Начиная с 90-х годов ЧР выпала фактически из правового поля. Речь даже не идёт о правовом поле России, элементарно - из норм общепринятых в юридической практике. Носящиеся идеей независимости придумывали всевозможные законы, оправдывающие правовой хаос. И чем красивее выглядели их законы, тем дальше они были от чаяний народа и реальности. За красивым фасадом высказываний о строительстве независимого государства стояли узкополитические интересы кланов, пришедших к власти незаконным путём, и их материальные интересы.
Политический раздрай, напрямую влиявший на состояние де-юре республики всё глубже отражался крайне негативно на жизни людей. В ситуация, где каждый гражданин был предоставлен сам себе, а власть лишь занималась собой и представляла из себя сборище дерущихся кланов, говорить о каких бы то ни было перспективах мирной жизни и сосуществования политических групп не приходилось. Это путь, что был пройден Чеченской Республикой в 90-е годы. Наша республика тогда, если можно так выразиться, прошла жесточайший экзамен на политическую зрелость, что опосредованно отразилось в повышении гражданского самосознания. Нация нашла в себе силы поверить новой власти, и в ней нашлись те, кто взял на себя всю полноту политической и исторической ответственности. Именно отсутствие таковых и превращение политики в настоящий базар привела прежнюю республику в плачевное состояние. Как бесхозное добро, прежде, в годы лихолетья, она гробилась под ударами политиканствующих и криминальных разборок. Насаждаемый хаос, вот от чего, в первую очередь, избавилась наша многострадальная республика, поверив новой власти. Этот шаг было очень трудно сделать, так как годы беззакония выработали у граждан вполне объяснимый скепсис, недоверие, особенно, к тем, кто шёл к власти.
От лозунга «…если волк – дери!» к «Да восторжествует справедливость!» наша республика прошла, хоть и небольшой исторический отрезок, но крайне насыщенный на различного рода события. Чеченская Республика прошла трагический путь, и чтобы больше не было возврата к прошлому, тогда, 23 марта, была поставлена окончательная точка. Была принята Конституция, своеобразный паспорт, удостоверяющий личность, коллективное лицо в образе всей республики. Люди четырнадцать лет назад верно полагали, что идут на шаг, который призван определить дальнейшую судьбу всего народа. Никто не принуждал, делался осознанный выбор в пользу мира и отречения от хаоса и бандитизма. Война не приносит новых сыновей и дочерей, она забирает их…
Несмотря на объективно негативные причины, российская власть пошла на большой риск: предоставить право голоса народу. Опасный как с точки зрения политической целесообразности, так и будущих перспектив Федерации. Ведь чеченцы могли сказать НЕТ... Да, она могла, не создавая почву для возможных негативных последствий, одним решением юридически решить вопрос легитимизации ЧР в рамках РФ. И вообще не начинать эту работу с референдума по чеченской конституции. Но власть решила спросить у народа. Тут как говорится, «пан, или пропал»! Сложно переоценить эффект от позитивных результатов референдума - 2003, как для власти, так и для народа. Судьбоносное решение народа всецело совпало с надеждами властей на то, чтобы их поддержали и поверили. И оно отразило одно важное явление – легитимизация государственного строительства республики. Она, как и де-юре, так и де-факто стала полноценным государственно-территориальным образованием в составе единой страны. Конечно, начало всему этому процессу положили два важнейших момента в новейшей истории Чечни. Это:
1. Решение Путина назначить А-Х. Кадырова главой Администрации ЧР. Указ был подписан 12 июня 2000 года. Известно, что ранее А-Х. Кадыров выступал за прямое президентское правление до выборов республиканского президента. Опираясь на это, федеральная власть вообще могла не идти по сложному пути (идея референдума), но она приняла эту идею, выдвинутую А-Х. Кадыровым. Этим судьбоносным предложением А-Х. Кадыров, фактически, принялся за строительство республики. И начать он решил с того, чтобы спросить у народа. Это – подлинно мужественное и, вместе с тем, ответственейшее решение.
2. Прошедший в Гудермесе 11 декабря 2002 года по инициативе главы чеченской Администрации А-Х. Кадырова Съезд чеченского народа. На нём прозвучал призыв к разработке республиканской конституции и формированию органов власти.
Глава ЦИК ЧР Абдул-Керим Арсаханов тогда по итогам референдума заявил следующее: «За принятие Конституции проголосовали почти 96% избирателей из числа принявших участие в голосовании. Это - первый Основной Закон, принятый на референдуме за всю историю Чечни. Теперь необходимо принять исчерпывающие меры для того, чтобы не обмануть чаяния и надежды сотен тысяч жителей Чечни, которые в едином порыве приняли участие в референдуме и проголосовали за предложенный проект Конституции». По его же словам, тогда проголосовало 90% избирателей (510 тысяч человек). Конечно, такая огромная явка свидетельствовала о том, что республика сказала решительное "ДА" мирному процессу. Обладая здравым рассудком, а не склонностью к насилию, выражая миролюбие, а не зло, наши граждане откликнулись на призыв российских властей и сделали окончательный выбор. До референдума президент России Путин обратился к нашим гражданам: «Конституция, принятая народом - это основа политического урегулирования в Чечне. Ее принятие даст возможность избрать подлинно демократическую, опирающуюся на доверие людей власть». А был ли такой выбор у народа раньше, думается, ответ очевидный. Конечно, такого выбора не было. Ведь нация не может сознательно выбирать путь краха и самоуничтожения. Именно такое и было в году лихолетья. Если, конечно, она не заражена человеконенавистнической теорией по типу фашизма. Его не было в республике, был правовой хаос, опиравшийся на весьма популярный в 90-е годы, так называемый, «парад суверенитетов». Методика ельцинской власти, апробированная в борьбе против союзного государства, в первую очередь, на нашей республике. Мы должны это помнить, чтобы не повторять подобных ошибок. Ведь на кону судьба республики, жизнь каждого гражданина. Представляется, что всё-таки нация выработала иммунитет к разрушительным теориям, доказательством чего можно считать прошедший 23 марта 2003 года Всенародный референдум.

www.ChechnyaTODAY.com


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна

test 2Новости СМИ2