Сегодня в Министерстве культуры ЧР состоялось открытие памятника в честь Махмуда Эсамбаева. 15 июля ему исполнилось бы 84 года. На этом мероприятии присутствовали представители: творческой интеллигенции, культуры и искусства, его односельчане, родственники, близкие, журналисты, а также ансамбли «Вайнах», «Башлам», «Нохчо», знаменитый танцор, ученик Эсамбаева Сулумбек Идрисов, представитель Правительства Дадуев Магомед и другие.Первое слово было предоставлено министру культуры Музакаеву Дикалу. «Он не только великий артист, но и настоящий патриот своего народа. Он всегда популяризировал свою национальность. Приглашая на свои концерты земляков, он всегда их сажал на первые места. То есть, всячески проявлял уважение к своей Родине и тем людям, которые там живут», - сказал министр культуры. Также выступил и Сулумбек Идрисов, отметив, что Эсамбаев был не только талантливой личностью, но и замечательным человеком.Вряд ли сегодня найдется место на планете, где бы не знали имени народного артиста СССР, Героя Социалистического Труда, великого танцора Махмуда Эсамбаева. Уроженец чеченского села Старые Атаги, Махмуд Эсамбаев с раннего детства приобщился к танцам и, несмотря на сложности, воплотил в жизнь свою мечту — овладеть языком танца всех народов мира. Природа наделила его талантом, и он распорядился этим даром с присущей ему щедростью и ответственностью. «Долг артиста — сеять в душах людей доброе, вечное, любить людей и больше делать добра», — говорил Махмуд Эсамбаев. Сам он неуклонно следовал этой заповеди, и люди платили ему взаимностью. Он стал артистом наперекор воле отца, считавшего выбор сына недостойным настоящего мужчины. Солист эстрадной сцены, имевший в 50-70-х годах огромную популярность. Герой светских хроник последних лет, где его неизменная папаха из отборного каракуля была столь же приметной, как и другой предмет гордости Эсамбаева - осиная до старости талия...Справка с сайта Всемирного Благотворительного фонда имени Махмуда Эсамбаева:Он начинал в оперном театре города Фрунзе, куда его приняли, оценив возможности самородка, после двухлетнего профессионального образования (для танцовщика срок малый до невозможности). Экспрессия его жеста и орлиная внешность пригодились для Злого гения, Гирея, Тараса в "Тарасе Бульбе" и феи Карабос - отрицательной героини "Спящей красавицы". Позже он создаст уникальный монотеатр танцминиатюр. И объедет весь мир с программой "Танцы народов мира".Многие композиции он поставил себе сам, на сто пятьдесят процентов используя свой феноменальный от природы шаг, склонность к гротеску и редкого масштаба мужскую грацию. Выступая в одиночестве, Эсамбаев легко подчинял себе любую сценическую площадку, мастерски умел приковать к себе внимание и удержать его. Он создал авторский театр танца, в котором артисту не было и нет конкурентов. Зная законы эстрады, Эсамбаев выверял свои эффекты по секундомеру - и при этом захватывал невероятной силы экстазом. Все его номера становились шлягерами.Позже, в 50-е годы Махмуд Эсамбаев обратился к народному танцевальному творчеству, это совпало с восстановлением Чечено-Ингушской АССР. Эсамбаев стал солистом филармонии своей республики и начал создавать танцы-новеллы, посвященные культуре разных народов. Среди его первых работ были индийский ритуальный танец "Золотой бог", испанский танец "Ля-коррида", таджикский "Танец с ножами".В 1959 году Эсамбаев выступал со своей программой в Москве, затем в составе труппы "Звезды советского балета" объехал с гастролями Францию, Южную Америку. Рядом с всемирно известными балеринами он имел триумфальный успех. И где бы ни проходили гастроли, Эсамбаев, подобно увлеченному коллекционеру, собирал танцы разных народов. Он их молниеносно разучивал и исполнял в той же стране, которая ему их подарила.После зарубежных гастролей Эсамбаев создал свой коллектив. С программой “Танцы народов мира” он покорил не только Россию, но и весь мир.Эсамбаев неоднократно избирался депутатом Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР, РСФСР, СССР. При его активной поддержке строились в чеченской столице Грозном новое здание драмтеатра, цирка…Думаю, мы должны гордиться, что этот знаменитый человек, которого по праву называли «Чародеем танца», «Шаляпиным в танце», звездой балета и эстрады, великим, гениальным, «Легендой XX века», был из нашей среды, был чеченцем. Ведь своим творчеством он утверждал идеалы гуманизма, добра и любви. Дала геьч а дойла цуна!

Янгулбаева Милана
www.Chechnyatoday.com

 

{mosloadposition user9}


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна

test 2Новости СМИ2