Чеченская Республика – невероятно красивый регион. В ней даже зеленые насаждения имеют свой характер – кавказский. До времен двух чеченских кампаний Грозный считался самым зеленым городом на Северном Кавказе. Сейчас власти совместно с неравнодушными гражданами прилагают максимум усилий для того, чтобы вернуть былую славу и возродить то, что было потеряно.

Спасали всем миром

Лема Тушаев - директор департамента лесного хозяйства Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Чеченской Республики. Начинал свой карьерный путь он мастером леса Шалажинского лесничества. В лесном хозяйстве Лема уже 30 лет. В беседе с журналистом ИА «Чечня Сегодня» директор департамента тепло называет лес Чеченской Республики – богатством.


– Наши леса уникальны по своей красоте. Природа у нас прекрасна, - подчеркивает он. – Местные ландшафты можно разделить на три части: горную, равнинную и предгорную. Земли лесного фонда, на которых расположены леса Чеченской Республики, составляют 352 719 гектаров. Конечно, в ходе двух военных кампаний лесной фонд региона пострадал. Когда началась война люди ринулись в предгорную часть. И им нужно было как-то выживать: добывать дрова и отапливать помещения. В то время специалистам и не до охраны леса было. Хотя многие работники лесного хозяйства и тогда пытались сохранить лес. Местное население подключалось к этой работе, имамы мечетей, старейшины. Они делали рытвины, чтобы сохранить хотя бы плодовые деревья: дикую грушу, алычу, черешню, вишню. Насколько сильно пострадал лесной фонд республики в то время мы точно не можем сказать. Фактически в военные годы люди работали за идею – спасти лес. Никто не получал зарплату, но при этом люди выходили и перекапывали дороги, чтобы нарушители не проезжали. Мы ценим старых работников. Многих из них, к сожалению, уже нет в живых.

По словам Л. Тушаева, уникальность чеченских лесов заключается в том, что в них представлены почти все богатства лесной природы.

– У нас практически нет пород, которые не приживаются, - пояснил специалист. – Преобладающей лесной породой в республике [более 65%] является бук. Это ценная порода. Есть еще лесообразующие породы. К примеру, ольха. Сосна, ели, березы у нас тоже хорошо приживаются. Есть небольшой процент этих насаждений в горных районах. В Грозненском дендрологическом саду и в районах столицы тоже их можно увидеть. В дендросаде больше 250 пород деревьев со всего мира. Я считаю, что это обусловлено хорошими климатическими условиями. Раньше, когда заходил в предгорье, первый ярус всегда был из груш, алычи, мушмулы, деревьев ореха, шиповника. Чего у нас только не было. Все плодовые и лекарственные растения.


За последние 10 лет на территории лесного фонда Чеченской Республики было проведено 85 тысяч лесопатологических обследований – выявлений поврежденных и погибших лесных насаждений. На более 8 тысячах гектаров осуществлена процедура лесовосстановления. Наблюдается хорошая динамика и в искоренении незаконной рубки деревьев. Если в 2008 – 2009 годах незаконная рубка превышала 100 кубов, то сейчас она сведена до 20 кубов в год.

– Ежегодно мы проводим рубки ухода на площади около 700 гектаров, - рассказывает Лема Тушаев. – Они направлены на улучшение породного состава. При всех видах рубок в первую очередь убираются погибшие и поврежденные деревья. С 2014 года мы стали практически единственным регионом России, где не было ни одного лесного пожара. Нам удалось добиться таких результатов благодаря отважной работе сотрудников лесного хозяйства. Они не ждут пока кто-то придет и потушит огонь. Если вдруг они увидят какой-то дымок, сразу идут и тушат его. В рамках программы сохранения леса мы закупили около 49 единиц техники для лесопожарной охраны, а также квадрокоптеры для мониторинга, машины марки УАЗ и рации. Удалось увеличить на 50 человек штат лесных инспекторов за три года.

Впервые за 40 лет с 2020 по 2022 год во всех 15 лесничествах региона было проведено лесоустройство.

– Уже в трех лесничествах лесоустройства введены в действия. Теперь мы знаем состояние наших лесов, - отметил собеседник агентства. – Наш лес сейчас находится в удовлетворительном состоянии, но не как в советское время. Грозный когда-то считался самым зеленым городом на Северном Кавказе. Потихоньку мы возвращаем былую славу после военных кампаний. Для восстановления этого статуса нам понадобится еще лет 10. Мы сажаем практически каждый день. У нас проходят разные акции. Акция «Сад памяти», к примеру. Всем школам и учреждениям мы раздаем сотни тысяч саженцев. При посадке леса мы используем наши саженцы и привозные. Выращиваем саженцы в местных питомниках. Только в этом году на День Конституции Минприроды ЧР раздало более 30 тысяч саженцев. Важно помнить, что лес – это народное достояние. Этому даже детей в советское время учили. Наше народное достояние нужно беречь.

15 человек на 25 гектаров тоже сила

Грозненский дендрологический сад находится на окраине столицы Чеченской Республики. Тихое, зеленое и уютное место. У административного здания посетителей встречает самое старое дерево сада – чинара. Она была высажена в 1966 году [в год закладки будущего дендросада] двухметровым саженцем.


- Это самое любимое в кавычках дерево нашей технички, - смеется директор учреждения Муслим Наурбиев. – Дерево «проблемное»: круглый год сбрасывает кору. В народе ее даже за это бесстыдницей прозвали. Ее высота 30-35 метров. Если не больше. Диаметр ствола около полутора метра. Мощная корневая система.


Муслим Наурбиев встретил представителей нашей редакции вместе с инженером по охране и защите леса Грозненского дендрологического сада Таисой Муртазалиевой.

- Она, как никто другой, знает историю нашего дендросада, - поясняет Муслим. – Иногда смотрю, а она ходит с каждым росточком и листиком разговаривает. Мои сотрудники «больны» своей работой в хорошем смысле этого слова. Иначе здесь долго не продержишься.


Историю сада Таиса действительно знает очень хорошо. Она и рассказала нам, что сад был заложен осенью 1966 года на базе некогда существующего лесхоза. Событие было приурочено к 50-летию Советской власти.

- Задумка заключалась в том, что здесь будут собраны все виды древесных пород, которые произрастают у нас в республике, - говорит Таиса. – Но потом коллекцию стали расширять и завозить деревья-кустарники из различных регионов. Для чего? Для того, чтобы они в регионе адаптировались и их саженцы могли высаживаться в разных частях республики. К 80-90 годам здесь насчитывалось около 300 древесных пород, которые были диковинкой для нашей республики. Но известные нам всем события привели к тому, что многие из этих пород исчезли.


На сегодняшний день в Грозненском дендросаде насчитывается около 180 пород деревьев-кустарников. Превалируют среди них лиственные породы. Из хвойных здесь представлены: ели, сосны и можжевельники разных типов.

- Мы стараемся воссоздавать былой фонд по мере возможности, - отмечает инженер по охране и защите леса Таиса. – Хотелось бы восстановить былую славу. Наш дендросад на юге России, по-моему, единственным считается. Это особо охраняемый объект.

Старые работники, которые до сих пор ухаживают за садом, помнят, что сюда привозили зеленые насаждения из Средней Азии и со всех уголков Советского союза. Был огромный штат сотрудников, который посменно трудился на территории 25 гектаров. Самые большие потери и самый большой урон дендросаду был нанесен в период с 90-ых по 2000-е годы.

- Все древесные насаждения, высаженные до 90-ого года, покалечены, - уточняет М. Наурбиев. - Вся корневая система у деревьев нарушена. Рылись окопы и блиндажи. А деревья как люди: сегодня болезнь не покажется, но проявится лет через 10. Поэтому огромные силы и огромный труд прикладывается для сохранения того, что есть и для увеличения нашей зеленой коллекции. На сегодняшний день в штате работает всего 15 человек. Но 15 человек — это тоже сила.


Сад восстанавливается путем проб и ошибок. Закупаются новые виды сеянцев и высаживаются в местную почву, чтобы корень привыкал. Потом ими будут заменять старые деревья.

- У меня дендросад разбит на 10 клеток. Каждая клетка как отдельное государство, - отмечает директор учреждения. - Мы хотим каждую клетку разбить на отдельные виды. На сегодняшний день у нас 24 вида хвойных пород. В будущем мы хотим, чтобы у нас в одной клетке была хвойная порода, в другой клетке - крупнолистовая. Хотим все это упорядочить. Из последних экспериментов, которые мы проводили - высадка карликовых деревьев - туи и сосны. 111 штук саженцев дубка у нас выросло. В течение 5 лет мы сможем добить наш зеленый фонд до количества 350 видов. Если бы не старания коллектива этого дендросада и помощь со стороны местных властей не было бы этого дендросада.

Седа Магомадова



При копировании материалов ссылка на сайт обязательна