«Я задалась целью – сделать что-то, чего еще не было в Чеченской Республике», - объясняет предпринимательница Макка Юсупова, демонстрируя журналисту ИА «Чечня Сегодня» ряды грибных посевов.

Добиться поставленной цели Макке удалось. Несмотря на долгие раздумья и риски, она все же решилась и сегодня является обладательницей первой и единственной в Чеченской Республике грибной фермы, которая располагается в селе Хамби-Ирзи на площади 560 кв. м. В интервью ИА «Чечня Сегодня» женщина рассказала о том, какой путь ей пришлось пройти и что дальше она планирует делать.

Данную публикацию редакция ИА «Чечня Сегодня» подготовила в рамках поддержки чеченских производителей.

Нужно действовать

Открыть собственное дело Макка решила после того, как ушла с работы. Тут и здоровье подкачало, женщине пришлось перенести операцию на печень в Многопрофильной медицинской клинике им. И.М. Сеченова в Москве. Врачи после операции посоветовали кушать больше белка неживотного происхождения. Все это и ряд других обстоятельств подтолкнуло предпринимательницу заниматься производством грибов.


«Я долго изучала этот вопрос, смотрела по региону. И в какой-то момент осознала, что грибной фермы у нас до этого еще не было. Решила, а почему бы и нет? Вышла на Ижевскую грибницу, потом на компанию «Русский гриб» в Краснодаре и на компанию «Грибная радуга» в Курске. Это самые большие грибницы в России. Проходила обучение на технолога в Ижевске и Краснодаре. Важно понимать, что в данном деле необходимы не только финансы, но и знание дела. Два месяца я там обучалась и работала. У каждого технолога свой секрет в этом деле. Вы даже не представляете, чего мне стоило добиться доступа к технологической работе. Мне очень повезло, так как я наткнулась на технолога, который обучался в Голландии и работал в Польше. Он миколог по образованию. Грибами занимается уже 17 лет. И вот у него я прошла обучение».

Этот же технолог помог Макке обучить ее сотрудников «грибному делу» после запуска фермы. Пробыл в Чеченской Республике он 20 дней, обещал вернуться к следующей «загрузке» плодородной почвы.

«Я думала сначала, что проблемно будет построить и запустить ферму. С этим мы справились. Я обращалась в Фонд имени Шейха Зайеда. Они меня частично профинансировали. Частично я позанимала у родственников. У меня такой список огромный. Целая тетрадь долгов, у кого и сколько я взяла. Надеюсь лет за 5 отдам все. Родные не поддерживали идею. Они говорили: «Зачем это нужно? А если мы прогорим?». По сегодняшний день у нас в семье продолжаются эти дебаты. Даже в Фонде Зайеда мне советовали заняться чем-то более ходовым. Только две мои сестры меня действительно поддержали. Одной из них даже пришлось квартиру продать, чтоб дать мне денег. Пока я мечтала и обдумывала все, года три прошло. А потом наступил тот момент, когда я решила, что нужно действовать, чтоб моя мечта сбылась не у кого-то, а у меня».

Гриб растет ковром

Ферма построена за короткие сроки: стройка началась 4 апреля и завершилась 27 июля. Первый сбор урожая на ферме Макки прошел 8 августа. Это, по словам женщины, был пробный сбор.

«У нас тут три камеры, в каждой из них пять ярусов. Площадь засева по 270 квадратных метров. Сейчас у нас вторая волна сбора. Примерно 3-4 дня идет сбор. Потом мы проведем зачистку камеры, польем все и закроем ее. Так создается микроклимат. Автоматическая система, которую мы используем, помогает нам создавать нужный микроклимат. Помимо автоматики, у нас есть ручные датчики температуры почвы. В каждой камере есть и гидрометры, с помощью которых мы определяем температуру воздуха и влажность. Никакими химикатами мы не пользуемся. Чтобы получить здоровый гриб нужно просто создать необходимый микроклимат».

Компост местный производитель закупает у компании «Русский гриб» в Краснодаре. Он состоит из соломы пшеницы, куриного помета и азота.

«Это смесь 27 дней стерилизуются в огромной емкости. Потом ее подготавливают и подсаживают туда мицелии (это похожая на корень структура гриба, состоящая из массы ветвящихся нитевидных гиф гриба, - прим. автора). К нам она поступает в стерильных брикетах по 18 килограмм. Перевозят ее при температуре 8-10 градусов в грузовых рефрижераторах. К тому времени, когда прибывает компост, у нас камеры уже готовы: задана нужная температура, все простерилизовано, обработано и застелено клеенкой. Мы заносим компост сюда и включаем автоматику».

Чуть позже весь засев покрывают торфом. Его Макка закупает в Рязанской области.

«Гриб растет ковром. Вот смотрите, как близко друг к другу они растут. Если я не сделаю в этом «ковре» прорешку – то есть по бокам не уберу пару грибов – центральному грибу некуда будет расти. Хочешь – не хочешь, но они должны быть в шахматном порядке. Маленькие грибы, которые я убираю, тоже можно есть. Эти маленькие грибы для разных блюд и для мариновки подходят. Я, кстати, по своим наблюдениям поняла, что к нам завозят только грибы «шестерки», «семерки» и «восьмерки». Это калибровка грибов. А вот мини-грибов почти нет. Хотя маленькие грибы – самые ценные. В тех городах и регионах, где производят грибы, на вывоз в другие регионы мини-грибов не бывает. Их на месте разбирают. К нам попадают уже стандартные. В силу этого, наш покупатель, видимо, не привык к мелким грибам. Сейчас я предлагаю оптовикам этот мини-гриб».

После сбора грибы подлежат «шокированию». Иначе они потеряют товарный вид.

«Температура гриба - 18 градусов. Если мы этот гриб вынесем из камеры и положим в обычную температуру, он будет расти и дальше раскрываться. Поэтому у меня стоит «шоковая» камера, мы выносим отсюда гриб и заносим туда. В камере резко за 10-15 минут гриб охлаждается до 2 градусов. То есть, чтобы гриб остановил свой рост, нужно его шокировать. После камеры «шокирования» его уже можно переносить в обычное помещение. Без «шокирования» гриб раскроется или растянется и потеряет товарный вид. Он, конечно, свои вкусовые качества сохранит, но внешне будет выглядеть иначе. Не в каждой грибнице есть «шоковая» камера. Я же проследила за тем, чтобы учитывались все нюансы».


Если не в Чеченской Республике, так в других регионах

С момента, как компост загрузили в камеры и до получения первого гриба проходит 32 дня. Это инкубационный период.

«Следующая закладка у нас будет 11 сентября. Сейчас мы работаем над тем, чтобы производить грибы без остановки. Тут пока только три камеры. 8 сентября мы соберем грибы и до 11 октября их уже не будет. Нам нужно наладить график, чтобы в одной камере сбор заканчивался, а в другой начинался. К тому времени, как у меня появятся постоянные покупатели, мне нужно уменьшить перерыв отсутствия грибов. Мы пытаемся вместе с технологом разработать удобный график. Этот график построить – еще не все. Я с таким трудом добилась того, чтобы меня включили в число грибников, которым выделяют компост. Там же целая монополия. Получить этот компост тоже очень тяжело».

Соседи по началу недоумевали, зачем все это нужно женщине. А теперь и сами периодически заезжают к ней на ферму закупаться. Сейчас Макка занимается оформлением документации, после чего намерена договариваться о сотрудничестве с крупными точками реализации. Пока грибы доставляют на рынки оптовикам.

«Я очень хочу открыть свою точку реализации на центральном рынке «Беркат» в Грозном. У нас уже есть свой бренд, называется он – «После дождя». Есть и свой логотип. Но, прежде чем, мы будем открывать свою точку или договариваться с кем-то о поставках, необходимо довести всю документацию до ума. Мы уже встали на учет в Россельхознадзоре и других надзорных ведомствах. У нас вязли пробы на анализ нашей продукции. Я заказала специальные штрих-коды. Намерена все оформить, как положено. Иначе будет как-то несерьезно».

Если в Чеченской Республике не удастся реализовывать свою продукцию, Макка намерена поставлять ее в соседние регионы.

«Я была в Северной Осетии-Алании, Ингушетии, Кабардино-Балкарской Республике. Узнала, что там тоже нет грибных ферм. В Дагестане, правда, есть одна грибница, но она построена иначе. Она просто переделана под грибную ферму. У нас же вся система и структура возведены с нуля. Я на 200% уверена, что потребитель будет покупать и с реализацией будет все нормально. Просто начало очень тяжелое. Нужно, чтоб люди понимали, что здесь на Родине – в Чеченской Республике есть свой гриб, который мы сегодня собрали и утром он уже на прилавках».

Седа Магомадова



При копировании материалов ссылка на сайт обязательна