Она пережила две чеченские кампании, спасла сотни жизней чеченских и русских ребят, была свидетелем жутких зверств иностранных наемников и лично просила Ахмата-Хаджи Кадырова о справедливости. Журналист ИА «Чечня Сегодня» пообщалась с уроженкой Чеченской Республики Рубати Мицаевой, вынуждено эмигрировавшей в Германию и узнала ее мнение о событиях минувших лет.
Белый платок
Рубати Мицаева родилась и выросла в Казахстане. В Чеченскую Республику приехала в самый разгар войны – хотела быть рядом с близкими в трудное время. По воле судьбы стала спасать жизни: уносить тела раненных с поля боя.
«Моя война началась не с того, что я пошла кого-то убивать, - заявляет она. – Я хотела помочь людям и вернулась домой. Как стала спасать людей? Все началось со случайности. В нашем дворе был дефицит машин, а у меня как раз был автомобиль. С этим у нас никогда не было проблем. Я же занималась бизнесом и даже поставляла на центральный рынок Грозного рыбу. Поэтому необходимости в деньгах не было. Однажды соседка попросила меня помочь ей. У нее убили брата и нужно было привезти тело. На месте было много раненных, которых я не могла оставить там. Я довезла их до военного госпиталя. Тогда была острая нехватка рук и медицинских машин. Людей спасал врач Умар Ханбиев и его команда. В очередной раз, когда я привезла им раненных, Умар попросил меня остаться и помогать им. Так я и осталась».
Сначала Рубати перевозила раненных и тела погибших на легковом автомобиле, но потом вынужденно пересела на санитарный бронеавтомобиль.
«Дорог не было, все в разрухе и как можно было по этим рытвинам передвигаться на легковом автомобиле? Я ездила там, где не каждый мужчина осмеливался проезжать, - смеется Рубати. – Со временем ко мне присоединились другие женщины и я создала волонтерское движение из женщин «Белый платок». Страшно ли было? Я до сих пор не могу это осознать до конца. Мы просто шли вперед. Знали, что там впереди есть те, кому нужна наша помощь. Мне было важно мнение моей матери. Ее мнение было таким: «Если ты нужна народу – иди. Земля горит под ногами чеченцев. Можешь помочь – иди».
Раненных женщины переносили на своих плечах. Рубати признается, что для них не было разницы кто на какой стороне, русский он или чеченец. Человеку нужна помощь, значит нужно помочь.
«Среди нас была легендарная женщина, - вспоминает руководитель движения «Белый платок». – Ее звали Пулан и она из Рошни-Чу. Бедную эту женщину мы использовали, как носилки: на нее укладывали раненных. Земля горела и когда мы доносили раненных до госпиталя, вся спина была уже в ожогах. Вот таким образом тоже приходилось вытаскивать раненных».
98-ой я вспоминаю с ужасом
Рубати Мицаева считает, что ошибка была допущена после окончания первой военной кампании в Чеченской Республике. Многие устали от войны и хотели домой к семье. В этот момент регион заполонили иностранные наемники и подвели чеченский народ ко второй войне.
«Очень больно было смотреть на то, как правительство наслаждалось деньгами, а нам не выдавали даже машину, чтобы вывезти трупы, - говорит она. – Нам заявляли: «Нет возможности!». Как нет возможности, когда ты катаешься на самой крутой машине в этом хаосе? Это был пир во время чумы».
Хаос царил и в верхах. Президенту [Аслану Масхадову] практически никто не подчинялся. Вооруженные бандиты разделились на группировки и поделили Грозный на пять частей.
«Все было обставлено шлакоблоками, пройти нельзя было спокойно, - вспоминает Р. Мицаева. – Тут один генерал засел, там другой генерал засел. Их коварству не было предела. Мы это видели. Когда начали расстреливать женщин, мы отправились в муфтият к Ахмату-Хаджи Кадырову. Я хорошо помню этот день. Мы высказали свое мнение на счет того, что расстреливают женщин и отрезают пальцы детям за выкуп. С этого дня расстрелы женщин на площадях были остановлены. Нас распределили по районам. Меня назначали Председателем аттестационной комиссии по Надтеречному району. Власть мы потихоньку брали в свои руки, но у нас не хватило времени. Шесть месяцев все шло. И когда бандиты поняли, что их система рушится, они все испортили. Президент не принимал жесткого решения по отношению к этим бандитам, почему и произошла вторая военная кампания».
Рубати утверждает, что Аслан Масхадов не оправдал надежд чеченского народа и не остановил в свое время таких, как Мовлади Удугов.
«Мовлади Удугов же призывал не строить фабрики и заводы, заявляя, что им нужна только война, - напомнила женщина. – Он продал чеченский народ Березовскому. И сегодня, когда обвиняют всех, кроме Удугова, я этого не понимаю. Все это прекрасно знают и все молчат об этом. Делать врагом Ахмата-Хаджи Кадырова и показывать молодым людям все так, что именно он якобы продал народ и перешел на сторону России – это все не правда. Договор с Россией был подписан Масхадовым, и участники этого процесса были все, кроме Ахмата-Хаджи Кадырова. Единственное, о чем просил Ахмат-Хаджи – это остановить бандитов, чтобы им не позволяли так издеваться над народом. Я свидетель того, каким был Ахмат-Хаджи Кадыров мужественным. Он говорил правду и не боялся. Такими же были и Лечи Хултыгов, и Магомед Ханбиев. Все дезертиры сейчас в Европе позиционируют себя «спасителями нации». Мне, как женщине, все это смешно наблюдать со стороны. Я же знаю каждого из них и на что они способны».
Рубати все можно
За спасение сотней жизней Рубати заплатила дорогую цену – она много лет не видела маму и больного брата.
«Я вынуждена оказалась в Германии, но она меня, можно сказать, спасла и обогрела от тех ужасов, через которые я прошла. Я очень хотела попасть домой. Я оставила на Родине больную маму с братом-инвалидом. Это слишком дорогая цена, которую я отдала ради своего народа. Потому что в тот момент я уже не могла оставаться дома. Теперь я считаю это ошибкой, которую я уже не смогу исправить. Мамы нет, ее похоронили без меня. Она много страдала без меня и это единственное, что я не смогу себе простить до конца своей жизни», - признается она.
Детей женщина все же отправила домой и счастливый случай помог ей получить возможность увидеть Родину спустя много лет и ощутить тепло родительского дома.
«Когда Рамзан Кадыров узнал, что мои дети из Германии приехали в Чеченскую Республику, он пригласил их к себе и устроил теплый прием, - улыбается Рубати. – Мне было очень приятно и мое сердце дрогнуло. Я, как мать, решила обратиться к Рамзану, чтобы и мне он позволил вернуться домой. Я никогда не была так счастлива, как в этот месяц».
Дома Рубати ждал сюрприз: в аэропорту ее встречали с цветами. Местами она ощущала волнение и даже страх. Людские домыслы о «жестокости» Главы ЧР сделали свое дело.
«Мне представляли Рамзана диктатором и бесчувственным человеком. Я не могла спрятать эмоции. Кто-то эти эмоции даже списал на то, что я якобы была пьяна. Хотя я в жизни не пила алкоголь, - возмущается Рубати. – Я была настолько на эмоциях, что где-то под негативной публикацией о моих детях в сети я позволила себе неподобающе чеченской женщине высказывание. Окружение Рамзана меня начало журить за это, поэтому, когда я ехала на встречу с ним, я боялась, что меня поругают. Оказавшись рядом с ним, я сказала: «Рамзан, они меня ругают». Он поинтересовался из-за чего, и я ему вкратце объяснила. Он просто ответил: «Оставьте ее! Рубати все можно!». У него было отношение ко мне, как у брата к сестре. Он разряжал обстановку и делал так, чтобы я не боялась».
Рамзан Кадыров посоветовал Рубати вернуться скорее в Германию к внукам и детям. Глава ЧР беспокоился о том, что дети не должны долго быть без матери.
«Мне до сих пор хочется искренне его благодарить за то, что он дал мне возможность посетить могилу своей мамы и увидеть брата, - говорит женщина. – Рамзан заботится о своем народе. Он проявляет жалость даже к женщинам и детям тех, кто в разных телеграм-каналах позволяет себе оскорбления и угрозы в адрес самых уязвимых. Те люди кричат в каждой публикации: «Мы всех убьем. Мы женщин и детей ваших убьем!». А что Рамзан? Меня же Рамзан и моих детей не тронул? А эти, еще не приехали, но уже всех хотят порезать и убить. Согласится ли народ на такую власть? Я не думаю, что чеченцы вновь обманутся на их лжепатриотические разговоры. Я видела своими глазами, кто больше сделал для нашего народа. Сейчас чеченский народ живет. Я бы призвала нашу молодежь не поддаваться на провокации лжепатриотов, а учиться и развиваться, пока такой шанс есть. У всех «засланных агентов» лишь одна задача – уничтожить нашу нацию. И они сплотились против Рамзана Кадырова, потому что он собирает «осколки», воссоздает чеченскую культуру, самобытность и делает все, чтобы сохранить чеченский язык и идентичность».
Седа Магомадова