- У меня, да и у многих других врачей, работа – это смысл жизни, ответственности и репутации. Да, я получаю удовлетворение от своей работы и всегда получал. Когда человек приходит и говорит мне: «Спасибо!», я прихожу в восторг, - говорит заместитель главного врача Республиканского психоневрологического диспансера по медицинской части, доктор медицинских наук, профессор, главный внештатный специалист психиатр Министерства здравоохранения Чеченской Республики Кюри Идрисов, начиная беседу с журналистом ИА «Чечня Сегодня».

За плечами Кюри 43 года стажа работа, в том числе, в условиях военного времени и пациенты, называющие себя пророками. Психиатр признается, что в карьере был момент, когда он все хотел бросить и уехать за границу. Остановила научная работа, позволившая иначе посмотреть на жизнь. Редакции ИА «Чечня Сегодня» Кюри Идрисов рассказал, что вернуло ему вдохновение и любовь к профессии.


Огромный внутренний мир

Профессию Кюри осваивал в Кубанском медицинском институте. Учиться было трудно. Необычные дисциплины и большой объем информации давались тяжело. Что-то даже приходилось учить наизусть.

«Когда определяли специализацию, я выбрал психиатрическое направление. Ведь оно помогает понять огромный внутренний мир каждого человека. Он богат и разнообразен. Мне было интересно исследовать и изучать этот мир, а потом оказывать помощь людям. Было трудно учиться, особенно первые три курса. Они были реально тяжелые. Мы все время учились и боялись, что нас отчислят. Да и сейчас тяжело учиться. Я преподаю по совместительству в нашем мединституте. И могу сказать, что студентам также тяжело первые три курса, как и мне было когда-то».

В народе бытует мнение, что психиатрия – это лечение тяжело психических больных людей, которые интеллектуально и эмоционально ограничены. Однако специалист утверждает, что на самом деле тяжелобольных только 20% в психиатрии, остальные 80% – это большой спектр пациентов, имеющих пограничные психические расстройства, но сохраняющих работоспособность и социальное функционирование.

«Например, нарушение сна, депрессия, панические атаки, тревожное расстройство, расстройство личности – это всё психиатрические проблемы. Это целый спектр психиатрических проблем, которые эффективно решаются и которые можно эффективно вылечить. Это и есть основная психиатрия».

Кюри Идрисов является чуть ли не единственным психиатром, который исследовал психические расстройства жителей Чеченской Республики в период военных кампаний.

«Во времена активных военных действий в регионе было очень много психических расстройств стрессового характера, наиболее известное из которых – посттравматическое стрессовое расстройство. У нас граждане, жившие во времена боевых действий в регионе, долгое время прибывали в условиях стресса. Все налаживалось по мере улучшения социальной инфраструктуры, восстановления здравоохранения, образования, дорог и домов. Это очень важно. Хорошо, что наше руководство в лице Рамзана Ахматовича Кадырова увидело эту проблему и поняло ее. Развалины у человека вызывали негативные воспоминания. Очень быстро все это убрали и расчистили. Сейчас у нас следов войны нет и у подрастающего поколения этих проблем нет. Но у тех, кто пережил какие-то сложные события, остается тяжелый отпечаток. Какая-то часть людей проработала эти травмы, но у третей части населения эти проблемы остались. Они с этим живут. В какой- то период времени эти расстройства усиливаются и тогда они обращаются к нам. Мы им помогаем. А кто-то считает, что так и должно быть. Мол, с этим можно жить. Это ложное убеждение».

После первой чеченской кампании Кюри Идрисов был в состоянии бросить работу.

«Все было разрушено и развалено. Для меня это был настоящий стресс. Я пережил чуть ли не посттравматическое расстройство. У меня были мысли уехать. А потом я как-то начал работать, заниматься научной деятельностью, стали приходить пациенты ко мне. Я увидел новые клинические ситуации. Тогда же я столкнулся с жертвами пыток и начал работать с ними. Тоже целое направление. Оказывается, оно было не исследовано в нашей стране. Я его исследовал. Написал кандидатскую диссертацию на эту тему. Так что труд и работа помогли мне прийти в себя и восстановиться».

Уже другие герои

Ложных убеждений у общества на счет психиатрии немало. К примеру, все мы думаем, что психиатрические больницы заполнены «Сталиными», «Лениными», супергероями и другими знаменитыми людьми разного времени. Кюри убеждает нас в том, что это не так.

«Те или иные образы формирует время. У своего времени свои герои. Сейчас таких героев нет и больным как бы некому подражать. Есть религиозные мотивы и некоторые люди утверждают, что у них есть прямая связь с Всевышним. Есть больной, который утверждает, что он Мяхди [последний преемник Пророка Мухаммада (с.а.в.), который появится перед концом света] и что он пришел помогать людям. Такие пациенты есть, но их мало. И основная заслуга в том, что таких больных мало – это наши медикаменты, которые реально в момент, как только у человека начинает развиваться психическое неблагополучие, сразу используются и пациент получает необходимую помощь. Все проблемы у него угасают, и он быстро выходит из болезненного состояния».

Есть широкий перечень психотропных препаратов. Некоторые люди боятся их, считая, что это наркотики (наркотики несут вред вашему здоровью, - прим. автора) и они вызывают зависимость или приносят побочные проблемы. Специалист убежден в обратном.

«Я должен сказать, что появление этих нейролептиков и психотропных препаратов – это революция в психиатрии. Потому что до их появления людей лечили различными способами фиксации – их связывали и надевали на них смирительные рубашки. Это были методы физического воздействия. А с появлением этих препаратов в середине 50-х годов стало возможным эффективно быстро оказывать позитивное воздействие на больных. Прием препаратов реально успокаивал людей. После этого началась активная разработка этих препаратов. Начали появляться разнообразные медикаменты, которые стали оказывать влияние на галлюцинации и на бред. Они быстро их подавляли. И больные в течение 10 дней или двух недель выходили из психотического состояния. Это очень мощный эффект».

По словам врача, чем дольше длится психотическое состояние, тем глубже поражается психика и психические процессы человека, такие как: мышление, воля, внимание, интеллект, сознание, эмоции. В результате у человека быстрее утрачиваются способности социального функционирования – работы, учебы, взаимодействия с другими людьми, адекватного поведения.

«В психотропные препараты входят не только нейролептики, но и антидепрессанты. Антидепрессанты – это очень большая и очень эффективная группа препаратов, которая помогает людям справиться с длительными периодами упадка настроения. Депрессия – это тяжелое состояние, которое реально выбивает человека из жизненной колеи и не позволяет ему нормально воспринимать мир, чувствовать его и заниматься своими делами. Есть еще транквилизаторы – тоже большая группа препаратов. Они давно известны. Эти препараты нужны для того, чтобы прошли такие симптомы, как нарушение сна, раздражительность, агрессивность, мышечное напряжение».

Все препараты нужно принимать в соответствии с определенными дозировками и периодами времени под контролем врача. Самовольный и неконтролируемый прием может вызывать зависимость, особенно при приеме транквилизаторов. Поэтому важен правильный подход.

А что, если это джинн?

В исламском обществе часто трактуют психические болезни, как вселение джинна (духа, опасного для людей, - прим. автора) в человека. В таком случае верующему человеку советуют обратиться в Центр исламской медицины, а не в психиатрическую больницу.

«Я считаю, что если на человека оказывают воздействия сверхъестественные силы, то у меня нет компетенции, навыков и возможности, чтобы их определить и с ними справляться. Для этого есть специальные люди. Я был в ЦИМе и общался с лекарями. Действительно грамотные и квалифицированные люди. Если нет проблем, находящихся в их компетенции, то они так человеку и говорят: «Проблем по нашей линии нет». Тогда люди идут к нам, и мы с ними здесь уже по своей линии занимаемся».

Колдунов и ведьм, которые часто пытаются наживаться на горе других людей, психиатр называет шарлатанами.

«Если человек мошенник и он использует сознательно такие вещи, чтобы на этом заработать – это не болезнь. Речь идет, к примеру, о колдунах и знахарях, а также о гадалках. Они называют себя ведьмами в седьмом поколении. Это мошенники. Они на этом зарабатывают. Но если у человека стойкое убеждение в избранности, то это психическая болезнь. Ее нужно лечить. Просто словами переубедить человека невозможно, потому что бред иррационален. Он стойкий и основывается на твердом убеждении человека, что это так».

Официанты и таксисты – хорошие психологи, а мозг - ленивый

Принято считать, что психологи и психиатры хорошо считывают людей. Однако Кюри Идрисов уверен в том, что это хорошо делают таксисты, официанты и журналисты.

«Я не могу вам сказать, что я умею читать людей, но длительное общение с людьми формирует определенные навыки, практический опыт и знания. И это помогает в работе с другими больными или другими людьми. Эта привилегия не только психологов или психиатров. Великолепные психологи – это официанты. Они четко просчитывают, кто им даст больше чаевых, кто меньше и, кто как себя будет вести. Великолепные психологи – это таксисты. Они тоже прекрасно знают людей – то, как себя будет вести и каким образом. У человека, который постоянно работает с людьми, очень быстро формируется практический опыт и понимание. Это кажется, что из 7 миллиардов людей все ведут себя по-разному. Да, они ведут себя по-разному, но когда ты встречаешь 100-200 человек, начинают формироваться определенные закономерности. Если человек вот так садится в машину, то он будет вести себя таким образом. А другой по-другому. И вот это единообразие формирует определенные закономерности».

В Чеченской Республике большинство людей психически здоровы. Лишь меньшинство нуждается в психологической поддержке. В этом убежден специалист.

«Как говорят психиатры, если человек, несмотря на то, что у него есть какие-то там особенности, при этом может справляться с работой и своими обязанностями – оставьте его в покое. Но если в силу психических причин у него теряются способности в работе, в общении с другими людьми, то есть у него наступает декомпенсация, тогда он нуждается в помощи. И то это временное расстройство. Сейчас оно у него есть, а потом оно у него вылечится. Более эмоциональны женщины. Это установленный факт. Мужчины более замкнуты и сосредоточены на внутренней переработке проблем. Женщины высказывают и выплескивают эмоции. Они за счет этого быстрее выходят из состояния проблем. Мужчина все держит в себе и потом у него это переходит в другие проблемы соматического характера. Эмоции, раздражение и агрессию нужно выплескивать».

Психиатр советует тренировать мозг для образования новых нейронных связей.

«Мозг ленивый и не хочет работать. Он не любит никаких новшеств. Как только меняется ситуация, мозг начинает страдать. Попробуйте один раз выйти с работы и пойти непривычным для вас маршрутом. Ваш мозг будет страдать и упрекать вас: «Зачем ты пошла другой дорогой? Почему ты создаешь проблемы?» Мозг сопротивляется. Но что происходит, если вы пойдете другой дорогой? У вас начинают формироваться новые нейронные связи. И за счет этого ваш мозг начинает лучше работать. Образуются новые нейронные связи».

Значительная часть людей в республике уверена, что к психиатру обращаются исключительно психически больные люди. Именно поэтому специалисты проводят работу по искоренению данного стереотипа в обществе.

«Мы с этим работаем, проводим разъяснительную беседу. Самые лучшие наши помощники – это люди, которых мы излечили. И неоднократно ко мне обращаются со словами: «Вот вы кому-то помогли, мне посоветовали и поэтому я к вам пришел». Динамика положительная есть, и я думаю, что со временем она будет усиливаться. Каждый человек, который приходит ко мне, для меня загадка. Я начинаю его исследовать и для меня открывается целый мир. И мне это интересно. Если в этом мире где-то там какой-то участок был замусоренным, я ему помогаю этот мусор убрать».

Седа Магомадова



При копировании материалов ссылка на сайт обязательна