доллар    56.51 $
евро 63.2 €
28 мая, 04:25
Погода в Грозном +13 в Грозном

К Международному дню музеев

17 мая в 15:45 (2010 г.)
17.05.2010 /15:43/ 18 мая - Международный день музеев. Он учрежден ЮНЕСКО в 1977 г. в знак признания социальной значимости музеев в деле изучения, сохранения и популяризации исторических и культурных ценностей человечества. Музейное дело в России зародилось при активном участии Петра I и оформилось при Екатерине II. Музейная деятельность становится частью их политики в области культуры и просвещения.

Прообразом современных музеев были кунсткамеры. Царский Указ 1718 года гласил: "+Ежели кто найдет в земле, или в воде какие старые вещи, а именно: каменья необыкновенные, кости человеческие или скотские, рыбьи или птичьи, не такие, какие у нас ныне есть, или и такие, да зело велики или малы перед обыкновенным; также, какие старые подписи на каменьях, железе или меди, или какое старое и ныне необыкновенное ружье, посуду и прочее все, что зело старо и необыкновенно, також бы приносили, за что давана будет довольная дача+".
При самом непосредственном участии первых лиц Российского государства были созданы такие русские национальные музеи, как Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Русский музей, Государственный исторический музей, Государственная Третьяковская галерея и др., ставшие музеями мирового значения, пропагандирующими историко-культурное наследие российского народа.
Днем рождения Национального музея Чеченской Республики является 7 ноября 1924 года. В этот день отделом народного образования Грозного был открыт окружной музей по истории культуры и религии. Музей располагался в одной из школ, занимая 2 комнаты. В газете "Грозненский рабочий" от 13 декабря 1924 г. была опубликована заметка: "Окружной музей. Ему надо уделить больше внимания". Из содержания заметки видно, что сотрудники окружного музея намерены придать ему, кроме общекультурного направления, еще и краеведческое. В музей перевозятся из разных учреждений коллекции предметов, предоставляющих культурную ценность. В феврале 1925 г. в окружном музее открылся отдел нумизматики. В музей собирались и подбирались экспонаты по истории революционной борьбы в Грозном, по истории материальной культуре Чечни, религии. Намечалось открыть при музее отдел нефтяной промышленности. Одновременно музей приступил к работе по организации при нем общества по изучению краеведения. Работа по созданию музея проводилась с помощью местного коллекционера, страстного филателиста Бориса Скалиотти, который и стал первым его заведующим.
При музее организуется отдел исторического прошлого края. Продолжается создание фондовых коллекций. В январе 1926 г. в музей поступила коллекция оружия из 60 штук, конфискованная из бывшего особняка инженера Притулы. Из Государственного музейного фонда РСФСР Москвы и Ленинграда в Грозный привезли картины, керамику, посуду, оружие, библиотеку преимущественно кавказоведческого содержания. В том же году были переданы в Грозный для музея картины Ф.Рубо "Взятие Гуниба и пленение Шамиля" и "Смерть генерал-майора Слепцова в гехинском лесу", портреты генералов-участников Кавказской войны, гравюры и литографии, скульптуры Саймонова. Вскоре была получена картина Львова из Дагестана "Движение обозов между крепостями Воздвиженской и Грозной", а также из Третьяковской галереи автопортрет П.Захарова. В Чечне приобретались домашняя утварь, посуда, предметы кустарных изделий и др.
В 30-е гг. Чеченский музей из простого хранилища научного материала стал превращаться в своеобразный тип научно-исследовательского учреждения, проводящий и просветительскую работу в тесной связи с системой народного образования. Именно в 30-е гг. XX в. - в годы довоенных пятилеток, были достигнуты успехи не только в экономике, но и в осуществлении культурной революции. Была ликвидирована неграмотность, выросла сеть учебных, культурно-просветительских, научных учреждений. Именно за годы советской власти стала складываться горская интеллигенция, в том числе и чеченская и ингушская, значительно поднялся уровень культуры и др.
В 1934 г. Чеченская автономная область была объединена с Ингушской автономной областью, а в 1936 г. Чечено-Ингушская область преобразована в автономную республику. С этого времени бывший Чеченский музей стал называться Чечено-Ингушским краеведческим музеем, а Ингушский областной в Орджоникидзе - районным.
Созданный в 20-е годы музей вырос во всех аспектах своей деятельности. В 1946 г. фонды музея состояли из 3356 экспонатов, к началу 70-х годов они насчитывали более 80 тысяч, из которых более 57 тыс. составляли подлинные материалы. И это несмотря на то, что из фондовых материалов музея в 1961 г. в Чечено-Ингушской республике был открыт второй музей - Музей изобразительных искусств им. П. Захарова. Среди коллекций музея имелись более 33 тыс. археологических памятников, добытых Северо-Кавказскими археологическими экспедициями в послевоенный период во главе с Е.И. Крупновым. В результате историко-бытовых экспедиций музея было собрано значительное количество этнографического материала, что дало возможность в 1972 г. создать выставку "Хозяйственная и бытовая утварь народов Чечено-Ингушетии конца XIX - начало ХХ вв.".
  После восстановления ЧИАССР в середине 50-х гг. ХХ в., сотрудники Чечено-Ингушского музея непрерывно работали над совершенствованием экспозиций, отражая успехи Чечено-Ингушетии в области экономики, культуры, образования. Традиционно к юбилейным датам в музее производилась реэкспозиция многих экспозиционных отделов, создавались передвижные выставки. Музей принимал участие во Всероссийских смотрах, в 1967 г. удостоился диплома Министерства культуры СССР, в 1973 г. был награжден дипломом II степени Министерством культуры РСФСР и др. В работе Чечено-Ингушского музея в советское время было много политики, идеологии. Но нужно отметить, что в целом музей проводил значительную полезную работу не только по сбору и охране памятников, но и воспитанию трудящихся, учащейся молодежи историей.
До начала военных действий в Чечне в 1994 г. один только Чеченский государственный объединенный музей (с филиалами) насчитывал в своих фондах около 230 тысяч единиц хранения, из которых около 86 тысяч составляли предметы основного фонда, а Республиканский музей изобразительных искусств им. П.З. Захарова - около 5 тысяч ед.
Незадолго до войны оба музея разместились в здании, являвшемся историко-архитектурным памятником рубежа 19 - 20 веков (бывший Азово-Донской банк) и украшавшем центр нашей столицы своей колоритной своеобразной архитектурой.
Подготовили экспозиции с лучшими экспонатами, имевшимися в фондах. Среди экспонатов были представлены раритеты и уникальные предметы: рукописи известного чеченского богослова Автахаджи; награды и знаки отличия имамата Шамиля; денежные знаки и матрицы для печатания бумажных денег эмирата Узун-хаджи; денежные знаки Терской области; высокие образцы холодного и огнестрельного оружия 18-19 вв. с декоративной отделкой; произведения выдающихся художников Западной Европы и России 18-19 вв.; предметы интерьера дома Т. Чермоева - известного чеченского нефтепромышленника, Председателя правительства Горской Республики; кинжал Хаджи-Мурата; ружье и кинжал Зелимхана; штандарт и шашка Шамиля; мемориальные вещи всемирно известного М. Эсамбаева; великолепная коллекция чеченских истангов - войлочных орнаментированных ковров 19 - нач. 20 вв., характерных только для Чечни и многое другое.
К началу войны 1994-1996 гг. в Чечне музеи достигли наивысшего расцвета, они приобрели в новом здании обширные музейные площади, позволившие экспонировать многие музейные раритеты, десятилетиями лежавшие в фондах невостребованными по идеологическим, политическим и другим конъюнктурным соображениям и из-за отсутствия музейных площадей. В залах музея была осуществлена реэкспозиция по многим разделам тематико-экспозиционных планов, что привлекало массы посетителей. Несмотря на сложную социально-политическую обстановку в республике, музеи по праву стали ее культурными центрами.
Похоже, что накануне войны мало кто осознавал масштабы надвигающейся катастрофы, мог допустить и в мыслях, что на территории современной демократической России может возникнуть трагедия "библейских" масштабов.
Создается впечатление, что после начала военных действий с 1994 г. самым важным стратегическим объектом в г. Грозном были музеи. В самом начале военной кампании в Чечне интенсивными бомбардировками и артобстрелами разрушено здание головного музея - историко-архитектурный памятник начала ХХ века, под его обломками погибли все экспозиции, подавляющая часть музейных фондов, оборудование, технические и электронно-технические средства. В ходе военных действий в Чечне 1994-1996 гг. полностью уничтожен историко-мемориальный музей А. Шерипова в с. Шатой - филиал Чеченского государственного объединенного музея. Головной музей в Грозном лишился наиболее значительных с научно-исторической, этнокультурной, искусствоведческой точек зрения культурно-исторических ценностей.
Среди утраченного такие раритеты как картины "Смерть генерал-майора Слепцова в гехинском лесу" Ф. Рубо, "Мальчик с книгой" В. Тропинина, "Пейзаж", "Кавказ" П. Верещагина, "Лунный пейзаж", "Алхан-юрт" И. Айвазовского, "Изголодавшиеся" И. Репина; этнокультурные, краеведческие экспонаты: вся этнографическая коллекция, в том числе 68 истангов, редкая коллекция холодного и огнестрельного оружия 18 - 19 вв.; печать и шашка Шамиля, подаренная им У. Дуеву - одному из лидеров национально-освободительного движения в Чечне 19 в.; мемориальные предметы А. Шерипова - выдающегося политического и военного деятеля Чечни и Северного Кавказа; предметы археологии; редкостная, оригинальная трехъярусная деревянная посуда "шун" для национального блюда "жижаг-галнаш", которой пользовался Серго Орджоникидзе, будучи в гостях у друзей в с. Мужичи (Республика Ингушетия); мемориальные вещи Н.Ф. Гикало - видного революционера, политического, государственного деятеля Чечни, Северного Кавказа, СССР; платок Г. Ахриева- видного общественного, политического деятеля Ингушетии, подаренный ему С. Орджоникидзе; весь научный рукописный архив; фонд письменных источников и многое другое.
Чувствительна утрата произведений первого профессионального чеченского художника П.З. Захарова, удостоенного за свою недолгую жизнь (1816-1846), звания академика живописи Российской Императорской Академии художеств. Среди них: "Портрет Л.А. Волкова" (1840, х.м. 62, 6х53), "Портрет герцога Максимилиана Лейхтенбергского" (1846, х.м. 62, 6х53), "Портрет неизвестного с тростью и шляпой" (1845, к.м., 31х25,5), "Портрет Александры Петровны Постниковой" (1839, Б., акв., 22,5х17,2), "мужской портрет" (1840, Б., кар., 23х17,9), "Портрет Петра Петровича Булахова" (1844? Б., кар., 23х17), "Портрет молодого человека" (?. Б., кар., 24,3х18,5), "Портрет неизвестной на смертном одре" (1845, Б., кар., 7,3х11 (16,6х21,2).
В период боевых действий в г. Грозном на территории Министерства культуры были похищены или уничтожены: 16 единиц горских сабель и шашек 18-19 веков с декоративной отделкой из драгметалла; коллекция атрибутивных предметов национальной мужской и женской одежды, конской сбруи из драгметалла (нагрудники, газыри, пояса женские и мужские, уздечки, плетни и т.д.) - в количестве 178 ед.; 77 ед. произведений европейского, русского и восточного декоративно-прикладного искусства 18-19 вв.; 40 инвентарных книг с данными обо всех музейных фондах; 50 томов отчетов археологических экспедиций, осуществленных на территории республики с 1947 года, и другая документация.
Проблема охраны культурных ценностей, особенно в период войны, давно волнует человечество. Еще более чем два тысячелетия назад греческий летописец Полибий писал: "Я надеюсь, что будущие завоеватели научатся не разорять покоряемые ими города, что они будут воздерживаться от украшений своих стран за счет бед и несчастий других народов".
Символично, что именно по инициативе России в 1874 году на конференции в Брюсселе, была принята декларация по правам войны. В ст. 28 этой декларации в вопросе об учреждениях и памятниках историко-культурного значения отмечалось: "всякий захват, а также умышленное разрушение или повреждение подобных учреждений, памятников, художественных и научных произведений, преследуются подлежащее властью. В этой декларации впервые в международно-правовой практике предусматривалась определенная ответственность за причинение вреда культурным ценностям. Декларация не была ратифицирована, тем не менее, она внесла свою лепту в развитие международных принципов и норм о законах и обычаях войны.
В последующем были приняты и другие важные документы, содержащие международные нормы и требования по охране культурных ценностей. Однако во время первой и второй мировой войн воюющие стороны продолжали варварски уничтожать памятники истории и культуры. В период второй мировой войны фашисты на временно оккупированной территории СССР разгромили, осквернили, сожгли, памятники культуры, зачастую используя их для отопления помещений.
После губительных последствий второй мировой войны, приведших к колоссальному ущербу историко-культурному наследию, ЮНЕСКО - международной межправительственной организацией ООН по вопросам образования, науки и культуры, принят ряд важных документов в области охраны культурных ценностей. Членами ЮНЕСКО являются около 150 государств, в том числе и Российская Федерация.
В Декларации принципов культурного международного сотрудничества, принятой на 14 сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО 4 ноября 1966 года, в ст. 1 отмечалось: "Каждая культура обладает достоинством и ценностью, которые следует уважать и сохранять". Особую важность в современном мире приобретает Гаагская конвенция и Протокол о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, подписанный 14 мая 1954 года. В преамбуле этой конвенции признавалось, "что ущерб, наносимый культурным ценностям каждого народа, является ущербом для культурного наследия всего человечества", а государства, участницы конвенции брали на себя обязательство принять "все возможные меры для защиты культурных ценностей".
   Летом 2002 года совместными усилиями Министерства культуры РФ, Министерства культуры ЧР, Государственной Третьяковской галереи, Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. И. Грабаря и Национального музея ЧР в выставочном зале Третьяковской галереи состоялась выставка отреставрированных картин из фонда Национального музея ЧР, вызвавшая большой общественный резонанс. На той же выставке генеральный директор Третьяковской галереи В.А. Родионов выступил с важной инициативой по объявлению сбора средств на восстановление Национального музея ЧР. Подписано было Соглашение между покойным Президентом ЧР А.А. Кадыровым, Председателем Госстроя РФ Н.П. Кошманом, Президентом Правления Союза архитекторов РФ Гнедовским и ген. директором Третьяковской галереи В.А. Родионовым о проведении международного конкурса на лучший проект нового комплекса Национального музея ЧР. К сожалению, эти важные инициативы Третьяковской галереи остались не реализованными.
В результате сотрудничества Министерства культуры ЧР, Третьяковской галереи и Национального музея ЧР в 2004 г. в Грозном проведены две выставки с участием генерального директора Третьяковской галереи В.А. Родионовым. Впервые в истории музейного дела республики в Грозном провел свое выездное заседание по гранту ЮНЕСКО Российский комитет Международного совета музеев (ИКОМ РФ) во главе с его президентом В.Б. Ремизовым и с участием ответственного секретаря Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО при Министерстве иностранных дел РФ Г.Э. Орджоникидзе. Делегация ИКОМ РФ изучила состояние музейной сети республики и взяла на себя обязательство по обеспечению Национального музея ЧР оборудованием, необходимым для открытия и функционирования сайта в Интернете. "Национальный музей ЧР" с целью выхода в мировое информационное, культурное пространство, просил Российский комитет Международного совета музеев ходатайствовать перед европейским отделением ЮНЕСКО об обращении к музеям мира с просьбой о выделении на восстановление Национального музея ЧР денежных средств, вырученных от однодневного посещения их гражданами.
Несмотря на тяжелые послевоенные условия, расширяется музейная сеть республики: в октябре 2004 г. на базе дома постройки 1760 г. бывшего имения Хастатовых - родственников Лермонтовых в с. Порабоч Шелковского района учрежден Литературный музей им. М.Ю. Лермонтова; в апреле 2005 г. в знак всенародного признания таланта и творчества кинорежиссера, скульптора, доктора искусств, Заслуженного деятеля искусств РФ Илеса Татаева и в связи с обращениями видных деятелей культуры РФ Министерством культуры ЧР в Москве учрежден филиал Национального музея ЧР - Галерея Илеса Татаева; в апреле 2006 г. на базе личного подворья классика современной чеченской литературы Абузара Айдамирова учрежден Литературно-мемориальный музей Абузара Айдамирова. В структуре Национального музея ЧР кроме названных филиалов функционируют Литературно-мемориальный музей Арби Мамакаева в с. Лаха-Невре Надтеречного района, Литературно-этнографический музей Л.Н. Толстого в ст. Старогладовской Шелковского района и Махкетинский краеведческий музей в Веденском районе.
Сегодня, к сожалению, Министерство культуры РФ не проявляет должной заинтересованности в восстановлении практически уничтоженного в результате военных действий Национального музея ЧР. Министерство культуры РФ практикует шаблонный подход к этой проблеме, такой же, как и к другим субъектам РФ, к счастью не пострадавшим от военно-политических катаклизмов, пережитых нашей республикой. За 2001-2005 годы не удовлетворена ни одна наша заявка в целевую федеральную программу "Культура России 2001-2005 гг.".
Национальный музей ЧР - государственное хранилище памятников истории и культуры, научно-исследовательское, научно-просветительное учреждение по исследованию, пропаганде историко-культурного наследия народа Чеченской Республики, по воспитанию гражданственности, художественных, эстетических вкусов, общечеловеческих ценностей на основе историко-культурного наследия народа и задача его восстановления должна стать одной из приоритетных в программе восстановления социально-экономической сферы республики.
  Отрадно отметить, что в этом вопросе наметились существенные сдвиги. К маю месяцу 2007 года, на средства Регионального общественного фонда им. А.А. Кадырова практически восстановлены музейные площади и их торжественное открытие сосотялось 18 мая в Международный день музеев. Восстановление музейных площадей позволило Национальному музею ЧР активизировать экспозиционно-выставочную деятельность, укреплять межрегиональные и международные связи. Знаковое событие произошло в культурной жизни нашей республики в начале октября 2007 г. - в священный для всех мусульман месяц Рамадан: в Национальном музее чеченской Республики открылась выставка "Священный Коран в зеркале иранского искусства". Она стала возможной в результате договоренностей между Президентом Чеченской Республики Рамзаном Ахматовичем Кадыровым и Посольством Республики Иран в Российской Федерации.
В организации и проведении этой не только уникальной, но и первой за последние четверть века международной выставки в Чечне деятельное участие приняли Департамент внешних связей Президента и Правительства ЧР, Министерство культуры ЧР и Национальный музей ЧР. В церемонии открытия выставки приняли участие и выступили Руководитель Аппарата Администрации Президента и Правительства ЧР А. Израйилов, министр культуры ЧР Д. Музакаев, Председатель Духовного управления мусульман ЧР С. Мирзаев, гости из Ирана Мохсен Пурмахсени, заместитель руководителя Культурного центра при Посольстве Республики Иран в РФ, Гелам Реза Рахпейма, художник -каллиграф - автор каллиграфических текстов Священного Корана, Джавад Джавади - программист-методист по обучению Корану.
Присутствовавшим на открытии выставки особенно запомнились слова Мохсена Пурмохсени, обращенные к "чеченским братьям и сестрам": "Иранский и чеченский народы братскими узами объединяет ислам. В Иране много знают о Чечне, потому что иранский народ всегда волновала судьба чеченского народа. Сегодняшняя выставка - еще одно яркое доказательство укрепления братских отношений между нашими народами. Мы донесем тепло и радушие ваших сердец до нашего народа". В своем приветствии министр культуры ЧР Д. Музакаев отметил: "Мы рады приветствовать посланцев дружественной страны на нашей гостеприимной земле. Мы благодарны нашему Президенту - инициатору многих добрых дел и Вам за предоставленную возможность прикоснуться к богатейшей культуре дружественного иранского народа. Будем счастливы, если Вы останетесь довольны визитом в нашу республику. Пусть крепнут узы нашей дружбы!".
На выставке было представлено около 60 работ известного иранского каллиграфа Гелам Реза Рахпейма. До Чечни выставка побывала во многих странах Азии и Европы. Изящно выполненные в разных стилях и разнообразной техникой каллиграфические тексты Корана ни кого не оставили равнодушным. Особенностью выставки было и то, что автор большинства представленных каллиграфических текстов Гелам Реза Рахпейма для желающих, которым не было конца, здесь же демонстрировал искусство каллиграфического письма и раздаривал свои произведения посетителям.
 Выставка, прошедшая в Национальном музее ЧР, еще раз продемонстрировала возможности музея как культурного центра региона, место и роль музея в культурной жизни республики. Отрадно отметить, что руководство республики, министерство культуры относят к числу приоритетов восстановление Национального музея ЧР, как одного из важнейших средств воспитания национального самосознания.
В рамках прошедшего в Чеченской Республике фестиваля искусств ЮФО "Мир Кавказу" в сентябре 2007 года была открыта новая этнографическая экспозиция. К Дню Победы - 9 мая 2008 года открыта новая стационарная экспозиция "Чечено-Ингушетия в Великой Отечественной войне", в которой представлены многочисленные документы и фотоматериалы, печатные издания, виды стрелкового оружия и обмундирования, награды и знаки родов войск, стенды, посвященные чеченцам - защитникам Брестской крепости и чеченцам - Героям Великой Отечественной войны, к Международному дню музеев произведена реэкспозиция отдела этнографии и т.д.
На период с 2008 по 2011 запланировано строительство нового республиканского музейного комплекса, что создаст условия для эффективной работы по комплектованию музейных фондов, экспозиционной и выставочной деятельности, научному исследованию и популяризации национальной истории и культуры.
В марте 2008 г. года принято важное распоряжение Правительства Чеченской Республики по обеспечению условий для безопасного хранения музейных фондов в Национальном музее ЧР. В связи с этим нами уже практически решен вопрос по установке в экспозиционно-выставочных площадях и фондохранилищах музея специального оборудования охранно-пожарной сигнализации и видеослежения, ставятся вопросы по усилению оконных проемов металлическими декоративными решетками, установке оборудования по кондиционированию воздуха и поддержанию температурно-влажностного режима и т.д. Решение данных проблем является неотъемлемым условием возвращения Национальному музею его высококлассных картин, находящихся после реставрации в Государственном музейно-выставочном центре РОСИЗО и в Третьяковской галерее.
Одним из ярких событий в жизни музея явилось его посещение 19 мая 2008 г. президентом Чеченской Республики Р.А. Кадыровым, который ознакомился с экспозициями музея и вынес от этого массу впечатлений. Он заверил музейщиков и общественность в том, что он придает важное значение сохранению и популяризации исторического и культурного наследия народа Чеченской Республики и потому полон решимости всячески помогать в восстановлении и развитии Национального музея ЧР.
 Президент Чеченской Республики, Министерство культуры ЧР патронируют вопрос улучшения материально-технической базы Национального музея ЧР. По личному указанию президента Чеченской Республики Р.А. Кадырова на средства из Президентского фонда с начала 2009 г. заново с нулевой отметки отстроено основное здание Литературно-этнографического музея Л.Н. Толстого, реставрированы уже имевшиеся и возведены новые этнографические типологические постройки. Одновременно завершены ремонтно-реставрационные работы на старинном доме-особняке Литературного музея М.Ю. Лермонтова, облагорожена и декорирована территория музея. Названные музеи стали, без преувеличения, лучшими объектами культуры на территории Шелковского района.
 По Федеральной целевой программе начато строительство в центре г. Грозного нового здания Национального музея ЧР, которое строится по индивидуальному проекту в национальных архитектурных формах, но с соблюдением всех норм здания музейного назначения
  Ремонт и реставрация объектов Литературно-этнографического музея Л.Н. Толстого и Литературного музея М.Ю. Лермонтова, а так же строительство гостиничного комплекса с конференц-залом и этнографическими типологическими строениями на территории, прилегающей к музею Л. Толстого, могут стать хорошей базой для проведения всероссийских и международных творческих мероприятий.
Музейные комплексы могли бы стать частью всероссийского и международного экскурсионно-туристических маршрутов, способствующих интеграции Чеченской Республики в российское и мировое культурное пространство.
Реализация данных проектов повлекло бы и развитие социальной инфраструктуры Шелковского района и республики в целом.
 Одно из основных направлений деятельности Национального музея ЧР - комплектование музейных фондов. За поствоенный период музейные фонды увеличились на более 4 тыс. ед. хранения. К значимым приобретениям следует отнести:
- шашку, принадлежавшую известному политическому, государственному и общественному деятелю Чечни, сотнику императорского конвоя Николая II, активному участнику боев на фронтах 1-й мировой войны в составе прославленной "Дикой дивизии" Абдул-Межиду (Тапе) Чермоеву. Шашка была изготовлена и подарена Чермоеву известным чеченским мастером клиночником Башировым из села Старые Атаги в 1917 г., о чем свидетельствует гравированная надпись на клинке. Национальному музею эта шашка была подарена в 2002 г. другом чеченского народа, известным осетинским бизнесменом из Владикавказа Асланом Гуриевым, который является страстным любителем кавказского оружия. С тех пор она находилась на временном хранении в Национальном музее Республики Северная Осетия-Алания;
- подаренные музею исследователем-этнографом И. Асхабовым, кинжал, изготовленный в 1901 г. известным чеченским мастером клиночником из Дойкур-аула Чиллой Муртазалиевым, и сабля, изготовленная в Тифлисе в конце 17-начале 18 в., на которой арабской вязью высечено "Нет такого героя, как Али, и нет такой сабли, как Зульфакар". По легенде сабля принадлежала известной исторической личности - народному чеченскому герою Бейбулату Таймиеву.
 Музейное сознание является частью культурного сознания общества в целом, и чем выше уровень культуры в обществе, тем выше и музейное сознание. Почти 200 лет тому назад емко выразился о значении музея Бестужев-Рюмин, писавший: "Народ, желающий быть великим народом, должен знать свою историю, велик тот народ, который ясно сознает свое историческое призвание+ Музей одно из самых могущественных средств воспитания народного самосознания".
Сегодня в канун профессионального праздника всех музейных работников хочу пожелать им успехов в служении делу сохранения и популяризации исторического и культурного наследия народа Чеченской Республики, счастья в личной жизни.


www.ChechnyaTODAY.com

{mosloadposition user9}

Если нашли ошибку в тексте выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

ОБСУЖДЕНИЕ

Комментариев нет