Охрана первых лиц региона, на которых нередко совершаются покушения, — задача не из легких. Не всем по силам ежедневно осознавать, что в случае возникновения угрозы ее надо будет предотвратить ценой собственной жизни.

В сентябре 2010 года ушел из жизни человек, который до последнего вздоха оставался верным Присяге, своему народу и президенту. Имя личного телохранителя главы Чеченской Республики, оперуполномоченного по особо важным делам отдела «Р» отряда милиции специального назначения «Терек» ГУ МВД России по СКФО капитана милиции Зелимхи Мацуева теперь навечно в списках личного состава.

 

Перекресток судьбы

 

Субботний день 28 августа 2010 года складывался для Зелимхи Мацуева удачно. Выпал редкий выходной, когда он мог побыть с семьей, заняться хозяйством. Ближе к вечеру они со старшим сыном, 13-летним Висханом, отправились на грозненский стадион посмотреть игру любимого «Терека» с московским «Спартаком». Матч завершился со счетом 2:0 в пользу хозяев — какой подарок для болельщиков! В эту радостную минуту трудно было представить, что трагические события уже начали свой отсчет.

Позже Висхан Мацуев расскажет:

— После матча мы с отцом поехали домой, за ужином делились впечатлениями, спорили и смеялись. А ночью внезапно проснулись от шума, но еще не знали, что именно произошло. Я видел, как отец быстро надел форму, взял оружие и вышел. Больше домой он не вернулся…

Село Центарой — родина Рамзана Кадырова. Нападение на него стало бы ударом по репутации политика, поэтому бандгруппа давно готовила эту акцию. И осуществила ее именно той ночью.

Выбежав из дома, Зелимха услышал стрельбу и крики, медлить было нельзя. Он запрыгнул в служебную машину и помчался в сторону выстрелов. По пути к нему подсели два молодых милиционера, они тоже спешили на шум. Зелимха перебросился с ними парой фраз, а подъехав ближе к месту перестрелки, остановился и велел им выйти: «Рано вам еще погибать!» Обескураженные парни подчинились старшему по званию, а Мацуев рванул вперед. Уже на следующем перекрестке он попал под шквальный огонь боевиков. Отстреливаясь, офицер выскочил из машины.

Боеприпасов у Зелимхи было немного, он старался вести прицельную стрельбу короткими очередями. Вооруженные до зубов бандиты не собирались отступать. Улучив момент, Мацуев под обстрелом приблизился к укрытию преступников и метнул внутрь две гранаты. Раздался взрыв, и Зелимху откинуло назад. Он обхватил голову руками, увидел кровь на ладонях; ранение было серьезным, но Зелимха вытер руки об рубашку и продолжил стрельбу.

В ходе боя бандгруппа была ликвидирована.

Как только все стихло, товарищи отвезли потерявшего силы Зелимху в больницу. Врачи сделали все, что было в их силах, но возможностей районной больницы оказалось мало. Тогда глава республики Рамзан Кадыров принял решение везти раненого в Москву. Милиционер, который многие годы спасал чужие жизни, в этот раз сражался за свою собственную.

Почти месяц Зелимха был в коме. Родные молились, надеялись, ждали хороших новостей, несмотря на сдержанные прогнозы медиков. Они верили, что сила духа и крепкий организм помогут мужчине выйти победителем. Но 26 сентября 2010 года капитан милиции Зелимха Султанович Мацуев скончался в московской больнице, не приходя в сознание.

После гибели Зелимхи совершенно незнакомые люди рассказывали родным героя, как он помогал им — одного поддержал деньгами, другому помог сделать ремонт, устроить сына на работу. Отец Зелимхи Султан Селим-Султанович, принимая слова благодарности и соболезнования, сказал тогда: «Оказывается, мы совсем не знали своего сына».

За мужество, героизм и самоотверженные действия, проявленные при исполнении служебного долга в условиях, сопряженных с риском для жизни, за значимый вклад в борьбу с преступностью, терроризмом и экстремизмом на территории Северо-Кавказского региона капитан милиции Зелимха Мацуев указом президента Российской Федерации был посмертно награжден орденом Мужества.

 

Телохранитель

 

В тот сентябрьский день 2010 года в аэропорту Грозного было не протолкнуться. Ожидающие единственного рейса в Москву пассажиры были в недоумении: что происходит? Это несколько сотен человек во главе с Рамзаном Кадыровым встречали самолет с телом Зелимхи Мацуева.

Присутствие в тот день на взлетной полосе президента республики было не случайным. Он встречал, как сам потом признался, брата. Действительно, Рамзан и Зелимха дружили с детства и учились в одном классе. Вместе прошла их юность, а затем они и работали плечом к плечу.

В 2003 году Кадыров-младший предложил другу пойти на службу в личную охрану отца. С того момента и начался отсчет милицейской карьеры Мацуева. Зелимха был рядом с первым президентом Чечни Ахматом-Хаджи Кадыровым и в тот день, когда в Грозном на стадионе «Динамо» во время торжеств, посвященных празднованию Дня Победы, прогремел взрыв. Тогда погибли семь и были ранены более пятидесяти человек. Президент скончался по дороге в больницу. Зелимху отбросило в сторону взрывной волной, и он чудом остался жив.

После смерти Кадырова-старшего исполняющим обязанности президента Чечни был назначен на тот момент премьер-министр республики Сергей Абрамов. Мацуев следовал за Абрамовым повсюду. Сергей Борисович так характеризовал Зелимху: «Этот парень знает свою работу и четко ее выполняет».

После избрания Рамзана Кадырова президентом Чеченской Республики Зелимха продолжил службу в его личной охране. На многочисленных фотографиях с мероприятий, в которых принимал участие глава региона, запечатлен и Зелимха Мацуев, неизменно стоящий за спиной руководителя. В его взгляде сосредоточенность, предельная концентрация и внимание, ведь в его руках жизнь друга, брата, президента.

 

В памяти навечно

 

Старший сын Мацуева Висхан часто вспоминает слова отца: «Нет хуже поражения, чем в шаге от победы», которые стали его жизненным девизом. Он уже взрослый мужчина и сам обзавелся семьей. Средний сын Зайнди в этом году окончит школу. Подрастают Закри и Рамзан. Их воспоминания об отце наполнены его добротой и заботой. Самому младшему сыну Мацуева, Расулу, не исполнилось и годика, когда отец погиб. Он узнаёт о папе из рассказов дедушки Султана, дяди Магомеда, братьев и с гордостью передает эти воспоминания своим сверстникам на уроках мужества в школе.

Через год после гибели Зелимхи в память о нем была открыта мечеть в родном селе Центарое. Одна из сельских улиц также названа в его честь. Руководство республики помогает семье героя.

Старший брат Зелимхи, Магомед, в своем рабочем кабинете оформил мультимедийный стенд, который представляет собой три монитора, расположенных один под другим. На каждом в режиме слайд-шоу демонстрируются фотографии Ахмата Кадырова, его сына Рамзана и погибшего Зелимхи. С этой экспозицией ознакомились многие знаменитости, побывавшие в гостях у Магомеда Мацуева, который занимает пост генерального директора стадиона «Ахмат-арена». Среди посетителей домашней арены футбольного клуба российской премьер-лиги «Терек» были Дмитрий Медведев, Сергей Степашин, Жерар Депардье и многие другие.

В комнате отдыха Магомеда Мацуева на стенах также висят портреты Зелимхи. Он часто бывает там, но не ради передышки, а чтобы побыть с братом наедине, поговорить с ним обо всем на свете.

— Мне очень не хватает его, — признается Магомед. — Он был моложе, но мудрее меня, я часто приходил к нему за советом. Теперь Зелимха в царстве Аллаха, и когда-нибудь мы снова встретимся…

www.ChechnyaTODAY.com


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна

test 2Новости СМИ2