В своих мемуарах Абдурахман Авторханов о дате своего рождения пишет следующее «...я родился Бог весть когда, что-то между 1908 и 1910 годами», однако многие склоняются к дате 1908 года, существуют архивные данные, несколько отличающихся от опубликованных мемуарных материалов автора.В советских печатных изданиях публиковались его биографии, однако в них было много неточностей противоречащих друг другу. Известно, что сам Авторханов говорил, что в них нет правды, кроме как его имени. Однако ошибки допускались и в зарубежных изданиях, так имя великого историка-советолога, писателя, публициста и общественного деятеля, доктора политических наук, члена Союза Писателей СССР, а в впоследствии и почетного гражданина Чечено-Ингушетии, тоже подверглось изменениям, так в газете «The New York Times» в заметке: «Emigres Issue Warning» было изменено на - Александра Авторханова.
Также в американской прессе, того времени были опубликованы неточные биографические данные, популярный американский журнал «Time» в рецензии на его книгу: «The Communist Party Apparatus», утверждает, что Авторханов без суда был сослан на 5 лет в Сибирь, тогда, как согласно его воспоминаниям, он дважды арестовывался и провел около 5 лет под следствием в тюрьмах Грозного и Москвы, где подвергался пыткам. В научном журнале «The American Historical Review» Р. Даниельс, рецензируя его книгу «Происхождение партократии», пишет, что он был взят в плен немцами. Согласно, его мемуарам, он добровольно перешел на их сторону.
Однако А. Авторханов был талантливым писателем, и к счастью для нас, оставил своему наследию мемуары, различные публикации, на основании которых можно делать правдивые выводы о его непростой жизни, именно на них базируется самая правдивая биография.
Абдурахман Авторханов - родился в чеченском селе Лаха Невре ( Надтеречное) учился одновременно в двух школах - в русской и арабской. После окончания школ у него была возможность продолжать образование на месте только в мусульманской духовной семинарии - медресе, но был исключен - за чтение светской литературы. В 1923 году убежал из дома в город, свою фамилию «Авторханов» он получил при поступлении в Грозненский детский дом. По окончанию седьмого класса Авторханов пошел учиться в областную партийную школу, после ее окончания, поступил на рабфак - рабочий факультет. В 1920-1930 годах там проходили подготовку в вузы молодые люди, не получившие своевременное среднее образование.
На РабФак принимались рабочие и крестьяне в возрасте от 16 лет, занятые физическим трудом, по командировкам предприятий, профсоюзов, партийных и советских органов; обучение на рабочем факультете приравнивалось к работе на производстве; слушатели обеспечивались государственными стипендиями, однако Авторханов еще не окончив рабочий факультет, вступил в Коммунистическую партию Советского союза (КПСС), что дало ему возможность, по рекомендации Чеченской партийной организации, поступить на курсы для подготовки высших идеологических кадров партии и преподавателей общественных наук в вузах московского Института красной профессуры. Это была уникальная возможность для молодого, амбициозного чеченца, в институте с лекциями выступали эпохальные фигуры, как Сталин, Троцкий Зиновьев, среди преподавателей Бухарин, Луначарский, Тарле, однако у Авторханова было свое представление о своем будущем. В институте он сблизился с кружком сторонников Бухарина, многие из которых тесно лично общались с лидерами «правой оппозиции». В 1928 году он был переведен на второй курс подготовительного отделения ИКП, но бросил учебу, обосновав свое решение желанием получить техническое образование. Помимо этого, Авторханова тянуло домой, поэтому он вернулся на РабФак, окончил его в 1929 и попытался поступить в Грозненский нефтяной институт, однако партийное руководство Чечни не дало ему продолжить образование и мобилизовало на партийную работу.
Что бы понять, какой выдающейся личностью являлся Абдурахман Авторханов, его железную целеустремленность, необходимо вспомнить те времена и то, как жил чеченский народ. Факт, что чеченец по происхождению попал в партию - феноменально явление, не говоря о том, что его назначили сразу же вторым лицом в тогдашней партийной иерархии Чечни - исполняющим обязанности заведующего организационным отделом Чеченского обкома. Ho в 1930 году назначивший его ответственный секретарь обкома C.A. Хасман был снят и вместо него был назначен новый - В соответствии с партийной традицией, новый руководитель приводит свою команду. Авторханов вернулся в Москву на подготовительное отделение ИКП.В то время он, как пишет сам Авторханов в своих мемуарах, верил
в многократно высказанную после 1917 года позицию Ленина по национальному вопросу, постановления съездов и пленумов партии, считая, что следует учитывать национальные особенности, а не вести единообразную политику на всей территории Советского Союза. Защищая свое понимание официально провозглашенных партией принципов, Авторханов написал в 1930 году статью в газете «Правда», которая долгое время являлась ежедневным центральным органом власти большевиков.
B своей статье он критиковал положение в национальных окраинах, пренебрежительное отношение к местным кадрам и неподготовленную коллективизацию в национальных районах. Через несколько дней Сталин в докладе на открывшемся съезде ВКП заявил, что партия изменила свою политику и теперь перешла к форсированию коллективизации по всему Советскому Союзу. В результате, статья подверглась резкой критике в «Правде», а молодой Авторханов был вынужден написать письмо в газету с отказом от своей позиции. Но, несмотря на свой отказ, Авторханова все же исключили
из ИКП и перевели в сектор национальной печати ЦК ВКП, а в конце 1930 г. откомандировали на Кавказ, где он работал заведующим отделом народного образования Чеченской автономной области, организовал Чеченский Национальный драматический театр и был назначен его директором. В 1932 году был назначен директором Чеченского отделения Партиздата при ЦК ВКП. Это примерно то самое время, когда начали выходить его первые книги: «К основным вопросам истории Чечни» (1930), «Краткий историко-культурный и экономический очерк о Чечне» (1931), «Революция и контрреволюция в Чечне» (1933), «Объединение, рождённое революцией» (1934). B соавторстве с Яндаровым и Мациевым вышла книга «Грамматика чеченского языка». Впоследствии его приняли в Союз писателей СССР по секции критики. Он присутствовал на Первом съезде писателей. B 1933 году он поступил на Курсы марксизма-ленинизма при ЦК ВКП в Москве, а в 1934 году вернулся в ИКП и поступил в Исторический ИКП, который закончил в 1937 году. Одновременно с учебой он был членом пропагандистской группы ЦК ВКП. После окончания Института Авторханов получил направление на работу в Грозный в распоряжение Чечено-Ингушского обкома ВКП. После возвращения на историческую родину Авторханова, в его жизни начался этап нескончаемых преследований и изгнания, в ночь c 31 июля нa 1 августа 1937 года в Чечне было арестовано 14 тыс. человек, позже, 10 октября 1937 года прямо на Пленуме обкома партии были арестованы все (кроме первого секретаря обкома) руководители Чечено-Ингушетии. Вместе с ними был арестован и Авторханов, который только в тот день вернулся из Москвы и получил приглашение на Пленум. Несмотря на то, что все они были арестованы вместе, разным арестованным предъявлялись разные обвинения. Авторханова обвиняли по различным пунктам статьи 58 УК РСФСР - а именно: в измене родине, в участии в подготовке вооруженного восстания, в шпионаже, во вредительстве, в ведении контрреволюционной антисоветской пропаганды, в участии в контрреволюционной организации. По первым четырем обвинениям высшей мерой наказания был расстрел. Три мучительных года велось следствие по его делу, на протяжении всего этого времени Авторханов подвергался пыткам, физическим и психологическим, например, - имитацией расстрела, но никаких свидетельств, которые доказали бы состав преступления, так и не нашлось.
19 марта 1940 года суд оправдал его, но НКВД опротестовал приговор и он вышел на свободу лишь 19 мая 1940 года, но этот приговор также был вскоре отменен и в декабре того же года, его вновь арестовали. Новый суд в октябре 1941 года приговорил его к четырем годам тюрьмы за «идеологическое вредительство», и постановил выпустить его на свободу немедленно с учетом времени проведенного в заключении. И этот приговор был опротестован. В конце концов, он был полностью оправдан Верховным Судом РФССР и вышел на свободу 22 апреля 1942 года. В результате всех испытаний, мучений и несправедливых обвинений Авторханов дал себе клятву - бороться с советской властью всеми возможными способами.
В январе 1941 года в Чечне началось народное антисоветское восстание, под руководством Хасана Исраилова, друга детства Авторханова. В феврале 1942 года Исраилов объединился с руководителем другого восстания Майербеком Шериповым. В результате они полностью контролировали всю горную Чечено-Ингушетию. Руководители восстания планировали распространить его на горные районы Грузии, Дагестана и других кавказских территорий.
По личному поручению Берия Авторханов должен был быть направлен к Исраилову с задачей либо убедить сдаться, либо лишить его жизни. Вместо этого Авторханов во второй половине 1942 года ушёл в подполье и перешел линию фронта. Oн передал немецкому командованию письмо от Исраилова с предложением союза на условиях будущей независимости Чечни. Германское командование предложение союза отвергло, мотивируя это тем, что оно не нуждается в союзниках, a caмoгo Авторхановa нaпpaвили нa работу в отдел пропаганды Кавказского фронта. Вскоре в январе 1943 г., oн переехал в Берлин, пытаясь добиться понимания немцами проблем Кавказа. Немцы интереса к сотрудничеству не проявляли, но зачислили его в штат учреждения. Его работа заключалась в том, что он готовил политические и исторические обзоры по Кавказу. Кроме того он сотрудничал в русской периодике в Германии и стал членом Северокавказского Национального комитета вышел из него в 1944 году. Через год Авторханов покинул Берлин и пробрался в американскую зону оккупации. Совместно с бандеровской организацией «Антибольшевистский блок народов» издавал журнал на русском языке «Набат», где под псевдонимом Суровцев поместил серию статей. В 1948 году он прочёл цикл лекций о Советском Союзе в военной aкaдeмии, которая впоследствии стала называться «Русским Институтом армии США» в Гармише (Германия). На следующий год он был зачислен в ee штат. Авторханов проработал тaм до 1979, именно тогда он ушел на пенсию.
Он преподавал политическую историю России и СССР в XIX-XX веках, историю и организацию КПСС, идеологию и доктрину советского коммунизма, заведовал кафедрой политических наук и был председателем Академического Совета института. За многолетнюю работу в американской армии награжден медалью. Это время, когда помыслы Авторханова приносили наиболее продуктивные результаты. В этот период он стал
одним из самых активных советологов. В 1950 году он был в числе основателей «Института по изучению истории и культуры СССР» в Мюнхене a тaкжe Северокавказского антибольшевистского национального объединения и его журнала «Свободный Кавказ». Он активно участвовал в создании радио «Освобождение» в будущем радио - « Свобода», был организатором ее Северокавказской редакции . Ha русском отделении Радио «Свобода» oн читал курсы радиолекций «История культа личности», «История партии как она была», вёл раздел «Партия сегодня».
В 1950 году в еженедельнике «Посев» под псевдонимом Александр Уралов была напечатана его книгa «Покорение партии» - книга, переведенная на французский язык вышла в 1951 годы под названием «Staline au pouvoir» («Сталин во власти»). Oнa стала бестселлером. Впоследствии, книга была переведена на английский, итальянский и испанский языки. Её цитировали такие известные советологи как Збигнев Бжезинский, Милован Джилас, Роберт Конквест и др.
В 1959 году выходит первым изданием его наиболее популярная в СССР книга «Технология власти. В 1966 году на английском языке выходит его монография «The Communist Party Apparatus», а в 1973 - книга «Происхождение партократии» В 1976 г. опубликована книга «Загадка смерти Сталина : заговор Берия».
После выхода на пенсию, Авторханов продолжал писать, именно тогда в свет вышли его книги «Мемуары», «Сила и бессилие Брежнева», «От Андропова к Горбачеву» и т.д. Естественно человек, принявший участие в политических действий мирового масштаба, не смог остаться равнодушным к событиям, происходящим на его Родине. Авторханов проявлял особый интерес событиям происходящими в Чечне в 90-х годах.В своем выступлении на радио в 1991 году, он обратился к чеченскому народу и президенту Дудаеву. В своем обращении Авторханов призвал искать мирные пути к независимости Чечни и договариваться с демократической Россией. Он также призывал не поддаваться провокациям сторонников старого режима, разжигающих рознь между кавказскими народами. В августе и октябре 1994 он обращается к президентам Ельцину и Дудаеву, где призывал первого остановить движение к войне, которая не нужна ни России, ни Кавказу и встретиться с Дудаевым. Обращаясь к лидерам чеченской оппозиции, он заявил, что поддерживает существование оппозиции с альтернативными программами. Но вооруженная оппозиция является не оппозицией, а бандой.
События последующих лет, показывают, призыв о мирном решении конфликта Авторханова к Ельцину и Дудаеву, остался без внимания, началась продолжительная, бессмысленная война.
Что касается Абурахмана Авторханова, то его яркая жизнь оборвалась в апреле 1997 года, чеченец, крупный политолог, борец за справедливость, ярый противник советской власти, коммунистической идеологии и большевистской практики А. Авторханов скончался в германском городе Ольсинге.

Далла геч дойла цун

 

{mosloadposition user9}


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна

test 2Новости СМИ2