Жил на земле, верней в горах,

Куда орлы не долетали,

Аул по имени Хайбах,

О нём вы слышали едва ли.

И вот туда примчалась весть,

Что палачу страны в угоду

Отныне нету места здесь

Веками жившему народу.

                              Исаак Рукшин

Вот уже около 80 лет никто не живет в Галанчожском районе, но считается, что из этой местности вышли предки почти всех чеченцев. Именно здесь находится печально известное селение Хайбах, в котором в 1944 году заживо сожгли более 700 человек. О том, каким был район, каким стал и каким планирует быть в материале ИА «Чечня Сегодня».

По словам научного сотрудника Института гуманитарных исследований Академии наук Чеченской Республики Амина Тесаева, название района произошло от легенды о двух волах.

«Галанчож означает галайское ущелье. Там еще есть озеро «Галай-ам». Название этого озера произошло от легенды о двух волах. Раньше говорилось, что это озеро находилось в селении Ялхарой, которое тоже находится внутри Галанчожского района в местности Амкха.

Легенда утверждает, что это озеро превратилось в двух волов, которые двигались в сторону нынешнего расположения озера «Галай-ам». Когда они приблизились к этому месту там оказались двое местных мужчин. Они запрягли этих волов и стали ими пахать борозду. Каждый раз, когда они делали одну линию борозды, выступала вода. В итоге много воды вышло из-под земли и появилось озеро, а два вола ушли внутрь озера.

В последующем название это переместилось на весь район, потому что в советский период Галанчож был административным центром», - рассказал учёный.

На территории Галанчожского района, а именно в местности Нашха, есть поселение Моцарой. Исторически вся область называлась «Нана Нашха». Она не была привязана к какому-то тайпу, потому что «наша» означало народное, общее, место где все принадлежит всем. А слово «ниша» понималось как частное т.е. субъектное.

Здесь находился чеченский Мехк-Кхел – судебный законодательный орган власти Средневековья. Он хранил у себя три реликвии: национальный котел - «къоман яй», национальную летопись -«къоман тептар» и национальную печать - «къоман мухар».

Национальный котел «къоман яй» еще назывался «цаст яй» - медный котел, потому что был склепан из медных плит. В один котел помещалось шесть - семь баранов или один бык. Такая посудина была необходима для приготовления пищи во время народных сходок. У чеченцев принято, что на свадьбу или похороны, как местные говорят «дикан-вон» сходится очень много людей: родственники, соседи, односельчане и др. Да и семьи, собственно, у народа обычно бывают большими – человек 5-10, а то и больше. Национальная летопись -«къоман тептар» служила для записи любых решений, принимаемых Мехк-Кхелом, которые скреплялись национальной печатью - «къоман мухар». Также печатью подтверждались грамоты, выдаваемые Мехк-Кхелом.

«Нашха периодически служила местом, куда чеченцы уходили спасаться от противника. Набраться сил, чтобы снова вернуться на равнины. Это настолько необычная географическая область, что там численный фактор противника становился незначительным. Местному народу в узких ущельях было легко обороняться. Женщины, дети, старики и мужчины, которым после сражений удавалось спастись, уходили туда. И так получилось, что, когда монголы пришли в 1230-е годы, чеченцы, оставшиеся в живых, ушли туда. Потом в 1390-е годы, когда пришел Тимур, выжившие чеченцы вернулись туда. Затем в 1450-е годы, когда пришли уже крымские завоеватели. В 1460-80-е годы пришли газийские, иранские, шиидские - и в последний раз чеченцы снова укрылись там. На протяжении столетий это место спасало чеченцев, и они начали воспринимать его как колыбель. Это место, где чеченский народ приобрел этногенез, нынешний внешний облик, стереотипы, поведение и т.д.», - объяснил Тесаев.

К сожалению, ни одна из трех реликвий не сохранилась, но в одном из преданий говорится, что именно от «къоман яй» появились название тейпов чеченцев. С того момента, как люди стали возвращаться на равнину, на нем стали выбивать имена глав семей – мужчин, покидавших Галанчож.

Пропажу этой реликвии приписывают к появлению на чеченской земле имама Шамиля. Он прибыл на территорию Галанчожского района в 1843 году. По одной из версий имам дал приказ одному из своих наибов доставить котел для приготовления пищи воинам. Хранители реликвии не смогли в этом отказать ему, вследствие чего котел попал в руки Шамиля. Считается, что тот намеренно его уничтожил, потому что котел мешал ему установить полную власть над горцами. Реликвия была олицетворением влияния Мехк-Кхела, находящегося как бы в оппозиции к имаму.

23 февраля 1944 года история Галанчожского района заканчивается и начинается насильственное выселение почти полумиллиона вайнахов (чеченцев и ингушей) из Чечено-Ингушской АССР и прилегающих территорий в Казахстан и Киргизию. Операция, готовившаяся втайне и получившая кодовое название «Чечевица», была одной из крупнейших депортаций по этническому признаку в истории Советского Союза.

«В Галанчожском районе были места, которые очень труднодоступны. В ту зиму выпало очень много снега, были сильные заморозки. Некоторые дороги занесло небывалым снегом. Согласно отдельным документам, говорится, что в исполнение приказа Берии и Сталина, Гвишиани по причине затора на дорогах отдал приказ, чтобы людей, которые были не только из села Хайбах, но и из окрестных сел, собрали в конюшне – это 705 человек, включая двух новорожденных малышей, появившихся на свет в ту ночь. Их сожгли заживо, поскольку они якобы не могли их транспортировать в Грозный для посадки на поезда и следующей отправки в ссылку. Такие же убийства были и на озере Галай-ам. Там также были расстреляны и потоплены люди. Подобные убийства были и в других местах», - уточнил ученый.

Так один из самых густонаселенных районов Чеченской Республики превратился в необитаемый. Тем не менее здесь есть на что посмотреть и чем впечатлиться. Одно из таких мест - каменное войско.

«Каменное войско на чеченском называется «Б1онах - т1о хилла некъ». Очень красивое место. Согласно народному поверью девушка, которая шла по этой дороге наткнулась на войско противника, шедшее с наступлением на эту местность. Для того, чтобы не оказаться у них в плену, она обратилась к Всевышнему с мольбой превратить ее и ее преследователей в камень в назидание всем остальным», - поведал Тесаев.

Спустя полвека 2019 год в Чеченской Республике объявляется «Годом развития Галанчожского района». Для этого даже разрабатывается специальная «дорожная карта».

Так, определяются границы земельных участков для возрождения сельских поселений Галанчожского района. Уже сформированы очертания семи сел, среди которых Галанчож, Хайбах, Ялхарой, Цеча-Ахк, Мержа, Акка и Чермаха.

Кроме того, восстанавливаются объекты культурного наследия - это Хайбахские башни: боевая и 2 жилые башни (официальное открытие проходит 20 ноября 2019 года); 6 июня 2022 года открывается религиозно-культурный комплекс, включающий в себя сторожевую башню, мечеть и беседки. И одно из самых важных этапов в возрождении района - строительство дорог.

На данный момент в Галанчожском районе проведены работы по реконструкции автодороги Ялхарой —Бамут протяженностью 28 км. Реконструированы 2 моста на 6 км и 15 км автодорога Ялхарой - Бамут.

Восстановлен проезд к населенным пунктам Аккхи, Нашха. Также проведены ремонтные работы на автодороге Цеча- Ахк — Ялхарой протяженностью 25 км.

Параллельно ведутся работы по прокладке сетей электро - и газоснабжения.

По официальным данным, власти ЧР предлагают заинтересованным жителям субъекта поселиться на исторических землях своих предков. Говорится, что желающим предоставят земельный участок и построят дом. Обязательным условием является постоянное проживание в районе. Правительство региона поясняет, что число желающих переехать на постоянное место жительства в Галанчожский район составляет 1399 семей (6585 человек), в основном это жители Ачхой-Мартановского, Урус-Мартановского и Сунженского муниципальных районов, изъявившие желание вернуться на родину своих предков.

Семидесятидвухлетний Магомет Сулиманов родом из Галончожского района. Сейчас он со своей семьей живет в Грозном.

«Наш тайп мержой, мы даже фамилию носили Мержоевы, но после репрессий в 1944-м году многие поменяли ее, потому что нас выселяли, сажали. В Галанчожском районе жил мой отец и его предки. Это земля наших предков и сегодня мы горим желанием жить там. Там похоронен мой отец, дед, и другие представители нашего рода. С тех пор как мы приехали, с 1959 года, мы каждый год посещаем их могилы, ухаживаем за ними. Недавно обновили могильные плиты. Часто в хорошую погоду собираемся всей родней и едем на пикник, теперь благо это позволяет новая дорога», - рассказал он.

Наш собеседник добавил, что для того, чтобы построить дом на родной земле сейчас недостаточно одного желания.

«Для этого нужно, чтобы нам дали разрешение, как-то узаконили этот момент. Раньше, конечно, там жили наши предки и земля передавалась по наследству, но сейчас есть закон, определенные правила и процессы, которым нужно следовать. Мы хотим жить именно в том месте, где жил наш отец. У них тогда не было ни света, ни водопровода, ни электричества и всё же они там жили. А сейчас любой генератор поставил - вот тебе вода, свет. Можно создать комфортные условия благодаря современной технике в любой точке нашей земли. Конечно, если правительство будет помогать желающим туда переехать – это большая польза. По рассказам моего отца и тёти, люди там в прежние времена разводили скот, занимались земледелием. Земля там очень плодородная, природа словно в самом лучшем курорте», - делится он.

Магомет Сулиманов вспоминает, что, когда маленьким ездил в Галанчожский район с отцом, он показывал места, где раньше жила их семья.

«Наши отцы, когда мы с родными, будучи маленькими, ездили в родные края, показывали нам места, где они жили и говорили, вот начиная с этого места и заканчивая этим, наша земля. Моя сестра часто просит меня отвезти её туда. Говорит, хочу посмотреть на те края пока еще жива, - рассказывает мужчина. - Сейчас я говорю от лица всего нашего рода. Нас очень много, и мы все хотим иметь дом, место на земле наших предком».

Стоит отметить, что восстановление района требует больших финансовых вложений.

Наиболее перспективными направлениями экономического развития Галанчожского района считаются туризм, сельское хозяйство и животноводство.

А что будет дальше покажет время.




Камета Амалаева



При копировании материалов ссылка на сайт обязательна