МЕЖДУ ЗАПАДОМ И ВОСТОКОМ// На этой неделе Президент Чеченской Республики Рамзан Кадыров, который в эти дни совершал паломничество по святым местам в Саудовской Аравии, встретился с рядом руководителей арабских стран. В частности, у него прошла встреча с заместителем премьер-министра, министром обороны и министром по делам религии Ирака. Также в ходе совершения паломничества по инициативе палестинской стороны состоялась встреча чеченского президента с Президентом Палестинскойавтономии Махмудом Аббасом и руководителем делегации Палестины по переговорам на Ближнем Востоке Саибом Урикатом.

Ранее во время посещения Объединенных Арабских Эмиратов Рамзан Кадыров встретился с министром информации и печати ОАЭ, с наследным принцем эмирата Абу-Даби, заместителем Верховного главнокомандующего Вооруженными силами ОАЭ, который является также и председателем Исполнительного совета эмирата Абу-Даби и президентом Государственного инвестиционного фонда ОАЭ.

Ну и в официальной резиденции Короля Саудовской Аравии в Мине состоялась встреча Президента Чеченской Республики с Королем Саудовской Аравии Его Величеством Абдаллахом ибн Абдель - Азизом аль Сауд. На встрече присутствовали также Министр внутренних дел, Министр по делам муниципалитетов и сельских районов Саудовской Аравии и губернатор Мекки. Следует отметить, что Президент Чеченской Республики был принят на самом высоком уровне с соблюдением всех норм официального государственного протокола Королевства Саудовская Аравия.

Эти несколько символичных встреч, произошедших в сравнительно короткий срок, наверное, можно считать логическим продолжением тех отношений, что были заложены президентом Чечни в последние годы. Так, в прошлом году Кадыров посещал Саудовскую Аравию и Иорданию, где неизменно встречался с первыми лицами этих государств. Кроме того, в Саудовской Аравии Кадыров оказался единственным россиянином, удостоившимся чести принять участие в священном для мусульман процессе омовения Каабы, причем вместе с королем этой страны.

МЕЖДУ ТЕМ, с начала 90-х годов политическая изоляция Чеченской Республики от внешнего мира являлась одним из самых серьезных препятствий на пути нормализации ситуации в Чечне. Ранее возглавлявшие регион чеченские руководители не осуществляли такого рода дипломатические поездки, оставаясь фигурами скорее внутриреспубликанского политического масштаба. Даже исламский мир в определенной мере дистанцировался от Ичкерии, несмотря на явные всеобщие симпатии к чеченскому народу.

Но с начала пребывания Кадырова на посту президента начался серьезный прорыв международной изоляции Чеченской Республики. За последний год ситуация значительно изменилась в лучшую сторону. Интерес к республике западных инвесторов, а также прием, оказываемый Кадырову в арабских странах, наглядно продемонстрировали, что Чечня начинает обретать свое место в мире. В частности, наша республика может превратиться в весьма важное связующее звено между РФ и исламским миром.

При этом Москва, в общем русле своей внешнеполитической деятельности, не возражает против такой роли Чечни и где-то даже старается сделать республику одним из каналов налаживания и усиления связей с исламским миром.

Про укрепляющиеся взаимоотношения России и мусульманских стран в настоящее время говорят многие факторы. Так, Россия - единственная немусульманская страна, входящая наблюдателем в Организацию Исламская Конференция, которая объединяет более полусотни мусульманских государств. Не случайно Владимир Путин в свое время подчеркивал, что наличие в России 20-миллионной мусульманской общины - это хорошая основа для сближения с исламским миром - и в политическом, и в экономическом планах. Один из очередных этапов сближения и произошел на днях при посредничестве чеченского президента. Рамзан Кадыров в ходе своего визита в Саудовскую Аравию встретился также с генеральным секретарем Международной Организации Исламская Конференция (ОИК). В ходе встречи генеральный секретарь ОИК сообщил Рамзану Кадырову о том, что несколько государств, входящих в состав данной организации, изъявляют желание подписать определенные соглашения о сотрудничестве с Чеченской Республикой.

Россия, без сомнения, утратила советские позиции в мусульманском мире при крушении СССР, потеряв имевшиеся рычаги влияния на восточные страны, которые, как правило, были ее союзниками. Возможно, причина столь резкой и потому непривычной для страны утраты позиций заключалась в том, что связи эти, в большинстве своем, проходили через высшие политические круги Союза, то есть существовал только один, хотя и самый высший, уровень взаимодействия.

Сегодня Россия, как представляется, пытается не повторять ошибок прошлого, и потому при выстраивании отношений со своими партнерами налаживаются многоуровневые связи. Это могут быть и контакты на уровне бизнеса, и некие соглашения на уровне регионов, и, конечно же, связи на федеральном уровне. При налаживании таких связей с исламским миром Чеченская Республика может играть не последнюю роль, поскольку располагает многими факторами, которые российская дипломатия могла бы использовать для пользы России.

Имидж Чечни как наиболее мусульманского региона России (даже по сравнению с Татарстаном) распространился далеко за пределами РФ. Региональное руководство активно поддерживает такой бренд. Ту же кампанию за духовно-нравственное воспитание молодежи, которое развернуло региональное руководство, можно считать в том числе и дальновидным политическим шагом. Серьезный отпечаток на характер сегодняшней власти в Чечне налагает и то, что Ахмат-Хаджи Кадыров по образованию был мусульманский богослов, прошедший обучение в Узбекистане и Иордании.

Вероятно, такие усилия регионального лидера были бы бесполезны, если бы не прямая поддержка Кремля. И эта поддержка есть – достаточно вспомнить, например, как президент республики неоднократно рассказывал о том, что его инициатива строительства в чеченской столице исламского центра получила в свое время безоговорочную поддержку тогда еще президента страны Путина.

МЕЖДУ ТЕМ, и исламский мир сегодня заинтересован в связях с Чечней скорее как с одним из регионов процветающей России. Странам арабского мира нынешняя Чечня как составная часть динамично развивающейся мусульманской общины России гораздо более выгоднее прошлой, независимой Ичкерии, которая была хотя и самостоятельным, но отсталым, нестабильным государством-угрозой.

Таким образом, получается, что упрочнение позиций Чечни как одного из центров Ислама в России и мире служит сразу нескольким целям. Укрепляются связи России и исламского мира, часть финансового бремени по развитию экономики республики перекладывается на иностранных, а точнее - на инвесторов из арабских стран, лишается моральной поддержки так называемая «вооруженная оппозиция».

То есть, регион, чей вопрос нередко являлся камнем преткновения в российско-мусульманском диалоге, на глазах превращается в весомый козырь в руках России. И это можно считать значительным достижением совместной российско-чеченской деятельности.

ДАВНО ПРЕДСКАЗАННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КРАХ

Мировой финансовый кризис ударил и по России, прежде всего, падением цен на нефть. Так, баррель нефти марки Urals – основной экспортной маркой для российской нефти – стоит уже менее 40 долларов, хотя еще недавно она шла по цене свыше 100 долларов за баррель. Учитывая высокую зависимость российского бюджета от цен на углеводороды, это может поставить под угрозу срыва многие не только частные, но и государственные проекты. Например, в деловом центре «Москва-сити» заморожено амбициозное строительство одной из башен – «Россия», а продолжение работ над другой – «Федерация» – долгое время находилось под вопросом.

Потому понятна естественная озабоченность российских властей поиском путей противостояния мировому кризису. Варианты предлагаются разные. Один из них, например, широко лоббировался российской стороной перед встречей «большой двадцатки» в Вашингтоне – а именно, валютная мультиполярность и рубль в качестве региональной резервной валюты.

МЕЖДУ ТЕМ, существует и другой вариант противостояния кризису – и о нем говорил президент Дмитрий Медведев на заседании Госсовета Российской Федерации в Ижевске, в работе которого принимал участие и президент Чечни Рамзан Кадыров. Речь идет о повышении конкурентоспособности национальной промышленности Российской Федерации в условиях мирового финансового кризиса за счет развития реальных секторов экономики.

Об этом же говорил и Рамзан Кадыров на одном из последних заседаний правительства: «Нам нужно развивать индустриальную экономику, аграрный и агропромышленный сектора, чтобы мы могли стать независимыми от сугубо финансовых институтов».

Президент Чеченской Республики не случайно затрагивал эту тему. Ведь финансовый кризис может отразиться и на нас.

В экономическом плане Чеченская Республика если и включена в глобальную систему денежного и товарного оборота, то лишь опосредовано – через Россию. С учетом же дотационности республиканского бюджета несложно прийти к выводу, что последствия мирового финансового кризиса коснутся жителей Чечни ровно в той мере, как они отразятся на состоянии российских финансов. Проще говоря: сократятся доходы федерального бюджета – соответственно будут урезаны дотации в бюджет Чеченской Республики. А это, в свою очередь, поставит под удар осуществление намеченных планов по оживлению чеченской экономики и развитию социальной сферы. И даже возможность финансирования в рамках Федеральной целевой программы по восстановлению и развитию экономики Чеченской Республики на 2008-2011 годы.

Перспектива явно невеселая, но одновременно это и стимул к тому, чтобы в будущем больше полагаться на собственные силы и ресурсы. Собственно, сама ФЦП на 2008-2011 была нацелена именно на создание инфраструктурной базы, необходимой для «самостоятельного плавания» в море экономики и финансов. Однако мировой финансовый кризис заставляет всерьез задуматься над тем, каким образом Чеченская Республика может добиться той же цели в кратчайшие сроки и в общем-то малыми ресурсами, учитывая ее невысокий пока инвестиционный потенциал?

Прежде всего, за счет развития малого и среднего бизнеса, который не требует больших финансовых вливаний со стороны государства. Однако государству придется сделать все возможное, чтобы привлечь частных предпринимателей в сферу реального производства, что потребует серьезных и продуманных действий.

И понятно, что без поддержки и понимания со стороны общества решение таких задач невозможно. Если общество живет по марксистской формулировке, что государство – это машина подавления, или попросту, что мы – это одно, а государство – нечто нам чуждое, то ничего не получится. И пока мы не осознаем, что государство – это мы, и что от совокупности наших действий зависит будущее государства, а значит, и наше будущее, – кризис будет хроническим.

www.chechnyatoday.com

{mosloadposition user9}


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна

test 2Новости СМИ2