Все эти годы сотрудники программы «Звездочка» оказывают психосоциальную помощь детям и молодежи Чеченской республики. Больше 35 000 детей прошли курсы тренингов, направленные на психологическую поддержку и терапию – это достижение для маленькой программы и команды из 12 опытных психологов.

Венера Миназова – психолог программы «Звездочка» с 2000 года. За годы работы Венера получила колоссальный опыт с детьми и молодежью. По ее словам психосоциальная работа имеет огромное значение для общества, вне зависимости от уровня его интеллектуального и экономического развития.  

Звездочке 20 лет, насколько изменились за это время методы работы в программе?

Звездочку курирует организация "Центр миротворчества и общественного развития", которая осуществляет свою деятельность на территории ЧР уже почти 22 года. В рамках работы ЦМОР реализовывал различные проекты, направленные на оказание помощи населению в регионе. В основном это были программы, оказывающие помощь детям, подросткам и более зрелой молодежи. Первый проект, который мы запустили – ЗВЕЗДОЧКА, это психореабилитационная программа, как раз таки была нацелена на то, чтобы  оказать психологическую помощь травмированным детям в период военных кампаний. В 2000 году я начала работать в программе, и с тех пор уже знакома с историей этого удивительного проекта. Удивительный этот проект потому, что все это время я наблюдала, как менялась динамика процессов в проекте, как менялись методы, проблемы, с которыми мы сталкивались ежедневно. Это был маленький мир, который отражал процессы, происходящие в обществе в целом. По сегодняшний день эта программа существует. Вначале, она была Звездочкой, но подстраиваясь под потребности детей, под социальные запросы, под те вызовы с которыми мы сталкивались, эта программа плавно переросла в проект СИЛА ДОБРА.

Какие вызовы были у вас тогда, и какие есть сейчас?

В очень сложные послевоенные годы было очень много детей переживших экстремальные ситуации. Дети потеряли близких, были разрушены их дома, и мы сталкивались с очень сложными проблемами психологического характера. Мы постоянно повышали свою квалификацию. Проходили очень много тренингов,  семинаров, для того чтобы быть компетентными и профессионально диагностировать признаки посттравматического стрессового расстройства. Мы знакомились с разными психотерапевтическими методами, которые могли помочь этим детям. Тогда были такие вызовы – необходимость обеспечить безопасность ребенку, необходимость того, чтобы ребенок почувствовал что он не один в своей беде, что есть люди, которые могут его поддержать, помочь ему. Конечно же наша работа проводилась в групповой форме, хотя были и индивидуальные консультации. И вот в групповой форме дети опять таки находили уютное, безопасное, комфортное место где есть такие же как и они. Это был такой очень важный психологический момент. Мы проводили с ними что-то вроде кружковой работы: собирались в "безопасном" месте, где они могли выговориться, обсуждали с ними вопросы не только связанные с тем, что сейчас происходит и что нужно сделать, чтобы себя обезопасить, мы развивали детей через разные формы искусства, будь то музыка, рукоделие, художество. Иногда проводили такие занятия с детьми и родителями совместно. Проводили очень много музыкальных занятий, проводили много игр, упражнений психологического характера. Это вот один из важных, сильных методов нашей работы, потому что он помогал детям отвлекаться от отрицательных мыслей. Часто встречались сложные дети, мы их так называем, потому что они были глубоко травмированы. В моей практике встречались дети, которые потеряли смысл жизни. Вы можете себе это представить? Совсем маленький, дитя с абсолютно отсутствующей проекцией на будущее. Работать с ними было тяжело не потому что мы утомлялись физически, самое трудное было сдержать эмоции, которые переполняли сердце, когда я смотрела в глаза этих детей и видела как они беззвучно кричали мне, пытаясь донести всю боль, что накопилась в их душе. Я с трудом сдерживала свои чувства, улыбалась детям и продолжала делать свою работу.  Мы, психологи, старались показать им что жизнь продолжается, что есть будущее и оно будет прекрасным, что в каждом из них есть потенциал для добра. И дети в конце концов находили себя на наших занятиях.

Венера, опишите психопортрет ребенка, которому на сегодняшний день нужна программа Сила Добра.

Наша программа «Звездочка», как я уже упоминала, плавно переросла в проект Сила Добра. На сегодняшний день мы ориентируясь на потребности нашего общества, на потребности детей и молодежи поднимаем уже вопросы другого характера, в корне отличающиеся от тех, что были 10-15 лет назад. Мы ориентируем их на толерантное поведение. Мы их учим добру, быть честными, мы их учим уважительно воспринимать другого человека, другую культуру. Мы стараемся развить навыки конструктивного общения у наших детей и молодежи. Проект СИЛА ДОБРА  - это уникальный проект, которым дает возможность молодежи по другому взглянуть на жизнь, и на самих себя.

Мне кажется что здесь очень важным является момент расширения сознания наших детей, когда они на проблему смотрят более широко, когда видят добрые поступки других людей. Они учатся на примерах порядочного отношения людей друг к другу, дружбы людей, особенно представителей разных национальностей, разных культур, разных рас. На реальных поступках и на реальных историях воспитывать наших детей. Вот эта наша задача.

Хотел спросить о работе с детьми. Сложно ли найти подход к ребенку? 

Ну, если говорить о сложностях. Работать с людьми конечно же не легко, особенно работать с детьми, подростками, молодежью у которой уже есть какие-то устоявшиеся взгляды. И где то ломать стереотипы, показать им другой вариант другую сторону иногда бывает сложно. Особенно если этот человек уже имеет какие-то психологические травмы. Также бывают участники в группе, которые не  умеют работать в команде, ну нет у них таких навыков взаимодействия. С такими бывает нелегко. Но на поддержку психологу приходят специальные психологические методики и упражнения. Мы в рамках своей работы проводим много психологических занятий на сплочение, на доверие, на умение работать в команде, и вот таким образом стараемся снимать эти проблемы и психологически поддерживать в сложные моменты.

Поддерживаете ли вы связь со своими выпускниками?

В первую очередь хочу отметить, что некоторые наши выпускники уже наши коллеги.  Настолько видимо участники нашли себя, и настолько им понравилась эта работа. Мы часто проводим обратную связь с участниками, и на рефлексии некоторые участники говорят, что им очень нравится эта работа, и они хотели бы проводить такого типа семинары и мастер классы. И так случилось что на сегодняшний день есть уже состоявшиеся профессионалы - наши выпускники, которые работают в разных организациях и реализуют социально-психологические программы. Мы очень часто вспоминаем это время. У меня сохранились фотографии, сочинения участников, какие-то их рисунки. Мы их смотрим, это бывает очень трогательно, очень мило, где-то смеемся, где то вспоминаем грустные моменты из прошлого. Часто в городе встречаемся с бывшими выпускниками. Я работаю со взрослым контингентом, со студентами - будущими психологами. Часто мы говорим о работе школьного психолога, таким образом я актуализирую их школьный опыт, определяю, что они знают о работе психолога. И бывает очень приятно, когда они говорят о том что «вот, у нас в школе была программа Звездочка и я знаю вот такого вот человека» и называют имя моего коллеги. Также мои студенты- выпускники программы, тепло вспоминают и лестно отзываются о Звездочке. Конечно же вот такая вот связь, мы все взаимосвязаны в этом мире. Как раз таки в рамках наших мероприятий, мы и хотим показать детям настолько связь между людьми. Мы можем увидеть как мы похожи, как много у нас общих знакомых, родственников. Донести до них мысль, что человек  человеку друг, а не враг – вот это и есть наша общая миссия.

Каким вы видите будущее Силы Добра?

Мне кажется Сила Добра по своему определению должна распространяться. Она везде есть, конечно, но мы знаем эти проблемы, когда человек не видит ее. И надо ему открыть глаза. Это как раз таки мы и стараемся сделать. Мы стараемся показать детям добрые поступки людей, показать им что люди должны научиться прощать друг друга, должны дружить, быть поддержкой и опорой друг другу. И мы стараемся его развивать этот замечательный проект, видоизменять, расширить различными видами деятельности. Основная составляющая – это мастер классы, групповые тренинги с детьми. В последнее время мы ищем новые форматы – проводим круглые столы, приглашая представителей администраций районов, духовных лидеров, кураторов ВУЗов, учителей, администрации школ. Очень важно чтобы они тоже включались, вносили свои предложения, принимали участие в реализации задач нашего проекта. Также у нас есть идея проведения "дня добра". Хотим проводить мероприятия, где дети могли бы реализовать себя – отчитаться о добрых делах, предложить свои какие то идеи, какие добрые дела им под силу. Проводить благотворительные акции. Вот, что у нас в планах.

И напоследок, с чем бы вы хотели обратиться к выпускникам «Звездочки»?

Сегодня, у выпускников есть прекрасная возможность вспомнить занятия Звездочки, переживания, эмоции, своих друзей. Наше детство это первый и очень важный шаг ко взрослой жизни. И какие бы проблемы мы не переживали бы – детство для любого человека есть очень трогательный период жизни.

Выпускникам программы ЗВЕЗДОЧКА, программы СИЛА ДОБРА хочется сказать, что наша программа живет,она продолжается, процветает, и организаторам программы будет приятно видеть вас всех, мы будем всегда рады встрече с вами. А те дети, которые сейчас проходят программу, им очень важен ваш опыт. И если вы поделитесь им, это будет бесценным вкладом в развитие подрастающего нашего общего поколения.

Интервью провел Магомед Цунцаев

www.ChechnyaTODAY.com

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Чеченская Республика Сегодня" обязательна.


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна

test 2Новости СМИ2