09.11.2009 /12:03/ Грозный. Когда-то в «Известиях», кажется, была популярная рубрика «Город – как норов». В ней рассказывалось о самобытности городов России, описывались нравы и обычаи горожан, их архитектурные достопримечательности, придававшие этим городам оригинальность и узнаваемость. Так и не дождавшись известинского очерка о моем родном Грозном, решил сам написать в газету. Но по причине, не так и неизвестной мне до сих пор, мою статью не только не опубликовали, но и не объяснили, чем она не привлекла редакцию. Авторское самолюбие, конечно же, было задето. Но я решил, что, скорее всего, не смог убедить московских журналистов в том, что в Грозном есть такое, что делало бы его привлекательным и отличало бы от других ничем не заметных городов страны.

Прошло много лет. О Грозном узнал весь мир. Имя его стало нарицательным, символизируя собой мужество и вероломство, руины и людей с тележками, черные глазницы пустых окон и фронтовую пыль, гонимую ветром по раздавленным гусеницами тяжелых танков улицам, покрытыми трупами и засыпанными ржавыми осколками от разорвавшихся снарядов. И неизбывную надежду горожан на возрождение родной столицы.

Когда три года назад президентом республики был брошен лозунг «Грозный без следов войны», и была принята фантастическая программа по восстановлению ее главного города и всех других населенных пунктов Чечни, многие просто не могли поверить, что такое может произойти за такой короткий срок. Однако сегодня с высоты птичьего полета даже самый пристрастный наблюдатель не сможет предъявить авторам программы и ее исполнителям никаких претензий.

Как-то в начале прошлого года гости из Дагестана попросили показать им здание нового аэропорта и (тогда еще) проспект Победы. С удовольствием сделав это, мы решили для контраста показать махачкалинцам и разрушенные здания. Их ведь еще недавно так много было. Час колесили по городу, но таковых не нашли.

Сегодня в столице республике можно встретить… туристов. Правда, пока их можно чаще всего встретить в кругу охраны в самом центре столицы, где взметнулись к небу золотые купола новейшего и крупнейшего в Европе и одного из старейших на Северном Кавказе мусульманского и христианского храмов, но они уже приезжают!

Старожилы Грозного иногда с грустью говорят, мол, не тот он уже. Между тем строители и архитекторы чеченской столицы постарались сделать многое для того, чтобы сохранить приметы Старого города. Но ведь и Москва уже не та, и Санкт-Петербург, и та же Махачкала. И к тому же там не было сразу двух войн на стыке ХХ и ХХI веков!

Прогуливаясь недавно по проспекту Путина, я открыл для себя удивительную картину: напротив Дома Мод, на одном из реставрируемых домов выросла башня с гигантскими часами на трех из ее четырех граней. Знаю Грозный десятки лет, изучал его историю, но такого в городе не было никогда. Своих башенных часов не имеют сегодня тысячи городов России. Не видел я их ни в Ставрополе, ни во Владикавказе, ни в Краснодаре, ни в Нальчике. Как, к сожалению, не слышал, не видел и не читал когда-либо по радио, на экране телевизора и на страницах газет о рождении новой достопримечательности в современной столице Чеченской Республики.

Между тем, в каждой европейской столице, и не только, именно башенные часы, кроме всего, служат примером гордости и привлекательности для ее жителей и граждан всей страны. Считается, что одним из первых в мире о водружении таких часов в Королевском дворце Парижа распорядился еще в 14-м веке король Франции Карл V . В Москве они появились двумя веками позже.

Почти за два столетия своего существования наконец-то и Грозный обзавелся своими курантами. Низкий поклон тем, кто решился и создал в послевоенной и бурно возрождающейся столице еще одну достопримечательность, наравне с уже существовавшими и восстановленными уникальными приметами самобытности одного из крупнейших и несгибаемых городов современности.

На днях снова довелось оказаться на проспекте Путина. Только было хотел тронуть гостя за локоть и обратить его взор на наши башенные часы, как заметил на них те же 14 часов 55 минут, которые те показывали и полгода назад, когда я их впервые увидел и сфотографировал. Мои куранты стояли!

Зачем, спросит скептик, столько словес в пользу «каких-то часов, когда проблем у нас и так невпроворот»? Дело в том, что башенные часы, как и сами башни, служили и до сих пор служат символом городов и целых государств, защищенности, сплоченности и, если хотите, целеустремленности жителей городов и стран.

Башенные часы можно сравнить с государственным флагом, который, однажды поднятый, уже никогда на должен быть опущен. Они, как гимн, который никогда не может быть прерван, пока не прозвучит до конца. Они – зеркало времени, в котором мы все живем. Времени, которое никогда уже для нас не должно остановиться. И тем более – пойти вспять…

grozny-inform.ru
www.ChechnyaTODAY.com




Обсудить на форуме

{mosloadposition user9}


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна