Еще одним серьезным ударом для всего северокавказского бандподполья стало уничтожение в Дагестане главы местных боевиков Магомедали Вагабова, который, собственно, недавно был повышен в должности до эмира. Его ликвидация состоялась 21 августа в высокогорном дагестанском ауле Гуниб. При расследовании взрывов в московском метро именно этот человек был установлен как организатор теракта. До взрывов в московском метро Вагабов почти не упоминался в средствах массовой информации. Известно, что он является уроженцем села Губден Карабудахкентского района Дагестана, где впоследствии возглавил одну из ячеек террористического подполья.Для получения представления об этом лидере бандподполья и значимости его в криминальной среде, хотелось бы вкратце охарактеризовать его. Итак, Вагабов сложил свою голову будучи  совсем молодым человеком, 1975 года рождения, но при этом весьма талантливым. Со временем этот боевик вполне мог бы вырасти в Шамиля Басаева, ни больше и ни меньше.
Весь жизненный путь Вагабова показывает, как тот совершенствовался в двух направлениях. Он хорошо знал Коран, в совершенстве владел арабским, фарси и рядом других языков, был богословом, обладающим силой убеждения. Был отличным подрывником и прошел школу еще мальчишкой в отряде Хаттаба, а также совершенствовал мастерство подрывного дела в Пакистане.
По свидетельству очевидцев, Вагабов обладал уникальным даром убеждения, и, в частности, смог убедить свою гражданскую жену Марьям Шарипову пойти на то, чтобы стать смертницей.
В начале-середине 1990-х годов Вагабов ездил в Пакистан получать религиозное образование. Вернувшись, он создал в селе ваххабитский джамаат. В боевых действиях конца 1990-х - начала 2000-х годов он активного участия не принимал. Тем не менее, в 2001 году Вагабов пришел с повинной к властям, рассказал о сотрудничестве с боевиками и получил два года колонии.
Освободившись по амнистии, он уехал в Афганистан, где прошел боевую подготовку, и по возвращении в Дагестан преобразовал губденский джамаат - религиозную общину в боевое подразделение. До последнего времени он был рядовым полевым командиром, которому подчинялись около 40 боевиков, но в начале 2010 года его «карьерный рост» резко пошел в гору.
31 декабря в Хасавюрте был убит очередной эмир Дагестана Умалат Магомедов. На освободившуюся должность лидер северокавказских боевиков Доку Умаров назначил Вагабова под именем Абдуллах Губденский. Кроме того, Вагабов вскоре стал еще и кадием (шариатским судьей) всего «Кавказского эмирата».
Впрочем, не исключено, что Вагабов и ранее был достаточно авторитетным в среде боевиков, и как религиозный деятель и как организатор. Однако он предпочитал не афишировать свою активность, а выставлять вперед Умарова, как раскрученную медийную фигуру. Лишь участие в московских терактах его подопечной Марьям Шариповой привело к тому, что им заинтересовались спецслужбы более высокого уровня, чем местные правоохранительные органы.
По данным силовиков, эмир напрямую контактировал с международными террористическими группировками, получая от них финансирование. Группировке Вагабова приписывают более 300 акций против сотрудников правоохранительных органов и гражданского населения. Как подчеркивается в сообщении Национального антитеррористического комитета, по приказу Вагабова «осуществлялись подрывы на железной дороге, расстреливались представители местной власти и милиционеры».
«Вершиной» его «карьеры» стали теракты в московском метро, которые и положили ей конец. Утром в понедельник, 29 марта 2010 года, Марьям Шарипова взорвала себя на ст. «Лубянка», а Дженет Абдурахманова - на станции «Парк культуры». Тогда в результате этих терактов 40 человек погибли и около 160 получили различные ранения.
Вскоре выяснилось, что Шарипова была так называемой «шариатской женой» Вагабова, которую он опекал после гибели арабского наемника, некоего доктора Мухаммада. Вторая смертница оказалась вдовой предшественника Вагабова на посту дагестанского эмира Умалата Магомедова.
31 марта ответственность за теракты взял на себя Умаров, несколько отодвинув Вагабова в тень.
Однако правоохранительные органы достаточно быстро установили истинного организатора московского теракта и всех лиц причастных к нему. И к лету все они практически были нейтрализованы, то есть при задержании и оказании вооруженного сопротивления уничтожены. Последним из причастных к злодеянию лицом, которого настигло возмездие, оказался Магомедали Вагабов.
Смерть этого бандита стала, помимо всего прочего, очередным ощутимым ударом по позициям Умарова, которого в начале августа попытались сместить с поста лидера «Кавказского эмирата». Оппозицию составили в основном боевики из Чечни, обвинявшие Умарова в отходе от принципов джихада в пользу борьбы за национальную независимость. Вагабов, будучи одним из идеологов ваххабизма на Северном Кавказе, поддерживал Умарова и призывал мятежников покаяться.
Ликвидация эмира Дагестана продолжила серию операций спецслужб, призванных обезглавить бандподполье и оставить Умарова наедине с главарями второго эшелона, не имеющими достаточного опыта и авторитета. В начале марта 2010 года был убит идеолог ваххабитов Александр Тихомиров, он же Саид Бурятский. Менее чем месяц спустя  спецслужбы уничтожили лидера боевиков в Кабардино-Балкарии Анзора Астемирова. В начале июня был пленен Али Тазиев, возглавлявший ингушское бандподполье.
Главарей помельче, по данным спецслужб, уничтожают чуть ли не еженедельно. Так, 20 августа в Дагестане был ликвидирован лидер хасавюртовских боевиков Рустам Мункиев, а 21 августа, в один день с Вагабовым, Хамза Шамилев по кличке Иса Белый, именовавший себя эмиром Грозного.
Столь активное уничтожение бандитских главарей приводит к тому, что по иерархической лестнице начинают подниматься боевики, о которых практически никто не  слышал, в том числе и спецслужбы. Вот и Вагабов не успел подготовить себе замену, и его придется заменять кем-то из малоизвестных бандитов-новичков.

Висхан Халидов




 

{mosloadposition user9}


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна

test 2Новости СМИ2