доллар    57.62 $
евро 67.74 €
24 октября, 10:56
+8 в Грозном

Идея фестиваля «Кавказские игры»

27 апреля в 11:53 (2010 г.)
27.04.2010 /11:48/ Недавно в Москве состоялась необычная конференция на тему «Фестиваль национальных видов спорта и народных (традиционных) промыслов «КАВКАЗСКИЕ ИГРЫ». Организатором выступило некоммерческое партнерство «Кавказские игры» (руководитель Исраиль Арсамаков, помощник – советник Президента Ингушетии по спорту, олимпийский чемпион Сеула 1988 года по тяжелой атлетике) при поддержке Общероссийского движения «Российский конгресс народов Кавказа». На обсуждение были вынесены следующие вопросы: а) особенности национальной культуры и традиционных видов спорта на Северном Кавказе; б) можно ли возродить и обеспечить массовость некоторых национальных видов спорта народов Юга России; в) фестиваль «Кавказские игры» воспитательное и стабилизирующее значение и его перспективы. С основным докладом выступил И. Арсамаков, автор и инициатор проекта. Тема доклада «Кавказские традиционные виды спорта: история и современность. Перспективы организации межрегионального фестиваля ». Доклад сопровождался показом видеофильма о фестивале в Ингушетии, который состоялся в марте-июне 2009 г. Но автора данной статьи удивило одно обстоятельство, редкое в нашей стране. Как это известный спортсмен вдруг переквалифицировался в философа и культуролога? Слушаешь Исраила и поражаешься глубине постановки им проблемы. Он говорит не просто о спорте, а о КУЛЬТУРЕ и возрождении лучших традиций горцев Кавказа, других народов Юга России. Вот уже который год он настойчиво продвигает идею фестиваля. Её символ и эмблема – Прометей, герой древнегреческого мифа, похититель огня для человечества, и Нарт, герой эпосов почти всех народов Северного Кавказа. Арсамаков многих сумел убедить и кое-чего уже добился. Идея поддержана Министерствами спорта и культуры России, Оргкомитетом «Сочи-2014», руководством Ингушетии. Кроме того, фестиваль «Кавказские игры» введен в программу «Культурная Олимпиада-2014». В Ингушетии, к примеру, фестиваль прошел с большим размахом. Более 20 тыс. жителей республики приняли в нем участие. Самое интересное, что в этот период резко снизилась активность бандитов и, вообще, заметно уменьшился криминал. А руководство РИ приняло решение о ежегодном проведении фестиваля. «Процесс пошел, и люди уже сами стали творить и выдумывать, вспоминать давно забытое старое. А мне это и надо. Моя главная цель – возрождение всего лучшего, что еще осталось в народной памяти, - делится своими впечатлениями Арсамаков. – Знаешь, что сотни древних видов спорта культивировались на Северном Кавказе. Устраивались соревнования по ним. Особенно много их было в Дагестане. Наши народы испокон веков отличались любовью к спорту. Но для наших предков в спорте главным было не только и не столько победа, сколько ритуал, следование кавказскому этикету. Спорт воспитывал, прививал молодежи мужество и честность, правдивость и твердость характера, уважение к старшим. Соревнования в давние времена всегда сопровождались народными праздниками…». Слушаешь Исраила, и вспоминаешь свое детство в 1950-60-е гг. Ведь, действительно, еще недавно все это, хотя и не в полном объеме, было живо. До сих пор перед глазами яркие впечатления от массовых народных праздников. Сначала официальная часть, речи и пр. Затем соревнования по скачкам, вольной борьбе и метанию камня, обязательно сопровождавшиеся какими-то ритуалами. Далее – чествования победителей и призеров и в качестве заключительного аккорда так называемые «зух1маты»: массовые народные гулянья с танцами, песнями и выступлениями местных острословов. Все это в комплексе составляло суть традиционной народной культуры горцев и оказывало громадно воспитывающее влияние на младшее поколение. Новые советские праздники «скрещивали» со старыми народными традициями. Так эффекта было больше. Это часть культуры горцев Кавказа, и традиционный ислам в прошлом, включая и дореволюционные времена, никак не препятствовал этому. За исключением шамилевского периода с 1830-х по 1859-й г., так называемого «шариатского периода». Но такие ограничения оправдывались войной. Вот все это и хочет возродить Арсамаков. «Знаешь, - говорит он, – что такое гольф? В эту игру играли шотландские чабаны. Свое безделье они скрашивали игрой, где надо было загнать тряпичный мяч в норку на лугу. А сколько таких игр у наших народов? Уйма. Известный ученый-этнограф из Дагестана Дибиров насчитывает у народов Северного Кавказа одних только игр в мяч несколько сотен»(!). Фантастика. Англичане с хорошей коммерческой жилкой быстро смекнули, какие выгоды сулит всемирный «пиар» изобретения шотландских чабанов. И сделали чабанскую игру элитным видом спорта, зарабатывая на этом громадные барыши. Нет, не то, чтобы нам это не нужно. Деньги никому не мешают. Тот, кто возрождал традиции Олимпийских игр 100 с лишним лет назад – француз Пьер де Кубертен, наверное, тоже о деньгах думал. Но главной целью для него было, все таки, возрождение лучших древних традиций афинян; культивирование в Европе и в мире духа честной соревновательности, уважения к разным культурам и народам; наконец – миротворческая функция олимпийских игр. Аналогичные и, по хорошему, амбициозные цели ставит и наш друг Исраиль. На конференции, где приняли участие почти все лидеры северокавказских национальных организаций, было принято обращение к органам власти. В нем подчеркивалась необходимость всемерной поддержки автора проекта, и что «в этнокультурных и спортивных традициях народов Юга России заложен огромный потенциал для стабилизации ситуации… что развитие национальных видов спорта и возрождение лучших культурных традиций является фундаментом для укрепления гражданского общества и межнационального согласия, доверия между властью и обществом на Северном Кавказе… что опыт реализации проекта «Фестиваль «Кавказские игры» в Ингушетии может и должен быть распространен и в других регионах Юга России, а вопросы его подготовки и проведения должны найти всяческую поддержку в Администрации Президента и в Правительстве России». В обращении также звучал призыв к поддержке идеи фестиваля со стороны полпредств ЮФО и СКФО, глав субъектов Федерации на Юге страны. Была затронута и тема «Сочи-2014» в связи с адыго-абхазской историей и историей последнего сражения Кавказской войны на знаменитой Красной поляне 21 мая 1864 г. К сожалению, безграмотные комментарии высокопоставленных лиц России дали пищу для антироссийских выступлений на Западе среди черкесской диаспоры. Да и в регионе хватало возмущения. Автор на конференции предложил разработать отдельный проект с исторической справкой для Оргкомитета «Сочи-2014» и Правительства РФ. Задача такого проекта – перехват инициативы у антироссийских сил; включение в культурную программу Олимпиады предложений адыго-абхазских организаций; не закрывать историю, а опираясь на неё, сделать еще один шаг к примирению. Конечно, никто не питает иллюзий, что фестивалями можно решать накопившиеся проблемы. Но возрожденная хорошая традиция меняет нравственный фон в обществе, делает невозможным оголтелую и невежественную пропаганду «чистого» ислама, отвергающего якобы традицию. А такой подход все более распространяется среди определенной части северокавказской молодежи. Остается надеяться, что глубинный смысл фестиваля «Кавказские игры» будет правильно понят и воспринят в регионе. Особенно во властных органах, а народ, как показывает опыт Ингушетии, с энтузиазмом включается в «игру». Благо, немалая часть нашей жизни – это, по сути, и есть игра. Д. Ш. ХАЛИДОВ, политолог, сопредседатель Российского конгресса народов Кавказа

{mosloadposition user9}

Если нашли ошибку в тексте выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

ОБСУЖДЕНИЕ

Комментариев нет