Ни одно мероприятие в Чеченской Республике не обходится без фотосессии. Даже если вам не хватило денег на фотографа им вполне может стать какой-нибудь родственник или друг с крутым гаджетом. А что? Запостить ведь что-то нужно, иначе как докажешь, что в этот день выглядел ты хорошо, да и вообще находился в кругу крутых людей, которых потом обязательно отметишь у себя на странице в Instagram (Meta признана экстремистской и запрещена в России).

Фотография стала незаменимой частью нашей повседневной жизни и большой спрос на этот продукт привел к стремительному развитию фотоиндустрии. Снимают все: пейзажи, еду, торжества, детей, одежду, животных. Этот список можно продолжать бесконечно. Учитывая разнообразие тематик, каждый фотограф решил определить свою собственную «нишу» и заняться одной определенной специализацией. Редакция ИА «Чечня Сегодня» пообщалась с тремя разными мастерами фотографического искусства и выяснила, что они предлагают своим клиентам, почему фотоиндустрия так популярна в республике и какие вопросы от клиентов их чаще всего раздражают.

Лес, горы, food-съёмка

Если съемки в горах или в лесу, то зовите Заура Тахгириева. Он объездил большую часть республики и побывал в тех местах, где не так часто ступает нога человека. Сам себя Заур называет «свободным фотографом»: никогда в этой специализации не работал на балансе какой-либо организации и не собирается.


«Фотографией я начал заниматься еще в 2007 году. У нас на работе у одного из сотрудников был свой фотоаппарат. Я брал его и делал съемки. Мне очень понравилось, так и определился с родом деятельности, - вспоминает Заур. – В 2008 году я купил свой фотоаппарат и с того момента начал снимать для себя – ездить в горы с друзьями. Я был для них [друзей] фотографом, который снимал им аватарки (картинка пользователя, - прим. автора) для соцсетей. Так это и переросло в то, чем я сейчас занимаюсь. Работал год в Министерстве Чеченской Республики по туризму, но там делал преимущественно видео. Иногда и фотосъемку. 15 лет я был в свободном плавании и по сей день я снимаю только то, что мне интересно. Но Минтуризма дал мне большой опыт и открыл много дверей для меня. В организации фотограф, на мой взгляд, ограничен в творческом плане. Будучи свободным фотографом, ты можешь искать новые локации, постоянно развиваться и искать то, что тебе интересно. Когда человек снимает одно и то же в одном и том же месте, возьмем тех же свадебных фотографов, он не развивается. Не хочу никого обидеть, но заходишь на страницы свадебных фотографов – там одни и те же картинки».

Заур – самоучка и практик. С помощью видеоуроков он освоил фотоискусство, азы которого в дальнейшем закреплял на деле.

«На протяжении 15 лет я ни разу не проходил никакие курсы, - отмечает он. - Основной мой заработок сейчас – это food-съёмка (близкий к натюрморту жанр предметной фотосъемки, направленный на создание привлекательных образов еды и напитков, - прим. автора), я снимаю фотографии для меню и для баннеров. Делаю еще репортажные съемки и съемки для каких-нибудь брендов. В творческом плане я до сих пор в поисках того, что мне нравится. Езжу постоянно по горам, по лесам, бываю на гонках. За 15 лет я не снял ни одну свадьбу или какое-либо торжественное мероприятие. Мне в таких условиях очень трудно работать, так как я люблю тишину и спокойствие».

Заур обучил фоторемеслу уже более 100 человек. Он не просто учит их снимать, он помогает им подбирать аппаратуру исходя из бюджета, осваивать приобретение и определяться с направлением съёмок.

«Спрос огромный, - заявляет З. Тахгириев. – Молодым людям очень нравится фотографировать. На моих курсах 70% - девочки. Сейчас в республике все стремительно развивается. Открываются новые заведения: кафе, рестораны, торговые центры. В любой сфере нужна фотография. Без контента сейчас никак. И на этом очень хорошо можно заработать. Люди это видят и понимают. Фотографов в республике много, но хороших - единицы. Меньше стало тех, кто делает разнообразные съемки, а не съемки свадеб и торжеств. Людей снимать проще, но снять красивый пейзаж намного ценнее».

Приходилось Зауру с помощью дрона и скот в степях Шелковского района республики искать. По словам фотографа, этот опыт он никогда не забудет.

«Мне позвонил человек из Москвы и сказал, что у него потерялся скот, - рассказывает он. – Человек просил найти стадо и сделать фото с дрона. Эта поездка мне очень сильно запомнилась тем, как мы ездили, искали, поднимали дрон, сгоняли дроном скот и снимали это. Была у нас и другая поездка, которая хорошо мне запомнилась. Мы в горах должны были сделать food-съёмку. Для этого везли на специальном подносе еду. Нужно было что-то национальное снять. Приехали на локацию и разложили все. Сильным ветром этот поднос сдуло, и он перевернулся. У нас был один шанс, чтобы сделать эту фотографию, и мы его провалили».

По словам Тахгириева, два самых главных вопроса, которые раздражают фотографа, касаются цены и времени.

«Меня раздражает момент, когда просят сделать скидку там, где я ее уже сделал, - поясняет Заур. – Съемка у меня стоит 5 тысяч, а люди порой просят сбить цену аж до 2 тысяч. Если мне сразу позвонят и попросят сделать бесплатную съемку – я не откажу, как никогда не отказывал. Но вопросы о бесконечных скидках сильно раздражают, как и вопросы: «А когда будут фотографии?». Я всегда стараюсь отправлять фотографии заказчику в день съемки. Однако бывают такие клиенты, которые уже через час после съёмки тебе пишут: «Скоро будут фотографии?». То есть они думают, что я прям сейчас должен их скинуть».

Фотограф-девушка лучше поймет невесту

Камила Чабаева – большой «друг» невест. Она является автором сотни прекрасных снимков, на которых отображаются неподдельных эмоции вступающих в новую жизнь девушек. Камила оставила работу в общественно-политической газете «Вести республики» и занялась частной съемкой различных торжеств, преимущественно свадебных.


«Фотографировать я любила ещё с детства, - объясняет Камила. – Я наряжала свою сестру и заставляла позировать мне на пленочный полароид. Если честно, я никогда не думала, что буду заниматься фото на профессиональном уровне. Всегда делала только любительские съемки для друзей и родственников. Работать все же начала позже в Надтеречном районе, так как в этот период времени я жила там. Как сейчас помню свою первую клиентку-невесту. Это был 2017 год, и я была первая девушка-фотограф в нашем районе. В 2019 году я переехала в Грозный и осуществила свою давнюю мечту – стала работать журналистом и фотографом в газете «Вести республики». Очень благодарна главреду газеты Ильясу Исмаилову за шанс, который он мне дал, чтобы проявить себя. До 2022 года я работала под его руководством, а потом ушла в «свободное плавание».

Камила признается, что в начале очень терялась на съемках официальных мероприятий.

«Если это мероприятие с Главой Чеченской Республики Рамзаном Ахматовичем Кадыровым, то это было особенно волнительно, - подчеркивает девушка. - Быть фотографом на таких мероприятиях – непросто: один день приходится снимать на концерте с ярким освещением и невероятной энергетикой, другой - на конференциях в тускло освещенном зале, ожидая эмоций собравшихся спикеров. Я всегда должна была быть готовой к плохому освещению, неловким ситуациям, скучным выступлениям, но фотографии все равно получались интересными».

На свадебных съемках Камила старается «сразу подружиться с невестой», так ей проще установить нужный контакт.

«Девушка-фотограф может лучше понять невесту, - уверена собеседница агентства. - Невесты с девушками-фотографами чувствуют себя уютнее, им более комфортнее, чем с парнями-фотографами. Если сборы невест проходят в красивом отеле, где большие окна, отличный ремонт и много места – то отлично. В таких случаях мне несложно сделать крутые кадры: будет больше снимков у окна с естественным светом и будет запечатлено много деталей по отдельности: кольца, букет, аксессуары. Если сборы в квартире, то съемка не всегда получается стильной и красивой. Фотосессию в такой квартире не нужно затягивать. Достаточно нескольких удачных кадров невесты с ее родными. Если есть в программе более удачные локации, лучше потратить больше времени на них».

В ходе работы с невестами Камила становилась невольным свидетелем разных ситуаций. К примеру, невесты теряли сознание от волнения или случайно рвали свадебное платье. Но самым трогательным моментом Чабаева считает прощание девушки с матерью.

«Бывало несколько раз, когда мачеха и родная мать вместе провожали дочь. Лучше так, чем не иметь маму вовсе, - считает фотограф. - Помню один случай, когда меня пригласили на свадьбу в Северную Осетию-Аланию. Когда приехала к заказчикам, я узнала, что невесту похищают. Пока главные герои отсутствовали, приехали товарищи жениха, которых не пригласили на свадьбу. Ситуация накалилась и началась драка. В итоге в одной из комнат я обнаружила невесту всю в слезах. Под конец традиционный фейерверк. К этому моменту вернулся жених. Нас с видеографом попросили не публиковать отснятый фото- и видеоматериал даже в портфолио».

Иногда Камилу просят проявить «чудеса» фотошопа: добавить человека на фото или сделать кого-то стройнее.

«Я могу это сделать, но мой ответ будет зависеть от моего желания, если просьба не от невесты. Самая неприятная часть для всех фотографов - эта просьба клиентов удалить их фотографии из социальных сетей. Какие у меня планы на будущее? Расти и развиваться, чтобы радовать клиентов новыми работами. А там и своя студия не за горами», - заключила К. Чабаева.

Детская фотосессия - дело не из лёгких

Психолог, аниматор и фотограф в одном лице – это про Зарину Исмаилову. В декабре 2021 года она открыла на территории Чеченской Республики первую детскую фотостудию - @bamby__studio. Сейчас её фотографии с детьми привлекают внимание и вызывают множество чувств и эмоций. Так уж получилось, что именно ребенок зародил в ней любовь к фотоискусству.


«Первый мой фотоаппарат мне был подарен в 2008 году, - вспоминает З. Исмаилова. - Мне нравилось заниматься фотографией, но профессионально ее освоила я с рождением моего первенца – девочки. Это был 2018 год, тогда детское пособие начисляли через 5 месяцев после рождения ребёнка. Деньги поступили мне на счет, я позвонила мужу и сказала, что хочу купить на них фотоаппарат и записаться на обучение. На следующий день мы уже в Пятигорске искали мне фотоаппарат. Тут уже хочется отметить веру мужа в меня».

Первый реквизит для съемки Зарина приобрела в 2020 году. После его покупки фотограф уже начала выезжать на дом к клиентам.

«Я всегда любила детей и детские съёмки, - делится она. - Ездила к клиентам в Грозный из Знаменска (село в Надтеречном районе, - прим. автора). С собой брала диванчик, тумбу, циферки, вывески. И вот тогда ещё у меня было огромное желание открыть свою студию, ведь это было бы удобно не только для меня, но и для мамочек».

Студия появилась спонтанно. Зарина снова позвонила мужу и сказала, что пришло время искать помещение.

«Это было как озарение прям, - смеется фотограф. - На тот момент у меня на руках был 3 месячный малыш. Я привозила с собой коляску в студию, укладывала его и занималась уборкой помещения. Было трудно. Иногда нечем было даже аренду помещения оплатить, и я уходила в минус. Так, впрочем, было целый год после открытия. Фотоиндустрия в нашей республике развивается со скоростью света. Когда я открывала детскую студию, она была первой такого формата и для многих это было чем-то непонятным. Сейчас же я вижу, как открываются новые».

Своим клиентам мастер детской фотографии в первую очередь предлагает чуткое отношение и индивидуальный подход.

«Детская фотосессия - это дело не из лёгких, тем более, когда ты фотограф, аниматор и психолог в одном лице, - говорит Исмаилова. - Тебе нужно расположить родителей и ребенка к себе, отвлечь, рассмешить «героя» твоей съемки и между этим фотографировать. Но после фотосессии я чувствую приятную усталость и любовь к каждому ребёнку».

В студии у Зарины три фотозоны и к каждой подобраны индивидуальные образы.

«Мамочки доверяют мне, - подчеркивает владелица bamby__studio. – Для хорошей детской фотосессии нужен любящий и знающий свою работу фотограф, а также сытый и выспавшийся малыш».

Седа Магомадова



При копировании материалов ссылка на сайт обязательна