доллар    56.65 $
евро 63.55 €
27 мая, 11:10
Погода в Грозном +18 в Грозном

Непобежденный лидер чеченского народа

7 мая в 10:21 (2010 г.)
07.05.2010 /10:15/ День Победы советского народа над немецко-фашистскими захватчиками – это «праздник со слезами на глазах». Победа обошлась мировому сообществу более чем в 60 миллионов жизней, в том числе и жизней наших сограждан, вместе с другими вставших на защиту человечества от коричневой чумы фашизма. Но для чеченского народа – этот праздник омрачается еще одной трагедией. Это гибель от рук террористов первого Президента Чеченской Республики Ахмат-Хаджи Кадырова. Чтобы по настоящему оценить вклад Ахмата Кадырова в процесс урегулирования чеченского конфликта, следует вернуться ко времени, предшествовавшему антитеррористической операции, когда при попустительстве президента Ичкерии Аслана Масхадова в Чеченской Республике была совершена попытка насадить ваххабизм. Чуждая чеченскому народу, хорошо финансируемая зарубежными террористическими организациями идеология ваххабитов практически узурпировала власть в Чечне, навязывая обществу средневековые порядки. Прикрываясь исламом, трактуя основы шариата на свое усмотрение, ваххабиты ввергли население республики в атмосферу страха и недоверия. Единственным человеком, в полный рост вставшим на пути к мракобесию и, не раздумывая, объявившим ему войну, оказался тогдашний муфтий Чеченской Республики Ахмат-Хаджи Кадыров. В непримиримых позициях скрестились разные идеологии, разные подходы в определении будущего нашей республики. А вскоре дебаты переросли в вооруженное противостояние с кровопролитием. А. Кадыров упорно пытался предотвратить подобный ход событий, неустанно призывая и президента Ичкерии, и членов парламента к осуждению экстремистов, ведущих народ в пропасть. Но, Масхадову не хватило ни мужества, ни мудрости для принятия верного решения, и с его молчаливого согласия состоялась известная вылазка ваххабитов в Дагестан с территории Чечни, послужившая поводом для начала новых военных действий, новых разрушений, гораздо больших по масштабам, и новых жертв. Это и предвидел Ахмат-Хаджи. Но к этому вел предавший свой народ идеолог от ваххабизма Зелимхан Яндарбиев. После Хасавюрта Ахмат-Хаджи сказал: «Когда Всевышний и история предоставили нам, наконец, уникальный шанс осуществить вековую мечту наших предков о независимости и свободе, как мы распорядились милостью Аллаха и плодами беззаветной храбрости лучших сынов и дочерей чеченского народа? Я знаю, никто не захочет ответить на этот вопрос. Всякий, кто возьмется за это, вынужден будет сказать правду. А правда эта ужасна и неприглядна. Она заключается в том, что сегодня мы пожинаем горькие плоды непродуманной, безответственной и близорукой политики наших предводителей, которые всегда делали ставку на силу, пытались мечом разрубить запутанный чеченский узел и принести счастье своему народу на кончике окровавленного кинжала». Не имея другого лидера, способного повести за собой, увлечь в едином устремлении огромную массу людей, коммунисты в свое время создали себе кумира из мумии, до сей поры покоящейся в пуленепробиваемом саркофаге. Столь титанической была работа, что и теперь, после, казалось бы, страшных разоблачений кумир продолжает оставаться божеством для многих тысяч людей. Что объединяет их? Фанатизм, невежество, непонимание прошлого или происходящего сегодня? А может, элементарная корысть тех, кто обманом призывает людей под свои знамена? Возможно, но не для большинства. Какими категориями оценить создание кумира толпой люмпенов из Дудаевых, Яндарбиевых, Масхадовых. От последнего зависело, быть второй чеченской кампании или нет. Всенародно избранный президент непризнанной Ичкерии проявил себя как политический дилетант. Республика шла к упадку на фоне процветающих соседних регионов, где с каждым днем вырастали новые микрорайоны, шло массовое строительство. Где появлялись и появляются зоны отдыха, жизнь выплескивается на улицы и площади с радостным гомоном детворы. Ахмат-Хаджи занял твердую и бескомпромиссную позицию, единственно правильную в этой сложной ситуации. Наступил момент истины, когда от лидера потребовалось личное мужество для принятия на себя ответственности за спасение своего народа, за сохранение истинного ислама среди чеченцев. Это был поступок. Он не мог быть незамеченным в Кремле, и назначение его Указом Президента Российской Федерации Главой Администрации Чеченской Республики явилось логическим завершением поиска лидера, способного принимать ответственные решения и отвечать за них. Уже в начале 1998 фигура А. Кадырова привлекала к себе пристальное внимание российских политиков. В отличие от других общественных деятелей, Ахмат-Хаджи выделялся трезвостью и умением прогнозировать события. Но ситуация складывалась не в пользу разумного подхода к оценке надвигающейся катастрофы. Кадыров и его немногочисленные сподвижники становились на грань, подобную лезвию ножа. Мыслящие политики в Москве не могли не заметить рождение нового лидера на политической арене Чечни. Лидер выдвинулся сам. Не вожак волчьей стаи, а Лидер. Каким представляется он? Какова его роль? Лидер или даже группа людей, которую можно охарактеризовать как лидирующую - необходимы. Это - аксиома. Это должны быть люди, глубоко убежденные в радикальном преобразовании общественных отношений, унаследованных нами от недалекого прошлого. Лидер понимает, что никакой приемлемой альтернативы этому преобразованию нет, что отступление от намеченной линии, замедление, не говоря уже о «тихом свертывании», угрожает судьбам народа. Что решительная демократизация экономических и политических отношений, очищение общества от чуждых явлений, честное и открытое осмысление предыдущей истории и современного положения республики — единственный путь, следуя которому можно преодолеть тенденцию к углублению социально-экономического и политического кризиса. Не имея политического опыта борьбы за власть, Ахмат Кадыров на основе житейского опыта выживания пришел к выводу, что лидер должен отличаться единством слова и дела. Он не только выступает на трибунах Ичкерии, но и практически борется, не жалея сил и здоровья, рискуя своей жизнью и жизнью своих родственников и друзей. Павших на этом пути много. Тогда ему приходилось искать ответ на вопрос, задаваемый самому себе: «А нужны ли эти жертвы? Прав ли он?» Но, видя решимость в глазах своих товарищей, он всякий раз убеждается в верности избранного пути. Это флагман, неожиданно для ичкерийских политиков выбросивший вымпел Лидера. Флагман, взявший на себя решение самых сложных проблем, уверенно начавший преодолевать самые большие трудности и открывающий путь остальным. Количественно его группа была немногочисленна, но ее историческая роль огромна. Такой видится роль Ахмата Кадырова современникам. Нет недостатка в тех, кто убежден, что уж они-то, несомненно, знают, каким должен быть лидер. Не будем спорить с ними. Жизнь показала, что эта роль для дерзновенных. Нет науки, кроме жизненного опыта, помогающего познать людей во всей их пестроте. Трудно удерживать разнородную массу, именуемую народом, в законопослушании, повиновении, особенно тех из них, кто способен в силу своей индивидуальности глубоко мыслить, не поддается внушению, не подчиняется законам или придерживается их до поры, до времени. Можно, конечно, таких удерживать страхом, как это делалось в то время в Ичкерии при насаждении шариатских судов. Но, опять-таки, это возможно лишь до той поры, пока этот страх будет зависеть от лидера. Аслан Масхадов сдал позиции лидера без боя. Впрочем, их у него и не было. Народ выдал ему вотум доверия авансом. Люди быстро поняли, что с доверием поторопились. Чеченский народ осознал, какую допустил ошибку. Причем, единодушие в данном случае было с обеих сторон баррикад. И не обязательно это было понимание. В некоторых случаях это было элементарное предательство. Теперь предавали Масхадова. Безволие политика лило воду на мельницу экстремистов. Не следует забывать, что даже среди одаренных мышлением людей встречаются робкие душой, лицемерные, способные на измену, предательство, заговор. Они отгораживаются от главы, когда он в беде, легко переходят на сторону сиюминутного победителя. Человек, как природа, от рождения до старости меняется, приобретая определенные черты соответственно возрасту. Многие от природы злы и завистливы, а некоторым свойственна и жестокость. Эти качества во всей полноте проявились у новоявленной элиты Ичкерии. Мы все об этом помним. По этому пути не приходит народное признание и уважение. К этому ведут другие пути. Первый - это путь правды. Справедливость и честность, проявляемая даже по отношению к врагу, заставляют последнего преклониться, если он наделен даром разумного предвидения. В правде необходимо быть стойким, как наши горы. Справедливый не должен уподобляться травам, трепещущими и склоняющимися в сторону, куда подует ветер. Лидер должен быть немногословен, но красноречив. Красноречивый восхищает непроизвольностью и красотой слов. Ведь недаром Пророк в поэтической форме передавал откровения Аллаха. Даже сторонники другой веры признают Коран, как высочайшее творение поэтического искусства. Ахмат-Хаджи понимал это. Его речь на родном языке была певуча, даже когда он был рассержен. Знанием арабского языка он восхитил переводчиков, когда был в официальной поездке в Саудовской Аравии, где его принимал наследный принц королевства. Не жалея сил, он быстро отточил свои знания русского языка. Его диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук по специальности «Политическая социология» получила признание у известных российских ученых. Бывший священнослужитель не в одном поколении стал зрелым политиком. К этому привела его жизнь: «Не имея никакого закона, мы, убеждая себя в его наличии, играли в государство. То, что происходило в республике в последние десять лет, раздувание вражды и ненависти, мы познали в полной мере. Мы все надеялись, включая и меня самого, что это праведный путь. Но поняв, что выбор ложный, я с него сошел. И если бы я сейчас не был уверен в том, что иду по правильному пути, то я бы не был здесь. Даже не будучи алимом, но будучи знаком с основами шариата, я могу с уверенностью сказать, что вижу свой путь верным. Хотелось бы, чтобы мы не растерялись, не спешили». Слова, свидетельствующие о том, что выбор сделан. Второй путь лидера - это путь добра и мудрости. Всякий разумный лидер должен устремляться к добру, отгоняя зло. Скупость не прощается Богом состоятельному. 25 августа 2000 года Ахмат-Хаджи впервые заявил о том, что необходимо возвратить жителей Чеченской Республики, вынужденно покинувших родину, домой. И, если их дома уничтожены или разрушены, то им необходимо предоставить нормальные условия жизни. Предложение МЧС России о создании палаточных городков в районах у Толстой-Юрта и станицы Червленной Глава Администрации ЧР категорически отверг. «Во-первых, ни о каких палаточных городках не может быть и речи, – сказал тогда Ахмат-Хаджи. – Должны быть подготовлены нормальные помещения, пусть даже с минимумом удобств, но нормальное жилье. Во-вторых, места расположения центров временного размещения максимально должны быть приближены к месту жительства переселенцев». Проект Ахмат-Хаджи в то время не везде нашел понимание, но тогдашний министр по делам Федерации, национальной и миграционной политике Александр Блохин поддержал предложение Кадырова. Отстаивать пришлось и водоснабжение ЦВР. Было предложено пробурить несколько артезианских скважин. Однако Ахмат-Хаджи пошел по другому пути, который поддержал Председатель Правительства республики. В г. Аргуне был восстановлен водовод. Вода появилась не только в ЦВР, но и во всем городе благодаря тому, что водозабор был включен в программу создания ЦВР. Это были первые шаги по восстановлению разрушенного хозяйства республики. Их будет больше. И каждый из них будет даваться нелегко. Противников возрождения республики было и есть еще много. Но Ахмат-хаджи не останавливали трудности. Он убеждал и отстаивал правое дело. Третий путь - любовь к ближним. Устами Пророка сказано: «Люби ближних. Храни верность родственникам». В селении Беной-Ведено не было школы даже в советские времена. Директор школы или, вернее, помещения, приспособленного для занятий учащихся, обратился за помощью к Главе Администрации республики. После этого вначале появилась школа на 240 мест, а позже – еще один прекрасный корпус на 160 мест. Затем фельдшерско-акушерский пункт на 70 посещений. Все это требовало усилий Главы, тем более, что в то время финансирование восстановительных работ оставляло желать лучшего. Кадыров, подготавливая Программу восстановительных работ, отдавал приоритет стройиндустрии. Выделяемые средства на восстановление нужно было расходовать рачительно. Что дешевле: завозить материалы или производить на месте? Опыт работы на стройках Казахстана подсказывал - свое и дешевле, и лучше, и пригодится потом. Еще до того, как программа начала финансироваться, уже были пущены Гудермесский кирпичный завод, цех по выпуску кирпича в г. Аргуне. 7 сентября того же года было издано Распоряжение Главы Администрации «О создании штаба по восстановлению административных зданий в г. Грозном, в том числе и для Администрации ЧР». Так столицей Чеченской Республики вновь стал город Грозный. С Грозным связаны основные вехи деятельности Ахмата Кадырова. Здесь работала Центральная избирательная комиссия по выборам Президента Чеченской Республики. Здесь же был расположен центральный штаб кандидата в Президенты Ахмата Кадырова. Выборы прошли на высоком организационном уровне с участием российских, международных наблюдателей при стечении сотен журналистов. Выборы первого Президента Чеченской Республики, где большинством голосов был избран на эту должность А. Кадыров, были признаны состоявшимися и легитимными. Взвалив на себя груз ответственности перед народом за судьбу родины, Ахмат-хаджи быстро осознал, что борьба предстоит не только с открытым противником. Оппозиция новому руководителю республики не замедлила себя проявить. «За это время мне пришлось экстерном закончить пять институтов,» - с горечью говорил Президент. Со скрытыми оппонентами приходилось говорить с высоты знаний и нередко в одиночку. Отсюда и оттенок горечи. Это сложнее, чем с автоматом, который он никогда не держал в руках. Сложна и многогранна деятельность лидера. Он должен все и всех знать, при этом не открывая себя до конца, но до конца быть правдивым, какой бы нелицеприятной не была для кого-то эта правда. Ахмат-Хаджи не терпел лжи. Ни у себя, ни у окружающих. Ложь не совместима с такими понятиями, как мужчина и мусульманин. В любой аудитории он говорил правду, будь то совещание на высших уровнях или встреча с молодежью, за что завоевал признательность чеченского студенчества. В этом есть и психологическая особенность Ахмат-Хаджи. Как проповеднику ему не было присуще чувство подчиненности. Для него существовал один начальник - Аллах. А потому он вел себя естественно с представителями любой категории людей, будь то президент, принц, генерал или крестьянин. «Останься прост, беседуя с царями. Останься честен, говоря с толпой». Он был до конца честен. Следует отметить еще одну черту лидерства. Возвращаясь к началу, возьмем на себя смелость утверждать, что пора коллективной безответственности групп, объединенных безликими названиями «политбюро », «партком», «шура», у которых «имелось мнение», но никто персонально не хотел отвечать за содеянное, канули в Лету. Ахмат-Хаджи был верен своему слову. Он сам отвечал за свои решения и требовал персональной ответственности от исполнителей. «Честность и компетентность » - это был его девиз. Президент Чеченской Республики Ахмат Кадыров в короткий срок дал понять гражданам своей республики, российским политикам, представителям «партии войны», Евросоюза и многим другим, что в Чечне есть лидер, с которым надо разговаривать только на равных. Его поняли. А он ставил перед собой все новые и новые задачи. Одна сложнее другой. И нет сомнения в том, что Ахмат-Хаджи справился с большей частью задач, им же и поставленных для себя. Он вырастил не одно дерево, построил не один дом, и не только для своей семьи, вырастил детей, одарил любовью внуков и стал строить дорогу к Храму для своего народа. При этом он всегда оставался скромен и непритязателен. Черта характера, унаследованная от предков. Ахмат-Хаджи прекрасно понимал всю сложность выбранного пути. До последнего дыхания он вел свой народ по пути мира и созидания. А потому и память о нем не померкнет никогда.

Ваха ХАМИДОВ

{mosloadposition user9}

Если нашли ошибку в тексте выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

ОБСУЖДЕНИЕ

Комментариев нет