25 октября 2009 года исполнился ровно год, как не стало Муслима Магомаева… Бег времени неумолим… Оно безжалостно уносит все, что оказывается в его водовороте: и низменное, и благородное, и посредственное, и …великое! Именно к плеяде великих и относится незабвенный и гениальный Муслим Магомаев, ушедший из жизни год назад. Своим уходом завершивший целую эпоху в культуре России… эпоху М. Магомаева! Считаю своим долгом напомнить об этом в связи с тем, что другие народы стряпают свою историю и своих героев, высасывая их из пальцев, а наш народ – что имеет, не хранит… В результате такого пренебрежения и безответственности к собственнойистории и культуре ярчайшие представители нашего народа и духовные ценности, созданные ими, становятся достоянием других народов и наши герои оказываются включенными в пантеон других народов. Пишу об этом с болью, потому что в разных регионах России и в Азербайджане проходят акции, посвященные памяти Муслима Магомаева. Так, 17 августа текущего года, в день рождения певца в Москве, у дома, где жил Муслим, состоялся стихийный митинг, посвященный его памяти! По зову сердца собрались тысячи почитателей его духовного наследия разных национальностей! Митинг проходил с исполнением его песен, декламацией стихов, посвященных его памяти!.. Закончилась акция… возложением цветов у подъезда его дома! Далее мною получена информация, что в день годовщины смерти певца, 25 октября сего года, в Баку устанавливается мемориальный памятник великому артисту. Это должно быть очень обидно нам…ибо в его жилах не было ни одной капли азербайджанской крови. Он был чеченцем! Здесь можно предвидеть возражения обывателей (и не только) о том, что он сам при жизни нигде и никогда не называл себя потомком чеченцев. Во-первых, это не соответствует действительности. Есть случаи, когда он называл себя таковым…об этом я писал в своей первой статье, написанной по случаю кончины певца в октябре 2008 года… Во-вторых, не отказывается же армянский народ от Шарля Азнавура, армянина по происхождению, из-за того, что тот на всех Парижских перекрестках с гордостью называет себя французом… Армянский народ считает его и, вполне справедливо, своим героем, пусть и этническим… И таких примеров можно найти сколько угодно. А в случае с Муслимом как раз и проявился именно его чеченский максимализм. Видимо, чувствуя свой божественный талант, он не мог позволить себе прозябать до того, чтобы сгинуть здесь окончательно… во вторых, в тот период ему не было никакой перспективы для творческой самореализации за рамки тогдашней Чечено-Ингушетии из-за реальной «второсортности» республики, связанной с возвращением из депортации. Дамоклов меч недоверия и нежелание центра сделать тогдашнюю Чечено-Ингушетию равной среди других республик были явными и недвусмысленными. Муслим в своей автобиографической книге: «Живут во мне воспоминания!» пишет, что он понял, ни работать, ни учиться здесь ему не суждено, именно из-за отсутствия всякой перспективы… Тяготил его, по его собственному признанию в книге, и гнет чиновников от культуры. Муслим пишет, что зарплату в Грозненской филармонии платили раз в несколько месяцев. “Из-за жадности директора филармонии я впервые в жизни оценил вкус обычного черного хлеба с килькой… В продуваемых всеми ветрами гостиницах мы с женой Офелией кормили клопов… И не было никакой перспективы получить сколько-нибудь сносного жилья…” К тому же, по возвращении из Хельсинки со Всемирного фестиваля молодежи и студентов, где впервые получил всемирную известность – обнаружил в почтовом ящике своей бакинской квартиры телеграмму от министра культуры Чечено-Ингушетии с угрозой, что, если в течение определенного срока не оплатит проживание в гостинице «Кавказ» – будет отдан под суд… Скажите на милость, с каким воодушевлением после всего этого он будет называть себя чеченцем. Человек, рожденный адыгейкой по фамилии Ханжалова в городе Баку. Отец его, Магомед – метис, от деда чеченца, композитора М. Магомаева и бабушки – татарки Байдигюль Трегуловой. Рос среди бакинской музыкальной богемы. Учился в прекрасной музыкальной школе – десятилетке при Бакинской консерватории и при всем этом, до приезда в Грозный уже имел известность в Баку… Скажите пожалуйста, зачем ему нужна была эта Чечено-Ингушетия после всего этого. Я думаю, не нужна была. И этому имелись все основания. Хотя если бы тогдашние чиновники республики отнеслись к нему с должным вниманием и помогли ему творчески самореализоваться, может быть он и остался бы жить и работать в республике и признал бы себя чеченцем… Но, как говорится, история не имеет сослагательного наклонения. И тем не менее, Чеченская Республика и ее народ имеют больше оснований считать этого великого певца своим, нежели любой другой народ или республика. Этнически, по крови, он, все-таки – чеченец: ни татарин, ни адыг, ни тем более азербайджанец. А именно чеченец. Поэтому нужно признать его своим так же, как признаем мы своими Александра Чеченского, художника Петра Захарова, турецкого генералиссимуса – Мехмет Пашу, Бувайсара Сайтиева, живущего в Дагестане и т.д. А признав, думаю, нужно увековечить его имя, хотя бы назвав одну из улиц Грозного его именем. Тем более, что многие улицы нашей столицы имеют названия, не несущие никакой смысловой нагрузки для истории чеченского народа. Если представить невозможное и спроецировать его приезд в молодости в нашу республику на настоящее время, при Президенте Рамзане Кадырове… думаю, он с удовольствием признал бы себя чеченцем. Дала гечдойла цунна! Дала ялсмане хьаша войла иза а, цунна т1ег1ондолу вай а. М. Ясаев, народный артист ЧР

{mosloadposition user9}


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна

test 2Новости СМИ2