доллар    57.39 $
евро 67.76 €
22 октября, 05:31
+10 в Грозном

«Территория согласия»

25 февраля в 09:31 (2010 г.)
25.02.2010/9:31/ К нам в редакцию принесли интереснейший журнал - «Территория согласия», издаваемый в г. Томске. Это второй номер, и для нас он интересен тем, что практически посвящен чеченцам. Он знакомит читате- лей с ЧР и ее народом, его культурой, его традициями и обычаями. Ознакомившись с материалами номера, мы пришли к выводу, что в нем найдут для себя много нового и интересного не только те, кто мало что знает о нашем народе, но и сами чеченцы. «Чеченцы принадлежат к древнейшим автохтонным (т.е. зародившимся на месте современного нахождения – авт.) этносам Кавказа, - читаем в журнале. – Они относятся к балкано-кавказскому типу европеидной расы… и являются частью вайнахской эт- нической общности, из которой наиболее известны три народа: чеченцы, ингуши и бацбийцы (живут в Грузии)». Мы также узнали из подборки матери- алов, что по данным Всесоюзной переписи населения 1989 года, в РСФСР проживало 899 тысяч чеченцев, общая численность их в мире составляла 957 тысяч, наиболее крупная группа, проживавшая за пределами бывшего СССР, находилась в Иордании и со- ставляла 5 тысяч. (За последние десятилетия эти цифры изменились – в прессе дважды: до военных действий и после – сообщалось, что чеченцы по численности населения благополучно «перевалили» за миллион- ный рубеж, многие в годы войны находили приют в европейских странах). В ХVIII – Х1Х веках, говорится в журнале, среди чеченского населения была распространена арабская письменность. В 1925 году она была переведена на латинскую графику, а в 1938 году – на русскую. Много интересной информации в разделе «Происхождение чеченцев»: «…самые глубокие их корни исторически тянутся к Шумерскому царству (30-й век до н.э.), они считают себя также потомками древних урартийцев (IX-VI века до н.э.). Во всяком случае, расшифрованная клинопись двух этих цивилизаций указывает на то, что в чеченском языке сохранилось немало аутентичных слов. Известия о вайна- хах содержатся в трудах античных авторов. …В армянских источниках XII века чеченцы упоминаются под именем «нахчаматьян», грузинские источники называют чеченцев дурдзуки, малхи и кисты. Под нынешним самоназванием чеченцы упоминаются в «Летописных хрониках» времени Георгия Блистательного XIV века». Так уж исстари складывалось, что пред- кам чеченцев всегда приходилось быть при оружии, чтобы противостоять чужеземным завоевателям (орды Чингис-хана, конница Тамерлана и др.) или отражать набеги воинс- твенных отрядов других кавказских этносов. В годы испытаний горы становились для че- ченцев приютом и убежищем. И люди здесь становились похожими на эти горы – такие же суровые и гордые. «…Поэтому каждый мальчик с пеленок воспитывался жестко и сурово – как будущий воин, …и по сей день чеченская этика запрещает ласкать, баловать детей, потакать их капризам. И сегодня у колыбелей традиционно поются старинные песни, восхваляющие воинскую доблесть, отвагу, доброго коня, хорошее оружие». В разделах «Общество и горская демок- ратия», «Непростое соседство», «Структура чеченского общества» рассказывается о трудном становлении Чечни, о явлениях, которые обусловили своеобразный горский менталитет. «Ежедневно они должны были воевать, чтобы выжить, причем, соперника- ми были, с одной стороны, суровая окружа- ющая среда высокогорья, с другой стороны – неожиданный и коварный агрессор», ведь Кавказ всегда являлся объектом притязаний ближних и дальних стран, - к примеру, Османской империи, Ирана, Московской Руси и др. Едва начавшиеся ростки дипло- матических связей чеченских правителей и аульных обществ с Москвой не получили своего дальнейшего развития. Начиная с Петра 1 политика России в отношении Чечни приобретает колониальный характер. Краткий обзор истории Чечни (особенно в части современной истории) и сложных отношений чеченского народа с Россией дан в журнале предельно объективно, изобилует интересными фактами и не оставляет места для недовольства ни одной из сторон. Что касается менталитета чеченцев, кодекса норм и правил поведения – адатов, чеченского этикета, то они описаны в жур- нале не просто объективно, а с некоторой долей восхищения. «Дух горской свободы и демократии превращал в культ чувство личного достоинства. На этой основе и сфор- мировался чеченский менталитет. Слова, ко- торыми чеченцы исстари приветствуют друг друга, отражают дух личной независимости – «Приходи свободным!» На Кавказе особое отношение к женщи- не. «Так, чеченец никогда не пустит женщину впереди себя – ее надо оберегать, на горной дороге много опасностей – обвал или дикий зверь. К тому же, со спины не стреляют». Неудивительно, что горский этикет отводит женщине и роль особую: она – хранитель- ница очага. Время изменило ее функции, потому что изменился уклад жизни, но в переносном, символическом значении она так и осталась «хранительницей очага». И впрямь, как сообщает журнал, «до сих пор самым страшным проклятием у чеченцев считаются слова: «Чтобы огонь погас в твоем очаге!» О гостеприимстве кавказцев ходят красивые легенды, и они, конечно, не бес- почвенны. У чеченцев это понятие было возведено в культ. В связи с этим в журнале описывается случай, который произошел при чеченском восстании 1877 года. Части российского генерала Смекалова осадили непокорный чеченский аул Махкеты, и он обратился к старейшинам с требованием выдать одного из организаторов восстания по имени Умма, который там скрывался. В противном случае, грозился генерал, село со всеми посевами, жителями и их иму- ществом будет уничтожено, либо они будут изгнаны в Турцию. Старейшины в своем письме ответили следующее: «О генерал! От народа можно требовать только воз- можное. Ты же знаешь, как трудно бы мы прощались с могилами предков и родной землей. Но мы не можем выдать Умму. Он был нашим гостем». После чего село было сожжено дотла, большая часть его жителей перебита. Но чеченцы отстояли то, что ценили выше жизни – свою честь. Не меньший интерес для людей, незна- комых с чеченской этикой, да и для самих чеченцев, представляет раздел «Кровная месть», которая представлена как «де- структивный обычай». Наверное, все, что доводится людьми до абсурда, даже если это делается с благими намерениями, можно считать деструктивным. К примеру, в статье приводится пример, как в дагестанском ауле Кадар два рассорившихся клана продолжали кровную месть почти 260 лет – с ХV11 века до середины XIX! «Знаток кавказских реалий Люлье сравнивает кровную месть с вендет- той на Корсике. По его мнению, кровная месть у горцев, в отличие от вендетты, не является каким-то непримиримым и непре- рывным чувством, это скорее обязанность, налагаемая общественным мнением». С глубоким знанием темы рассказывает журнал о чеченских кланах – тейпах, об осо- бенностях отношений в чеченской семье, об особом почтительном уважении к старшим, об испытаниях, выпавших на долю вайнахс- ких народов, о труднопереводимом понятии «нохчалла», вобравшем в себя целый свод правил поведения, - этаком «кодексе чес- ти», который чеченец вбирает в себя с первых лет жизни и которому добровольно следует до конца дней своих. Но особое наше внимание привлекли люди, которые сегодня находятся далеко от родины – в Томской области, и которые с честью представля- ют свой народ. Это такие, как Ваха Собралиев – председа- тель Совета директоров ООО «Томскбурнефтегаз», Руслан Ахмадов – руководитель ан- самбля народного танца «Дай- мохк», Адым Хасаев – ранее военный комиссар Томской об- ласти, Хусейн Акаев – дирек- тор АО «Вершининское», Али Айдамиров – руководитель ООО «Техноцентр НижАвто», Вахид Дабиев – директор сель- ской школы, Муса Алиханов – подполковник милиции, начальник отдела управле- ния уголовного розыска УВД Томской области и многие, многие другие, кто входит в чечено-ингушскую диаспору. Мы вправе гордиться своими земляками. В завершение рассказа об этом инте- реснейшем номере «Территории согласия» хочется от души поблагодарить Евгению Боровкову, Татьяну Синицыну, Эмиля Су- лейманова, Ирину Рубан, - всех, кто так или иначе причастен к выпуску журнала. Низкий поклон вам всем! И напоследок. «Ансамбль «Даймохк» желает всем: «Доброты и большого, боль- шого межнационального рукопожатия; это спасательный круг на волнах жизни». Умиша ИДРИСОВА

{mosloadposition user9}

Если нашли ошибку в тексте выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

ОБСУЖДЕНИЕ

Комментариев нет