерапевтом или опытным медицинским психологом.

Дальнейшее продолжение злоупотребления вызывает очень грубые психические расстройства. Психопатизация и слабоумие у подростков возникают очень скоро. Психопатизация проявляется типичным поведением в учебных заведениях в виде постоянных прогулов. Когда же наркоман соизволит прийти в учебное заведение (нередко в состоянии опьянения), то он отнимает деньги у младших, ворует их при любой возможности. Отношения со взрослыми становятся остро конфликтными, особенно, в семье. Вскоре обе стороны проявляют ожесточённость: родители начинают, поздно спохватившись, проявлять тотальный контроль: сопровождают детей до порога учебного заведения, встречают после уроков, запирают в доме, прячут одежду, избивают. Дети проявляют изворотливость, лживость, дело доходит до драк с родителями. Так как учение продолжать невозможно, их пытаются устроить на работу в надежде на более строгую дисциплину и «влияние взрослого трудового коллектива». Однако, спустя несколько дней, они перестают ходить на работу. Вот на этом этапе родители и обращаются к психиатру, обычно по совету со стороны.

Как видно из всего сказанного, пациент к психиатру или наркологу обычно попадает уже с многолетним стажем. Успех излечения на данном этапе не более в 20% случаев и только после длительного курса реабилитации. А если обратиться на ранних этапах болезни, то возможно излечение в 80% случаев. Делайте выводы!

И, как всегда, напоминаем, что любую болезнь легче предупредить, чем лечить! Наше обращение скорее к родителям. Будьте внимательны к детям! В любом возрасте!

Л. Хард

www.ChechnyaTODAY.com


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна

test 2Новости СМИ2