10.03.2010/9:54/ Художественно-промышленная академия располагается в тихом Соляном переулке Санкт-Петербурга. Обычно здесь даже в будний день немного и машин, и людей – только гуляющие дети в сквере напротив. Но вечером 9 февраля все было иначе: огромное количество машин, желающих припарковаться хоть где-нибудь, множество людей у входа в академию, среди которых можно было узнать достаточно известных петер- бургских деятелей культуры. Причина такого ажиотажа - открытие выставки интереснейшего петербургского худож- ника Саида Бицираева. Даже отдельные его произведения, появляясь на выставках, всегда привле- кают к себе внимание, а здесь автор ре- шил порадовать своего зрителя собрани- ем картин, созданных в последнее время и тематически объединенных близкой и довольно парадоксальной тематикой: «Пространство времени». Жанр работ, представленных здесь, разнообразен.Это и пейзажи, и тематические ком- позиции, и даже натюрморты, однако художник каждый раз расширяет смыс- ловые границы, создавая философские притчи со сложным многоплановым содержанием. Очень многие работы, созданные в Петербурге, невозможно понять вне контекста того, что происходит с роди- ной художника, Чеченской Республикой. Это сказывается и в отдельных изобрази- тельных моментах и сюжетах, имеющих реальную подоснову. Одна из картин, представленных на выставке, дала ей название. Это «Про- странство времени», выполненная в 2004 году. Здесь представлены песочные часы на фоне красного цвета. Песок, пересыпаясь из одной емкости в дру- гую, отмеряет время, но пространство, в котором это время находится, окраше- но не в праздничный красный цвет, а в цвет кровавого оттенка. Так возникают ассо- циации с тем време- нем, в котором эта картина создавалась, времени, в котором лилось очень много крови, в том числе и первого Президента Чеченской Респуб- лики Ахмат-Хаджи Кадырова. Рядом с этой рабо- той – картина «Про- странство войны» (2006 г.), в которой художник Саид Бици- раев еще раз обраща- ется к теме войны на его родной земле. На полотне изображен Грозный в руинах. Здесь активно ис- пользованы изобрази- тельные возможности синего цвета. Его тра- гическое звучание как нельзя кстати. Кажет- ся, что минуту назад было боевое сраже- ние, и что от войны не уцелело ничего. На картине изображено несколько разрушенных домов, черные балки перекрытий. Пустота и трагичес- кое безмолвие - вот две составляющие этого пространства. В противовес этому полотну на выставке немало работ, отображающих пространство мира, пришедшего на чеченскую землю. Но если говорить о наиболее праздничном полотне в экспо- зиции, то это картина, посвященная дню победы в Великой Отечественной войне, написанная художником в 2006 году. В этой композиции художник остался верен основной концепции выставки и создал произведение со сложной про- странственной структурой. Сквозь ее геометрическую структуру, созданную сочными красными и зелеными мазками, чем-то напоминающих праздничный са- лют, проступают силуэты людей, многих людей. Только в одном случае мы явно различаем силуэт воина. Но зритель по- нимает, что это те, кто остался за чертой праздника. Выставка работ заслуженного худож- ника Чеченской Республики Саид-Хусей- на Бицираева стала важным событием в художественной жизни Петербурга. Его подвижническая деятельность, способ- ность удивлять и восхищать зрителей и коллег по искусству – достойный пример для подражания ученикам мастера, для которых посещение экспозиции именно в залах музея художественно-промыш- ленной академии – значимая часть образования. Иван ПЕРЕЯТЕНЕЦ, внешт. собкор «ВР» в Санкт-Петербурге

{mosloadposition user9}


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна

test 2Новости СМИ2