09.04.2010 /11:13/ НТВ: Александр Геннадьевич, Вы еще в аэропорту заявили о том, что выводы о положении в Чеченской Республике сделаете вечером. Что Вас обрадовало сегодня и что огорчило? Хлопонин: Сразу могу сказать: меня ничто не огорчило. Абсолютно ничего не огорчило. А обрадовало меня очень многое. Но самое главное – меня обрадовали люди, с которыми мне удалось пообщаться, встретиться. Это и студенты, и люди, с которыми я встречался в правительстве, сам кабинет министров. Это, безусловно, и наша творческая интеллигенция, с которой мне удалось пообщаться. Это преподавательский состав, профессора. Мне

очень понравилось то, что я увидел в городах, в которых мы сегодня побывали. Это неожиданно превзошло все мои ожидания. То есть я слышал много о том, какими темпами восстанавливается республика, но такого я не ожидал. И, конечно, искренне могу сказать, что это в основном благодаря Рамзану Ахматовичу и его команде, которая вместе с ним сегодня здесь работает. Действительно, я могу это искренне говорить, открыто. Меня это очень порадовало. То, что предстоит еще очень многое сделать, это тоже очевидно. То, что нам за короткий период времени нужно пробежать очень большой путь, забыть тот трудный период, который пришлось преодолеть чеченскому народу, это очевидно. И здесь мы все должны понимать, что мы должны работать все вместе, для того чтобы быстрее создать условия для людей, которые в свое время пострадали, это тоже очевидно.

«РИА Новости»: Александр Геннадьевич, мы сегодня слышали Ваше выступление в Российском исламском университете. Вы сказали, что хотите, чтобы Кавказ стал жемчужиной России. Интересно, когда это произойдет?

Хлопонин: Это, безусловно, зависит не от меня. Я не кудесник и вряд ли смогу сделать это в одиночку. И, наверное, моя задача здесь сегодня - сделать все, что от меня зависит, чтобы это быстрее произошло. Но еще раз говорю: слишком мало времени прошло после тех событий, для того чтобы и морально от этого отойти, и сделать очень большой объем работы, чтобы образовывать нашу молодежь, которая здесь сегодня учится и старается получить хорошее, качественное образование. Мы должны создать новую среду умных, талантливых людей. Для этого надо многое проделать в системе образования. Большая работа по восстановлению еще предстоит. Много людей у нас сегодня не устроено в связи с теми событиями, которые у нас происходили здесь.

Когда это произойдет? Это зависит от того, насколько мы, взявшись за руки, все вместе будем работать. Зависит от всех. Зависит, прежде всего, от чеченского народа, зависит от чиновников, которые сидят в Москве и которые будут сидеть в округе. Все зависит от всех нас. Мы сейчас должны выбросить все то старое, оставить за бортом и двигаться вперед.

НТВ: (Вопрос к Р.А. Кадырову) Вы сегодня утром заявили, что собираетесь показать Александру Геннадьевичу все самые сложные объекты, которые нуждаются в федеральной помощи. Что Вы показали, удалось ли добиться взаимопонимания?

Кадыров: У нас всегда было полное взаимопонимание. Александру Геннадьевичу поручено и Президентом России, и Председателем Правительства России заниматься в целом Северо-Кавказским федеральным округом. Способствовать подъему экономики, социальной жизни в регионах. И поэтому мы показывали в первую очередь, что необходимо для нашего региона. Александр Геннадьевич, как бывший губернатор, предприниматель, все понимает с полуслова. И поэтому взаимопонимание, конечно, есть. Мы не в первый раз встречаемся. Я думаю, что, приехав в Москву, он даст соответствующие поручения. Потому что Чеченская Республика – это полноправный субъект России. У нас действуют законы, у нас здесь порядок. Главное – нас понимает население. Есть проекты, программы. Главное - их реализовать. Для этого нужно нам поработать. И в ближайшее время, лет через 5-7, жемчужина получится из Чеченской Республики. Это зависит от нас и с помощью Всевышнего, руководства государства и, конечно, Александра Геннадьевича Хлопонина мы все это сделаем.

Хлопонин: Ну, с Божьей помощью получится бриллиантовая Чечня.

НТВ: Александр Геннадьевич, программа льготного кредитования для приобретения жилья - это далекая перспектива или есть какие-то наработки в этом вопросе? Можно сказать, что для Чеченской Республики этот вопрос стоит остро. У нас тысячи молодых людей не могут обзавестись семьями. И сами понимаете, страдает демографическая ситуация региона.

Хлопонин: Я, честно говоря, вот даже немножко пожалел, что об этом сказал. Потому что это задумка, это то, что мы хотим предложить правительству в рамках стратегии развития территории. Ну коли сказал, значит, будем делать. Как говорит Рамзан Ахматович, слово сказал - уже назад не заберешь. Вот поэтому будем работать. Есть идеи и хорошие предложения. Я прекрасно понимаю две ключевые проблемы: это проблема занятости, мы должны сделать так, чтобы люди, молодые ребята в особенности работали, чтобы они видели свою перспективу. И это проблема жилья для молодых семей. Это, безусловно, очень важно. Ну и еще очень важна тема образования, как я уже говорил. Над этим мы будем работать. Это ляжет в основу всей стратегии развития СКФО. Занятость, жилье, образование. А дальше внутри можно рассматривать любые кластеры, как это сейчас модно говорить: туристические, агропромышленные, промышленные, строительные. Но три ключевые темы лягут в основу развития СКФО.

Вообще по большому счету мы сегодня с Рамзаном Ахматовичем это обсуждали. По отношению к Кавказу хочется как-то постараться искать другие, очень интересные контенты содержания. То есть не время от времени вспоминать Ермолова, а начинать вспоминать Толстого (Льва Николаевича) и того чеченца (Садо Мисербиева), который ему помогал.

Я даже читал, раньше ведь те же казаки отдавали своих детей на воспитание в чеченские семьи, то есть очень много было общего. Вот надо уходить от стереотипов, которыми мы привыкли жить за последние 10 лет и переходить к абсолютно новому уровню отношений. Но еще раз говорю: очень большую работу надо проделать всем вместе. Если каждый по себе будет работать, тяжело нам будет решить этот вопрос.

«Вести Республики»: Александр Геннадьевич, вот вы в прошлом успешный предприниматель, руководитель одного из крупных регионов…

Хлопонин: Вы хотите спросить: «За что Вас сюда сослали?»

Кадыров: А раньше чеченцев в Сибирь высылали…

«Вести Республики»: На Ваш взгляд, в какой отрасли Чечня может стать конкурентоспособной?

Хлопонин:
Я может быть острословлен, но скажу, что в любой инвестиционной деятельности и не в инвестиционной деятельности главное конкурентное преимущество –это люди. Самый большой конкурентный ресурс, который вы имеете, это огромный людской потенциал, большое количество молодых, талантливых, интересных людей. Если мы сможем грамотно задействовать этот потенциал, это значит дать им образование, то инвестиционные проекты сами сюда будут приходить. Может плохое слово - «креатив» - но оно существует и оно сегодня очень важно. А люди на Кавказе творческие, очень интересные. Вообще это в глубине где-то заложено. Вот это я считаю главным. А дальше можно рассуждать о том, что республика очень выгодно в географическом плане расположена. Это близость к рынкам. Все рядом находится и эти преимущества надо использовать.

Вопрос: Я бы хотел задать вопрос, который интересует всех в Чеченской Республике, да и на Северном Кавказе. В Чеченской Республике президент дал указание, чтобы на федеральной трассе запретили останавливать иногородние машины, если не допущено нарушение правил дорожного движения. В то же время на административных границах между субъектами Северного Кавказа такие посты, которых нет на государственных границах других стран. Вот это как-то разъединяет людей, разъединяет субъекты. В этом плане можно что-то сделать, чтобы Кавказ представлял собой что-то цельное в составе России?

Хлопонин: Кто-то любит работать, кто-то по-другому зарабатывает деньги. Я бы не хотел сейчас все наши правоохранительные органы или милицию равнять и критиковать их. Я всегда отвечаю на это просто: эти люди не инопланетяне, не откуда-то прилетели с другой планеты и вдруг стали на дороге и стали заниматься поборами. Значит, это такая культура, таково воспитание, такое отношение друг к другу. Но меня радует одно - после Ростова-то все нормально. Значит, не все еще потеряно в нашем государстве. Значит, осталось кусочек отрегулировать. А здесь, я думаю, мы наведем порядок. Вот это уже радует. Мы обсуждали с Рамзаном Ахматовичем. Федеральная трасса одна и я думаю, что здесь надо просто провести координационное совещание. Хотя я знаю, что оно проводилось много раз. Будем наводить совместный порядок. Я услышал эту тему, она у меня помечена, я ее зафиксировал. Буду поднимать ее на федеральном уровне в том числе. Я лично проедусь и ознакомлюсь с ситуацией.

ГТРК «Вайнах»: Александр Геннадьевич, скажите, насколько совпало то, что вы ожидали увидеть с тем, что есть на самом деле? И какой главный вывод Вы сделали по итогам сегодняшнего визита?

Хлопонин: Не совпало. Превзошло. То, что я ожидал увидеть – превзошло. Это правда. А главный вывод я для себя еще не сделал. Я объясню почему: потому что, с одной стороны, я увидел очень сильный, мужественный народ. Народ, который прошел очень непростую историю. С другой стороны, я увидел интеллигентных и красивых людей с огромной и глубокой культурой. Интересный народ в духовном плане. Вот что мне особенно понравилось. Мне запомнились глаза молодежи. Все что я вижу – это позитив. И то, что люди хотят мирно жить, и то, что люди хотят работать, хотят учиться. Я видел картинки, я видел документальный фильм, который сегодня показывали в театре. Ну разве это можно сравнить? Одно дело, когда видишь на картинке, другое дело, когда видишь воочию. Я думаю, что если бы я не видел это вживую, то никогда бы не поверил, что это все можно сделать за столь короткий период времени.

«Грозный информ»: Александр Геннадьевич, у Вас сегодня была насыщенная программа пребывания в Чечне. Вы воочию увидели все те изменения, которые здесь произошли. И, наверное, определили для себя проблемы, присущие Чеченской Республике. Скажите, пожалуйста, какие самые основные проблемы, требующие первоочередного решения, Вы определили?

Хлопонин: Я не буду перечислять объекты. Я скажу, что самое главное – это восстановить то, что было разрушено. Причем я имею виду инфраструктурные проекты. Это коммуникации, это то, что позволило бы в кратчайшее время обеспечить как можно большое количество людей нормальным жильем. Я знаю, что огромное количество людей в свое время пострадало и потеряло жилье. И чем быстрее мы это сделаем и создадим условия, тем быстрее люди будут забывать обо всем, что здесь произошло, и приступят к нормальной жизни. Это первая проблема и ее нужно решать.

И еще банковская система. Безусловно, для меня немножко загадочная ситуация, что сегодня здесь происходит с банками. Почему мы до сих пор работаем через военно-полевые отделения банка? Наверное, здесь тоже надо исправлять в ближайшее время. Все остальное здесь, я считаю, работает и делается хорошо. И международный аэропорт. Его надо насыщать интересными проектами. Ключевое все-таки вот это. А дальше - это занятость, то, что я перечислял.

«РИА Новости»: Александр Геннадьевич, вот я Вам сейчас задам вопрос…

Хлопонин: Только вы не отвечайте, да?

«РИА Новости»: Нет. Вот многие СМИ, политологи, которые себя так называют, с момента Вашего назначения бурно обсуждают тему отношений между Хлопониным и Кадыровым. Вы можете сказать, каковы на самом деле между Вами отношения?

Хлопонин: Значит, мы попали в точку. Ну, знаете, я на это не реагирую. Привык. Для меня это значит одно: мы в отношениях попали в точку. Кому-то мы мешаем, значит, это уже хорошо. Значит, мы точно на правильном пути и движемся в правильном направлении.

«Рейтер»: Могут ли на реализации планов развития СКФО сказаться теракты в Москве, на Кавказе?

Хлопонин: Конечно. Именно на это они и нацелены. Это их задача. Тем, кто совершает эти теракты, невыгодна стабильная ситуация на Кавказе. Не выгодно, чтобы здесь двигалось в положительном русле. В чем основная задача с моей точки зрения: это посеять неуверенность в людей, которые находятся во власти. Недоверие людей к власти. Посеять испуг, панику. Если это будет постоянно продолжаться, то собственно говоря, никто сюда и не придет. Все будут бояться, а власть начнет защищаться. Это все делают для дестабилизации. И я считаю очень четкой, мужественной и правильной позицию людей на Кавказе, которые в открытую встали и сказали: нас этим не запугать. Я считаю, что это очень сильное противостояние. Этому можно противостоять двумя способами: в духовном плане, чтобы люди реально понимали, что такое ислам, что такое православие, что такое другие религиозные конфессии и чему они учат. Я считаю это очень важным. Кстати и в этом Чеченская Республика является примером для многих других республик СКФО. Реальным примером, настоящим. И в этом направлении надо двигаться и дальше. А второе - это больше разговаривать с людьми, чтобы люди верили власти, которая находится на территории. Не всем республикам это сейчас удается в полном объеме. Но будем помогать друг другу. Чем быстрее и сильнее мы будем развиваться, нам будут пытаться мешать, это тоже очевидно. Пытаться выделить Кавказ. Ведь с чего это началось: как только выделили СКФО, то сразу сказали, что Россия отделяет Кавказ от себя. Ну это же очевидно, что специально провоцируют. Как раз все наоборот. И те задачи, которые и Дмитрий Анатольевич, и Владимир Владимирович поставили, они были о том, что власть должна приблизить Кавказ. Не из Москвы, когда у нас половина чиновников вообще не доезжала до Грозного и каким-то образом рассуждают о том, что такое Чечня, что такое Грозный. Нужно, чтобы мы здесь разбирались с этой проблемой. Вот так я это вижу. Я еще раз говорю: не требуйте от меня за короткий срок разобраться во всем. Мне еще во многом предстоит разобраться и глубже погрузиться в эту тему. Я и так стараюсь, как могу.

Вопрос: Рамзан Ахматович, в Махачкале, на совещании, которое проводил Президент России Д. Медведев, Вы в частности сказали, что республика может оказать помощь и поддержку регионам в борьбе с остатками НВФ. В чем может эта помощь выражаться?

Кадыров: Во-первых, надо вести борьбу с терроризмом, духовно, как сказал Александр Геннадьевич. Проводить больше разъяснительную работу. Чтобы молодежь понимала, что такое ваххабизм, экстремизм. Так мы делаем в нашей республике. Во-вторых, силовая составляющая: спецслужбы должны четко выполнять свои функциональные обязанности. Это тоже у нас налажено, система эта работает. И почему я это так тогда заявил - потому что у нас есть опыт. Теория и практика - это разные вещи. Поэтому опыт у нас можно брать и со стороны МВД по ЧР и УФСБ. В том числе и опыт работы с общественностью. Я уверен, что во всех регионах в ближайшее время покончат с экстремизмом и терроризмом. И на жителей Кавказа не будут вешать ярлыки. На самом деле большинство чиновников не знают, что здесь реально происходит. И когда я прошу и обращаюсь к ним за помощью, они думают, что Чечня до сих пор развалена и лежит в руинах. Что здесь идут военные действия. И Правительство России дает им конкретные поручения, работу с ними ведут разъяснительную, все равно не всегда получается. А Чечня выиграла войну с террором и экстремизмом. У нас с прошлого года не было ни одного террористического акта. Три с половиной месяца у нас не было вообще даже ни одного выстрела. Это говорит о многом. Это говорит о том, что чеченский народ понял. И что правоохранительные структуры и спецслужбы сформировались. И мы знаем, как бороться с бандитами. И мы можем поделиться с теми субъектами, где есть эта проблема. Потому что это наша общая беда. Россия наш общий дом. И если где-то в стране стреляют, значит, стреляют у нас дома.


Пресс-служба Президента и Правительства Чеченской Республики



www.ChechnyaTODAY.com

{mosloadposition user9}


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна

test 2Новости СМИ2