27.04.2010 /15:49/ 690-й стрелковый полк занял оборону под Зимовниками после утомительного марша. Маховик самой кровопролитной войны ХХ века набирал обороты, подминая под себя тысячи и тысячи жизней. Ночь была тревожная. Из-за леса доносился беспокойный гул танков. Вдоль низины, где полк занял оборону, сменив обескровленную часть, тянуло горьким, удушливым запахом паленого неубранного хлеба. Уходя от фашистов, колхозники сжигали добро, которое не успели отправить в тыл. Время от времени воздух прорезал вой мин, раздавался сухой треск разрывов и фыркающий полет падающих осколков. Это немцы,

пугающиеся тишины со стороны советских войск, начинали бесприцельный обстрел переднего края обороны. Земля вздрагивала и тряслась.
Перед рассветом полк должен идти в наступление. Бой предстоял горячий. Многим не суждено было дойти до высот, где гитлеровцы закопали в землю танки. Однако мысли солдат были заняты одним — быстрее выбить фашистов с высот, сдержать их дальнейшее продвижение вперед.
Об этом же думал и командир пулеметного взвода, 29-летний лейтенант Ирбайхан Бейбулатов, сын крестьянина из Осман-Юрта, директор сельской школы, вставший на защиту Родины с оружием в руках...…
 Много пришлось пережить Ирбайхану: кровопролитные бои и смерть товарищей, прошедших с ним плечом к плечу не один свинцовый ливень, собственное тяжелое ранение в бою на подступах к станице Пролетарской, где, уже будучи командиром роты, сменив погибшего пулеметчика, не дал гитлеровцам вырваться из окружения. «От того боя, кроме раны, остался мне на всю жизнь орден Красной Звезды, – писал Ирбайхан из госпиталя матери,– а с врагом мы еще повоюем».
...Вновь вернулся на фронт в родной полк Ирбайхан Бейбулатов. Часть вела жесточайшие бои за Мелитополь. 126-я стрелковая дивизия уже именовалась Горловской. Командир соединения генерал-майор Казарцев поздравил Ирбайхана с должностью командира 1-го стрелкового батальона и присвоением звания старшего лейтенанта.
На рассвете краснозвездные танки ворвались на окраину Мелитополя. Под их прикрытием без потерь шел батальон Бейбулатова.
По приказу генерал-лейтенанта Крейзера Ирбайхан создал штурмовые группы, которые завязали уличные бои. Вот уже четверо суток шла битва за каждый дом, подвал, за каждый этаж. Девятнадцать атак танков и пехоты отбили славные бейбулатовцы. Для них день и ночь слились воедино. Их огнем более
тысячи гитлеровцев было уничтожено на пылающей земле Мелитополя. И всегда там, где трудно, где враги усиливали отпор наступающим, впереди штурмовых групп вырастала знакомая и родная для бойцов фигура командира батальона.
Шли пятые сутки боев за город. Ирбайхан вел в решительную атаку своих бойцов. Из-за дома вывернулся немецкий танк.
– Бить по смотровым щелям! – приказал Ирбайхан пулеметчикам и автоматчикам, а сам, как кошка, метнулся в обход танка. Мгновение — и Бейбулатов, высунувшись из окна второго этажа, метнул в танк зажигательную бутылку. Столб огня охватил танк. Прошло две-три минуты, и страшная сила взрыва сорвала башню танка.
Ирбайхан тяжелой походкой шел к бойцам. Высунувшись из полуразрушенного подвала, старушка протянула ему ковш с водой и, участливо глядя на его закопченное пороховым дымом лицо, спросила:
– А издалека ты, сынок, будешь? Не здешний ли?
– Издалека, – устало ответил Ирбайхан. – Кавказ знаешь? Оттуда я, чеченец. До Мелитополя дошли, теперь дальше пойдем!
Армия двигалась вперед, изматывая силы врага. Не пришлось Ирбайхану дожить до светлого праздника Дня Победы. В боях за Мелитополь он погиб.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 ноября 1943 года за отвагу и мужество, проявленные в боях, Бейбулатову Ирбайхану Адельхановичу присвоено звание Героя Советского Союза. За подписью Михаила Калинина в Осман-Юрт пришло письмо. Есимат Бейбулатова прочитала главное: «Герои не умирают. Они будут жить в веках!».

Артур Магомадова « Столица плюс»

www.ChechnyaTODAY.com

{mosloadposition user9}


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна

test 2Новости СМИ2