22.07.2011 /11:55/ Говорят, однажды у одного всеми уважаемого чеченца спросили, как он добился такой славы. Ответ был таким: все началось с семьи: к нему с большим почтением относилась жена. Видя отношения родителей, испытывали к отцу уважение и дети. Мир и взаимопонимание этой семьи не осталось незамеченным для соседей, и они часто обращались к нему за советом. Дальше – больше: его стали уважать односельчане и жители окрестных сел.

Именно об этой мудрости напомнил мне Халид Вайханов, когда я обратилась к нему с просьбой рассказать об Ахмат-Хаджи Кадырове, рядом с которым Халид Хедиевич находился несколько лет будучи в числе самых приближенных лиц. Сегодня Халид Хедиевич Вайханов руководит Службой обеспечения деятельности мировых судей. До назначения на эту должность курировал деятельность пяти министерств, занимая должность заместителя Председателя Правительства Чеченской Республики по социальному блоку.

- Мы жили в нескольких кварталах друг от друга. Семью Кадыровых в нашем селе всегда уважали, так как в их роду было много авторитетных религиозных деятелей. А Ахматом-Хаджи я всегда восхищался потому, что его становление как политического лидера происходило на моих глазах. Все мы помним , как тяжело было жителям республики во второй половине 90-х годов. Это было время, когда каждый старался спасти собственную жизнь и жизнь своих детей. Тысячи людей покинули республику. Но были такие, рядом с которыми стыдно было впадать в панику. Именно таким был Ахмат-Хаджи: настоящий героический человек.

В те годы, по всей Чечне, в том числе и в нашем селе мужчины собирались и обсуждали происходящее. А Ахмат-Хаджи не просто обсуждал, где и что происходит, кто и что увидел-услышал, он призывал к спокойствию и рассудительности, советовался , что нужно сделать, чтобы примирить расколовшийся на два лагеря народ.

Я знал, что еще в начале 90-х, вернувшись в республику по окончании Бухарского медресе Мир-Араб, Ахмат-Хаджи боролся за религиозное просвещение народа с новоявленными проповедниками, вступал с ними в открытую дискуссию, строил спор, основываясь на научных трудах, хадисах, сурах. Когда в 1993 года его избрали на должность наиба муфтия республики, все село гордилось им, хотя были уверены, что он заслуживает большего.

В 1999 году, он был уже муфтием республики. В условиях тех лет, оставаясь в Чечне, он подвергал опасности семью и себя, но никуда не уехал. На сельских неофициальных «сборах» к нему обращались люди за помощью и советом. И он, рискуя жизнью, направлялся туда, где у людей случилась беда. Рядом с ним были всего лишь четыре человека, самые преданные ему ребята. Присоединился к ним и я. Мы называли себя отрядом добровольцем. Постепенно этот круг расширился. Отсиживаться в укромном месте – это было не в его характере. Ведь на всей территории республики шла война. Через горы, леса, реки мы много раз пробирались в разные населенные пункты. Там он часами беседовал не только с религиозными деятелями, но и с жителями, призывал их проявлять милосердие к раненным, кем бы они ни были – чеченцами или российскими солдатами. При этом он приводил суры и аяты из Корана, в которых осуждались все действия, приносящие зло людям.

Повторюсь, он, рискуя жизнью, посещал практически каждое село, где разворачивались трагические события. К нему, как к муфтию, часто обращались зарубежные журналисты. Он охотно встречался с ними, говорил, что мир должен знать правду о происходящем в Чечне.

Когда Ахмат-Хаджи вместе с группой религиозных деятелей Северного Кавказа поехал на встречу с председателем Правительства России Владимиром Владимировичем Путиным, у него был разработан собственный план того, как остановить войну в республике. И этот план был плодом его многочисленных встреч с религиозными авторитетами республики, которые хотели сохранить от уничтожения наш народ, и заключался в том, чтобы остановить войну силами самих чеченцев. Он предлагал позволить всем, кто незамедлительно откажется от сопротивления федеральным войскам, вернуться домой и не преследовать их в будущем, начать индивидуальную работу с каждым полевым командиром, полностью прекратить применение авиации и артиллерии, отказаться от блокирования населенных пунктов, задержания производить в строгом соответствии с законом.

В возможность осуществления такого плана мало кто верил. Это теперь мы видим, что Ахмат-Хаджи бы прав. Он смотрел далеко вперед.

Сколько труда и сил он вложил в осуществление задуманного, знаем лишь мы, те, кто находился рядом с ним. Несмотря на все трудности и риск, ему удалось повлиять на многих боевиков, и их командиров, заставить их покинуть лес, вернуться к своим семьям и строить мирную жизнь.

 Всевышний помог ему в стремлении изменить судьбу народа к лучшему. Он мог и стал лидером народа.

www.grozny-inform.ru

 www.Chechnyatoday.com


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна

test 2Новости СМИ2