Уполномоченный по правам человека в Чеченской Республике Нурди Нухажиев считает, что для решения проблем российской исправительной системы необходим национальный проект.

Свое мнение он высказал, комментируя информацию о возбуждении Генпрокуратурой уголовных дел по фактам пыток в саратовской тюремной больнице.

Напомним, Генеральный прокурор РФ Игорь Краснов, выступая в рамках правительственного часа в Госдуме, сообщил, что в Саратовской области по фактам пыток в тюремной больнице возбуждены и расследуются 12 уголовных дел: об изнасилованиях, домогательствах, превышении должностных полномочий, ряду лиц уже предъявлены соответствующие обвинения.

Генпрокурор указал также, что за девять месяцев этого года в колониях и СИЗО выявлено 103 тысячи нарушений закона.

Уполномоченный по правам человека в Чеченской Республике Нурди Нухажиев уже много лет выступает за коренную реформу системы.

«Говоря об уголовно-исполнительной системе России, приходится констатировать, что ни изменения в законодательстве условий содержания заключенных, ни строительство новых помещений с лучшими условиями работы кардинально не меняют негативные традиции её функционирования и низкую эффективность воспитательного потенциала, что само по себе противоречит главному её предназначению – перевоспитанию преступников. Всегда был убеждён в том, что проблемы российской исправительной системы с её трагической историей требует национального проекта. Думаю, что такой проект позволил бы переломить ситуацию в пенитенциарной системе Российской Федерации», - сказал Н. Нухажиев.

Уполномоченный отметил, что в его адрес не раз поступали жалобы от уроженцев республики, отбывающих наказание в исправительных учреждениях других субъектов, на издевательства и унижение человеческого достоинства.

«Их обращения содержат жалобы на превышение сотрудниками своих должностных полномочий, применение физической силы и специальных средств, издевательства и даже пытки, необоснованные наказания и длительное содержание в ШИЗО и ПКТ, предвзятое отношение по признакам их национальной принадлежности и вероисповедания, неоказание должной медицинской помощи, необоснованные отказы в условно-досрочном освобождении, отказ в переводе в другую колонию и т.д. Как правило, на наши обращения в региональные прокуратуры по этим фактам, мы получаем стандартные ответы о том, что прокурорская проверка не выявила нарушений, факты, изложенные в обращениях осужденных, не подтвердились», - сказал Уполномоченный по правам человека в ЧР.

По словам омбудсмена, некоторые регионы России продолжают сохранять каторжные традиции.

«Некоторые регионы России как славились каторжными традициями, так и продолжают сохранять их. Именно в эти отдалённые регионы вывозят осужденных для отбывания наказания и оттуда поступают больше всего жалоб. Это исправительные учреждения Республики Мордовия, Пермского и Хабаровского краев, Иркутской, Свердловской и Челябинской областей, ЯНАО, Республики Коми. Считаю, что усиление общественного контроля – один из механизмов улучшения ситуации с обеспечением прав осужденных в местах принудительного содержания, пенитенциарной системе», - подчеркнул Н. Нухажиев.

Чеченский омбудсмен считает, что администрация в учреждениях службы исполнения наказания должна быть гражданской.

«Прокурорская проверка в Российской Федерации за соблюдением прав осужденных, как показывает опыт, крайне неэффективна, поскольку сторона, поддерживающая государственное обвинение, по определению не может эффективно защищать права осужденных. Поэтому, исходя из своей и международной практики, считаю необходимым создать независимый от органов обвинения и ФСИН институт проверки жалоб о нарушениях учреждениях УИС РФ. Кроме того, международная практика доказывает эффективность введения института тюремных судьей. Для оздоровления системы УИС необходимо, чтобы администрация в учреждениях службы исполнения наказания была гражданской. Военизированное составляющее должно иметь место только в охране и пропускном режиме. Такой опыт имеется в значительном числе государств», - отметил Уполномоченный.

Нурди Нухажиев также отметил актуальность проблемы медико-санитарного обеспечения осужденных.

«Существующая система, по сути дела, оторвана от общей системы здравоохранения, что не позволяет в должной мере обеспечить право осужденных на медицинскую помощь. Находясь в прямом подчинении руководителей исправительных учреждений, медицинские работники УИС не всегда могут выполнять свой долг врача. Необходимо вывести медицинский персонал учреждений из подчинения ФСИН РФ и передать территориальным органам здравоохранения», - сказал Н. Нухажиев.

При копировании материалов ссылка на сайт обязательна