Рашана Шамхалова - психолог с многолетним опытом работы с детьми, перенесшими серьезный стресс, рассказала о специфике проработки психологических травм и о программе психосоциальной реабилитации «Звездочка».

Как вы познакомились с программой Звездочка?

В 1999 году я работала волонтером  в палаточном лагере Барт. Где и узнала впервые о программе «Звездочка». Я считаю, что мне очень повезло, в самый трудный период для нашего народа, я помогала своим соотечественникам. Позже в 2000 году меня официально приняли на работу. Я стала нештатным сотрудником «Звездочки».

Время идет, многое меняется в Чеченской республике, адаптируется ли программа к потребностям современного поколения?

Я не могла остановить войну. Но я помогала тем, кто больше всего нуждался в этом – детям. У меня была возможность выехать за пределы республики, жить спокойно и комфортно, но я выбрала другую цель – помочь своему народу, тем, чем умела - психологической реабилитацией. Я жила и работала в палаточном лагере долгое время. Сегодня я горжусь этим.

Сегодня программа «СИЛА ДОБРА» имеет другой фокус, и мы учитываем нынешние потребности участников. Безусловно, они связаны с психологическим здоровьем и терапией. В «Силе добра» мы работаем с учителями, с родителями, рассказываем им о своем многолетнем опыте работы с травмированными детьми, обучаем их на тренингах применять наши методы и упражнения в образовательном процессе для психологической поддержки детей.

Какие сложности были раньше, а какие есть сейчас?

В военный период был абсолютно другой уровень психологического состояния у участников. Естественно, мы это учитывали. У нас была отличная команда, которая состояла из 60 высококвалифицированных психологов. Обучали нас ведущие специалисты из России, Германии, Нидерландов. Мы получили очень хороший фундамент знаний, который использовали на практике в те сложные годы.

В то время мы в основном прорабатывали страхи, потому что многие детки были напуганы, получили психологические травмы и палатка программы «Звездочка» - было самым теплым местом для них; у нас горели две буржуйки, мы работали с детками, рисовали, игрались, проводили групповые тренинги, работали с детьми индивидуально. Я часто встречаю уже повзрослевших выпускников «Звездочки», они с благодарностью вспоминают наши занятия и нас – психологов. Бывает очень приятно.

В программе «Сила Добра» мы работаем с другими проблемами. Профилактика алкоголизма, табакокурения, интернет зависимости, работа со стрессами в образовательном процессе – это основные темы с которыми мы работаем сегодня.

Опишите детей, которым нужна Звездочка.

Мы помогаем, когда у ребенка есть интернет зависимость, страхи, заниженная самооценка, нарушение концентрации внимания, низкий уровень взаимодействия в социальной среде. Проблемы могут быть разные, но мы исходим из запроса родителей.

Как меняются участники на ваших тренингах?

В первую очередь в процессе работы с детками в группе мы часто наблюдаем у них развитие навыков речи, исчезают комплексы, страхи, появляется доверие к учителям, налаживается сплочение и кооперация со своим классом, снижается уровень конфликтов, повышается концентрацию внимания в образовательном процессе. Далее мы индивидуально прорабатываем страхи, детки становятся более уверенными, повышается самооценка, для этого есть очень много интересных игр, упражнений, очень много техник: драма-терапия, ролевые игры, изотерапия, музыкальная терапия. Мы активно применяем эти техники, чтобы добиться положительного результата в работе.

Сложно ли найти подход к ребенку?

Знаете, недавно, я работала с первоклассниками одной из Грозненских школ. Каждое утро меня встречали 3 мальчика. Один из них обнимал меня очень крепко. Впоследствии я узнала, что у него погибли родители в автокатастрофе. Ему было 7 лет, и он не знает, что его родителей нет в живых. Бабушка с дедушкой говорят ему что родители уехали на Север и должны скоро вернуться. Я поняла, что ему очень не хватает материнской любви. Я подумала, что мне сложно компенсировать ее для ребенка, но также было понимание, на сколько это важно для ребенка, получать эту любовь. Я по мере возможности давала ему этот допинг любви. Я его обнимала и говорила, какой он уникальный, и красивый, какие у него красивые реснички, какая улыбка. Я очень долго с ним разговаривала, рассказывала ему сказки, истории, он делился со своими историями, спрашивал как прошел мой день, и даже вне рабочее время, мы заходили в магазин, я покупала ему сладости. Мы не можем вернуть родителей, но мы можем немного компенсировать полноценную родительскую заботу своим вниманием по отношению к ним, добротой и любовью. Это эмоционально поддерживает детей, а это очень важно. Детство – это удивительный мир, но не всем везет расти в полноценной семье. Не всем удается жить в мирное время без войн. Где хочется запомнить самое прекрасное – кушать сирень, сдувать одуванчики, падать, разбивать коленки. Если дети попадают в нашу группу, мы пытаемся как можно больше их развивать личностно, развивать у них проекцию будущего,  счастливого и прекрасного.

Как сложилась судьба ваших выпускников?

Прошло 17 лет. Они стали взрослыми и отношения у нас уже взрослые. Я часто их встречаю, они узнают меня, говорят что я не изменилась. Конечно, они умеют делать комплименты. Часто они просят у меня совета по поводу своих подрастающих деток, консультируются по вопросам воспитания.

Приятно что они вспоминают, и что я могу помогать им и сейчас. Я помню в 2001 к нам попала одна девочка, которая получила сильнейший стресс. У нее была временная дальтония – мир стал для нее черно-белым. 3 месяца она ходила к нам. Мы много работали с ней, и добились положительных результатов. Она поправилась. Много лет спустя, я встретила эту девочку. Она меня обняла и рассказала мне как ей было тяжело тогда. Она уже мама, и воспитывает своих детей, применяя тот опыт и методы, которые помогли когда-то ей. Однажды, на улице меня остановила девушка, обняла и заплакала. Я ее не узнала. У меня было много групп, и в каждой от 15 до 30 детишек. Сложно было всех запомнить. Сквозь слезы девушка сказала, что ходила в нашу программу. «Вы мне были как мама» - сказала она мне, - «Спасибо, что помогли мне!». Я была неописуемо рада, что помогла ей, что донесла до них ценность жизни и необходимость жить здесь и сейчас, не в прошлом, а в цветущем настоящем. Это доказывает то, что моя работа приносит пользу людям, а это огромное счастье для меня.

Интервью взял Магомед Цунцаев.

www.ChechnyaTODAY.com


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна