доллар    57.34 $
евро 67.73 €
20 октября, 06:39
Погода в Грозном +8 в Грозном

Альви Муцаев как эксперт и коллекционер

23 июля в 13:28 (2008 г.)
Как известно, народное творчество определяет уровень культуры любого этноса. Так, народы Кавказа издавна славились изготовлением оружия. Об этом мы можем судить, пролистывая страницы истории, где часто можно встретить портреты с изображением доблестных кавказских войнов, для которых оружие было не только средством защиты, но и частью национального костюма. Они высоко ценили оружие, и всячески старались его украсить, не жалея при этом средств. Дошедшие до нас великолепные произведения ювелирного искусства говорят о мастерстве и конструктивной мысли того, кто изготовлял и украшал оружие. У чеченцев процесс изготовления оружия был секретом, который являлся достоянием отдельной фамилии. Эту тайну они передавали по наследству. Никогда фамильные секреты мастерства не передавались всем потомках, тем более в юном возрасте. К сожалению, большинство имен чеченских оружейников до нас не дошли, в силу сложившихся разного рода обстоятельств. Исследованием данной проблемы с недавних пор занялся Альви Муцаев, заместитель генерального директора ГУ «Национального музея ЧР», главный хранитель музея. Он посвятил этому немало научно-исследовательских работ, доказывающих, что чеченские мастера создавали, поистине, шедевры оружейного искусства. Альви Муцаев родился в Казахстане в 1951 году. В течении восьми лет он испытал на себе суровый казахстанский климат. В августе 1959 года со своими родственниками выехал на родину. В 1969 году окончил среднюю школу № 16 города Грозного. В этом же году поступил в Нефтяной институт, на строительный факультет. Окончил в 1974 г. 17 лет работал на объектах строительства в Грозном, в Волгограде, в Казахстане. И только с 1997 года работает в Национальном музее. Еще с 10 класса, Альви Муцаев увлекался коллекционированием бумажных денег, монет, потом темы постепенно расширялись. Всю жизнь его интересовали исторические предметы, особенно то, что касалось чеченского народа. Будучи патриотом своей родины и своего народа он с большим уважением и трепетом рассказывает о своих коллекциях. Демонстрируя изделие, изготовленное одним из чеченских мастеров, просит, чтобы мы обратили внимание с каким изяществом и профессионализмом выполнена работа. Кстати, А. Муцаев является экспертом по прикладным предметам, что в свою очередь позволяет давать экспертные заключения на ряд предметов по следующим направлениям человеческой деятельности: старинное огнестрельное, холодное оружие; нумизматика, баллистика. Конечно, с ним консультируются и по другим направлениям. Главное, он является единственным экспертом в этих областях по Чеченской Республике. Для того чтобы быть хорошим экспертом, надо разбираться в реставрационных работах и это далеко не ремонт, и не реконструкция, а воссоздание прежнего вида, говорит Муцаев. И именно знание некоторых направлений реставрации помогло ему как эксперту определить представленные на экспертизу предметы. Будучи экспертом-реставратором, мне легче работать по своей основной профессии, отмечает главный хранитель музея. Его огорчает то, что бытует мнение, якобы около каждого чеченского мастера клиночника находилось по два-три дагестанских мастера - серебряника, которые делали серебряные приборы для кинжалов и шашек. Конечно, дагестанским мастерам нужно отдать должное, но наши мастера всё же превосходили их в своем искусстве изготовления и украшения изделия. Как было сказано выше, кому принадлежало авторство того или иного изделия выявить очень тяжело. И здесь нужен не только кропотливый труд, но и опыт, и меткий глаз. Имея все эти качества и зная арабскую письменность, Альви Муцаев вместе со специалистом по кавказскому оружию и ювелирному делу Э.Г. Аствацатурян, смог определить, кем был изготовлен вещественный памятник – чеченский национальный мужской пояс. На ведущем наконечнике с левой (оборотной) стороны имеется надпись золотой насечкой, выполненная арабской графикой на чеченском языке: «Х1ара дина Ахьмад бин Хамад» (Это сделал Ахмад сын Хамада).
К сожалению, история самого пояса неизвестна. Этот пояс был приобретен самым примитивным образом – на грозненском рынке, где перепродавали предметы антиквариата. Ведь для некоторых это способ выживания и судить их мы не в праве. Подробнее об этом поясе вы сможете узнать, прочитав научную статью Альви Муцаева под названием «Пояс с насечкой».

Янгулбаева Милана
wwwhechnyatoday.com

Пояс с насечкой
Бытует расхожее мнение, что около каждого чеченского мастера клиночника находилось по два-три дагестанских мастера – серебряника, которые делали серебряные приборы для кинжалов и шашек. Это утверждение совершенно неверное. Да, дагестанцы-отходники работали в Чечне, но и чеченцев-ювелиров было предостаточно. Хотелось бы показать это на конкретном примере. В ювелирном деле самой сложной техникой считается инкрустация1. Известно имя чеченского мастера, который достиг больших высот в этом деле. И, самое главное, чудом сохранился вещественный памятник – чеченский национальный мужской пояс, изготовленный им. Пояс изготовлен техникой насечки2 и ташировки3 золотом по серебру. Обычно, насечка делается мягким металлом (золото, серебро, латунь и т.д.) по более твердому металлу (железо). Обращает на себя внимание то, что этот пояс изготовлен одним мягким металлом по другому более мягкому металлу. Наложение черни темно-синего цвета тоже является отличительной особенностью, т.к. чернь обычно черного цвета. На ведущем наконечнике с левой (оборотной) стороны имеется надпись золотой насечкой, выполненная арабской графикой на чеченском зыке: «Х1ара дина Ахьмад бин Хамад» (Это сделал Ахмад сын Хамада). Надо отметить, что чеченцы с ХVI века широко использовали арабскую графику, адаптированную к чеченскому языку. К сожалению, на поясе не проставлена дата изготовления, но по многим признакам его можно датировать периодом не позднее середины XIX века.
Известный исследователь по кавказскому оружию и ювелирному делу ведущий научный сотрудник Государственного исторического музея (ГИМ) Э.Г. Аствацатурян признает принадлежность пояса чеченскому мастеру и дату его изготовления. Она считает пояс уникальным, а его открытие – сенсацией. Сенсация в том, что данное открытие ломает сложившийся стереотип. Уникальность в том, что пояс такой техники исполнения (золотом по серебру) встречается впервые. Всероссийскому реставрационному центру им. И.Э. Грабаря в Москве, где работают лучшие специалисты, было предложено изготовить недостающую деталь по ее паре. Взялись, но через три месяца признались, что не могут технически выполнить эту работу. Это несмотря на достижения науки и техники за последние полтора века. Возможно, техника такой инструкции утеряна.
Хочу сообщить, что Э.Г. Аствацатурян с удовольствием согласилась и включила материал об этом поясе и других предметах работы чеченских мастеров в свою книгу «Оружие народов Кавказа», которая вышла в свет 4. Для нас это очень важно, т.к. с материалом, напечатанным в книге известного исследователя в этой области, ознакомится более широкий круг читателей.
Надо иметь в виду, чтобы появился один великолепный мастер, должно быть много хороших мастеров, и еще больше мастеров «средней руки». Чеченцы их имели, но их имена утеряны. Наша задача вернуть их имена народу.

1 Инкрустация – украшение изделий и зданий узорами и изображениями из кусочков мрамора, керамики, металла, дерева, перламутра и т.п., которые врезаны в поверхность и отличаются от нее по цвету или материалу. Распространены инкрустации деревом по дереву (интарсия) и металлом по металлу (насечка).
2 Насечка – техника художественной обработки металла, дерева, кости, рога; в штрихи гравированного узора забивается тонкая золотая, серебряная или другая проволочка.
3 Ташировка – техника художественной обработки материала. Применяется, когда площадь элемента узора большая. В приямок гравированного узора заливается разжиженное ртутью золото. Ртуть выпаривается, золото остается.
4 Аствацатурян Э.Г. Оружие народов Кавказа. СПБ, 2004, стр. 168.

Альви Муцаев
www.chechnytoday.com



 

{mosloadposition user9}

Если нашли ошибку в тексте выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

ОБСУЖДЕНИЕ

апти
21 октября в 12:44
Альви муцаев
Татьяна
31 мая в 23:21
Мне очень понравилось. Рамзан красава (простите за словоЪ
Татьяна
31 мая в 23:18
Мне понравилось Рамзан КРАСАВА
Шуддин
9 апреля в 22:18
Парень УРОД
Шуддин
9 апреля в 22:16
Рамзан, Если все так делает то респект ему
Aslan
28 марта в 01:13
Bovzam bevza ezu KIantan Nohchi Ramzan Krasavchik!°
HAMZAT BELGIYA
25 марта в 20:44
RAMZAN AHMADOVICH day ALLAH TEBE SILU . YA TEBE ZAVIDUYU TI ZARABOTAL SEBE RAY.CHESHIY,SMELIY, MUDRIY I SAMIY GLAVNIY ISTENNA VERUYSHIY.YA GOTOV UMERET NA TVOYOM PRAVELNOM PUTI .NO SUDBA YA GIVU DALEKO OT RODINI V BELGII .
М.......а
24 марта в 09:51
ВаАллах1и иэхь дукх цара лелош дерг, ма1ар лазийнарг цхьана Рамзанина т1е воьдуш ву, как-будто у него других дел нет!