КТО в доме хозяин?В последнее время некоторые СМИ чуть ли не со злорадством смаковали новую порцию негативной информации о Чеченской Республике – дескать, режим КТО якобы восстановлен в трех (четырех/пяти) районах Чечни; в Грозном что-то взорвалось, в чеченских горах кто-то с кем-то воюют и так далее. Понятное дело, все это писалось с одним явным подтекстом – рано, мол, отменили режим КТО в Чечне, а ведь мы предупреждали…
МЕЖДУ ТЕМ, на самом же деле с отменой действия КТО ничего страшного в Чечне не произошло. Ситуация нисколько не ухудшилась и все так же контролируется республиканскими властями и силовыми структурами. Но так уж повелось, что события, происходящие в Чечне, способны вызывать заметный резонанс в российском обществе, а потому имеют большое информационное значение. А теперь, когда с отменой режима КТО на Чечне вновь сконцентрировано самое пристальное внимание, любой чих представляется выстрелом.

Но если разобраться – режим КТО отменили не потому, что Чечня превратилась в Швейцарию, а потому, что больше не было необходимости в столь чрезвычайных мерах. Сил и средств для борьбы с имеющимся количеством боевиков вполне хватает и без КТО. Тем более, что по новому законодательству, более гибкому, чем прежнее – режим КТО можно объявлять не только в масштабе целых районов, но и в пределах населенных пунктах и даже отдельных домах. Причем, на определенный ограниченный срок. Что постоянно и происходит, например, в соседней Ингушетии.

Ровно это же самое происходило в тех районах Чеченской Республики, про которые некоторые СМИ протрубили как о зоне восстановления режима КТО. Но это вовсе не означает, что в Чечню вернулась война, хотя бы на один день или на один час. Идут обычные, едва ли не рутинные мероприятия, которые в самой Чечне никто, кроме военных, и не заметил. Так что поводов драматизировать ситуацию на самом деле нет.

Что же касается появившихся вдруг статей про обострившуюся обстановку, повторное введение КТО и прочее, то тут все же есть несколько интересных моментов. В частности, вот какой. Решение об отмене режима КТО в Чеченской Республике принималось на самом верхнем уровне. И не скоропалительно, а после согласований с силовыми структурами. Поэтому когда некоторые СМИ говорят о неком повторном введении режима КТО на части территории Чечни, то они тем самым ставят под сомнение решение Кремля. Думается, что сами авторы подобных публикаций не могут не понимать этого. Но тогда возникает вопрос: в чем причина вдруг обнаружившегося волнения, а, точнее, откуда дует ветер?

И здесь мы поневоле вступаем на достаточно зыбкую почву предположений, так как авторы, о которых шла речь выше, предпочли скромно умолчать о мотивах, побудивших их взяться за перо.

МЕЖДУ ТЕМ, в СМИ уже обнародовано несколько версий происходящего. Первая – боевики, якобы, проявили активность (реальную ли, информационную ли) в пику отмене режима КТО, как бы демонстрируя, что они живы-здоровы и даже боеспособны. Вторая версия возлагает вину за временное обострение ситуации в ряде мест на федеральных военных – мол, они, недовольные отменой КТО, поскольку это ведет к понижению их окладов вследствие отмены «боевых». И как подверсия – якобы ранее федералы скрывали подлинную статистику бандпроявлений поскольку сами несли за них ответственность. А сейчас, напротив, выпячивают, поскольку ответственность лежит на республиканских властях. Версия, конечно, не самая правдоподобная и строящаяся целиком не на конкретных фактах, а на допущениях.

Еще одна версия, еще более конспирологическая, ищет причины кампании в СМИ по поводу отмены КТО не столько в перипетиях борьбы за порядок в регионе, сколько в ожидаемом изменении порядка финансирования, а именно распределения денежных потоков в банках. Эта версия целиком строится на тезисе о том, что пока существует режим КТО, распределение финансов идет по линии полевых учреждений тех или иных конкретных банков. При этом для любого банка важен оборот денег сам по себе, вне зависимости от того, куда эти деньги в конечном итоге идут. Под этот оборот определяются возможности кредитования, объемы возможных средств для привлечения и много чего еще. С отменой же режима КТО и введением обычного для всех регионов России порядка деятельности банковских учреждений – часть финансовых потоков неизбежно будет перераспределена.

На самом деле, названная версия весьма уязвима в силу того, что действовавшие до последнего времени в Чеченской Республике полевые учреждения – это скорее кассы, чем полноценные банки. Сами банки находятся в Москве, а в Чечне у них открыты кассовые отделы, стоящие в самом конце цепочки финансовых операций. Так что реального перераспределения финансовых потоков ожидать не приходится и это обстоятельство делает указанную версию совсем уж неправдоподобной.

Одним словом, версий – масса, одна другой заковыристей. Осталось только понять – qui prodast, то есть, кому выгодно? Думайте сами…

ПЛАН ОБАМЫ

В одной из наших передач мы уже говорили о возможных последствиях мирового финансового кризиса, в том числе и применительно к Чеченской Республике. Сегодня хотелось бы поговорить об американском видении путей выхода из него. Но прежде придется сказать несколько слов о причинах нынешнего финансового кризиса. Наиболее распространенной представляется версия, согласно которой кризис породило то обстоятельство, что в последней четверти ХХ столетия на мировых фондовых рынках появились ценные бумаги, не являющиеся первичными носителями стоимости материальных благ. Они выпускались в форме различных обязательств крупных мировых компаний, но не имели при этом непосредственной привязки к какой-либо реальной стоимости. Проще говоря, эти компании, имеющие хорошую репутацию, фактически превращали степень доверия к себе в денежный эквивалент. И поэтому главным индикатором стоимости этих ценных бумаг на мировых фондовых рынках являлся рейтинг выпускающих их компаний в деловом мире. Образно говоря, ценность этих бумаг держалась на честном слове компании эмитента.

МЕЖДУ ТЕМ, начавшийся кризис фактически стряхнул с финансовых рынков часть виртуальных активов (по разным данным с начала развития активной фазы кризиса мировая финансовая система потеряла около 50 триллионов долларов), что, разумеется, существенно ухудшило финансовое положение многих компаний, в первую очередь банковского сектора. Но так как банковская система является ключевым звеном экономики любого государства, то правительства стран, затронутых кризисом, поспешили оказать экстренную помощь своим кредитно-финансовым институтам. Так, Федеральная резервная система США, Европейский центральный банк и Центробанки других стран уже направили триллионы долларов на спасение своих кредитно-финансовых систем. Более того, правительство США пошло на беспрецедентный с точки зрения официальной рыночной идеологии этой страны шаг – частичную национализацию банков и других финансовых учреждений, которые оказались вследствие кризиса в трудном положении. Например, крупнейшая в мире страховая компания «AIG» после предоставления ей ряда кредитов из Федеральной резервной системы на 80 процентов стала государственной.

Все предпринятые государствами шаги на первом этапе кризиса были нацелены на то, чтобы не допустить обвального крушения национальных банковских систем. С этой задачей правительства развитых стран и стран с развивающимися рынками, по всей видимости, справились. Уже нет тревожных ожиданий знаковых банкротств гигантов мировой кредитно-финансовой системы. На рынки вернулось относительное спокойствие, хотя падение мировой экономики продолжается.

В этой связи больший интерес представляет программа антикризисных мер, реализуемая правительством США, страны, в экономике которой и начался нынешний финансовый кризис.

Симптомы кризиса в США появились еще в конце 2007 – начале 2008 годов в виде падения потребительской активности и появления проблем у одного из инвестиционных банков. Затем июльский обвал на рынках ипотечного кредитования не оставил никаких сомнений – страна вошла в рецессию, а вслед за США в ней оказался и почти весь остальной мир. Уже в октябре Президентом США был подписан законопроект, внесенный Минфином и одобренный Конгрессом «О стабилизации чрезвычайной экономической ситуации», предусматривающий выделение 700 миллиардов долларов на поддержку финансовой системы страны. Закон также предусматривал страхование вкладов населения в размере до 250 тысяч долларов и предоставление налоговых льгот для бизнеса и физических лиц.

Тем не менее, принятых мер оказалось недостаточно для снижения темпов падения экономики. Поэтому вновь избранный президент Барак Обама не мог ограничиться антикризисными мерами своего предшественника, и ему необходимо было предложить американцам внятный и конкретный план антикризисных мер.

Вскоре этот план был обнародован и тогда выяснилось, что это не столько план преодоления нынешней кризисной ситуации, сколько программа возрождения конкурентоспособной экономики, позволяющая сохранить за американской экономикой лидирующие позиции в будущем. Образно говоря, это дорожная карта вхождения американской экономики в ХХI век.

Условно весь план можно разбить на три составляющие: поддержка и модернизация объектов социальной сферы, помощь в развитии национальной экономики и производства, поддержка национального бизнеса. Поэтому из почти 800 миллиардов долларов, утвержденных на финансирование мероприятий антикризисного плана, 300 миллиардов направляется в виде бюджетных ассигнований на модернизацию инфраструктуры и научные разработки. В частности, модернизация энергосетей и транспортной инфраструктуры призваны способствовать, как частичному решению проблемы безработицы, так и подтягиванию социальной и производственной инфраструктуры страны до уровня требований современной экономики.

В одобренном плане 212 млрд. долл. направляется на налоговые субсидии для бизнеса и налоговые вычеты частным лицам. Предусматривается также внедрение энергосберегающих технологий, поддержка отечественных производителей современных аккумуляторных батарей для автомобилей, перевод американского автопрома на массовый выпуск автомобилей с гибридными двигателями (так, с 1 июня предусматривается предоставление налоговых льгот в размере 7 тысяч долларов каждому американцу, приобретающему автомобиль с гибридным двигателем), предоставление налоговых льгот за установку на крышах домов солнечных батарей и стимулирование родителей за езду в школу детей на велосипедах.

МЕЖДУ ТЕМ, расходы на модернизацию объектов социальной сферы, фактически являются инвестициями в человеческий капитал и направлены на обеспечение переподготовки учителей; строительство, модернизацию и техническое переоснащение начальной и средней школы, компьютеризацию здравоохранения и усовершенствование информационных технологий, исследование и выявление наиболее эффективных медикаментов и т.д., – словом, на развитие человеческой личности.

И здесь мы переходим к тому, что сближает американскую программу преодоления последствий кризиса с ситуацией в Чеченской Республике. Здесь можно выделить две общие позиции.

Первая - необходимость создания новой институциональной среды, что подразумевает партнерство общества и государства. Не только общество в целом, но и каждый отдельно взятый житель должен видеть в государстве союзника в деле улучшения его благосостояния посредством здорового экономического сотрудничества. Тогда и он будет заинтересован в защите государства и не будет себя ему противопоставлять. В широком смысле создание гражданского общества и является идеальной институциональной средой, необходимой для поступательного движения вперед.

Вторая - направление существенных инвестиций в человеческий капитал, что подразумевает соответствующее образование, медицинское обслуживание и т.д. Словом, все то, что позволяет человеку наиболее эффективно реализовывать свои способности. Только при наличии всех этих составляющих возможна консолидация общества вокруг идеи созидания. А без созидательного настроя общества никакие передовые финансово-экономические механизмы, прямые финансовые вливания и другие мероприятия не способны возродить экономику. Коллективная воля к развитию, которую в последние годы демонстрирует чеченское общество, как раз и является одним из самых важных и менее всего поддающихся количественной оценке фактором экономического развития. И это то, что Барак Обама надеется пробудить в американцах.

Важной характеристикой предложенного плана является простая и понятная система его реализации, предельная конкретность мероприятий и их направленность на достижение конечного результата, а также демократический механизм контроля за исполнением. Предусмотрено, что все данные о ходе реализации плана и имена руководителей программ будут опубликованы на специальном сайте.

Антикризисный план после принятия его Конгрессом стал законом. Но это не означает, что в нынешнем виде он является окончательным вариантом документа. Да он и не может быть таковым, поскольку ход развития кризисной ситуации в мировой экономике в деталях спрогнозировать наперед практически не возможно. Поэтому следует ожидать, что нынешний антикризисный план постоянно будет дописываться и уточняться по мере реализации.

Однако некоторые результаты можно отметить уже сейчас. Благодаря принятым мерам за первые месяцы текущего года удалось остановить волну громких банкротств, сделать ситуацию относительно управляемой, успокоить людей и убедить их в том, что аналогии с Великой депрессией 30-х пока неуместны. Так, ВВП США за истекший 2008 год вырос на 1,1% в то время как в 1930 году он упал на 9,5%.; число разорившихся банков тогда составило 1630, сейчас оно не превышает и 50. Безработица за первые полгода кризиса 30-х годов достигла 13,7%, – сейчас этот показатель на уровне 3,4% и по самым пессимистическим прогнозам по итогам года не превысит 8%. По итогам первого квартала текущего года ведущие банки США вновь стали получать прибыль. Цены на нефть варьируют вокруг уровня 50 долл. за баррель и имею тенденцию к повышению до 70 долл. за баррель, что рассматривается аналитиками как справедливая цена на нынешнем этапе. Фондовые и сырьевые рынки отыграли часть потерь конца 2008 года. По сравнению с уровнями предыдущих месяцев наблюдается рост продаж автомобилей в странах ЕС и числа новостроек в США.

МЕЖДУ ТЕМ, эти показатели, хоть и незначительны в абсолютном значении, но очень важны с психологической точки зрения. И не только для США – они важны для всех стран, поскольку от успехов антикризисных мер, предпринимаемых администрацией США, во многом зависит успех аналогичных действий, предпринимаемых в других странах. Оживление на американских рынках становится позитивным сигналом для производителей товаров и инвесторов во всем мире.

Но означает ли это, что перспективы мировой экономики полностью зависят от США? Нет, не означает и об этом мы поговорим в одной из следующих передач.

www.Chechnyatoday.com

{mosloadposition user9}


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна

test 2Новости СМИ2