О ситуации в мире, внесистемной оппозиции и  правозащите в интервью с Уполномоченным по правам человека в ЧР Нурди Садиевичем Нухажиевым.

- Нурди Садиевич, ситуация в мире накаляется с каждым днем. Конфликт на Ближнем Востоке грозит вот-вот выйти из-под контроля, неспокойно на границах, да и в самой стране ситуация сложная. Что Вы обо всем этом думаете?

- Всё, что происходит сегодня в мире, и в частности на Ближнем Востоке, это последствия того, что перестали действовать выработанные после Второй мировой войны правила мироустройства. Вся надежда была на международные правовые институты, но, как показывает практика, они не способны удержать скатывающийся в бездну войн и насилия мир. Я уже много лет назад и не раз говорил, что международные институты нуждаются в реорганизации, так как в нынешнем виде они не способны адекватно реагировать на возникающие в мире угрозы. Но, увы, воз и ныне там.

Что же до ближневосточной «кухни», то в сложившейся ситуации Россия пытается не просто отстоять свои геополитические интересы, но защищает свой суверенитет и свою безопасность. Врага, как говорится, необходимо бить на дальних подступах, а не ждать пока он придет в наши дома. Наша страна защищает себя, а не бьется, как некоторые, за роль мирового или регионального гегемона.

Российское вмешательство в сирийский конфликт смешало карты всем игрокам на Ближнем Востоке, планировавшим, как говорится, чужими руками загребать жар, растащить Сирию и создать подконтрольные квазигосударства. Этот план провалился, и этого России не могут простить. Естественно, что сложившаяся ситуация вынудила выйти из тени прямых спонсоров и заказчиков этих авантюр. Более того, наивно было бы полагать, что этот конфликт сугубо региональный и «угнетенные» сунниты воюют против шиитов. Здесь, на мой взгляд, в очередной раз сошлись куда более серьезные силы, здесь сошлись мировоззренческие философии. И ставки в этой схватке крайне велики. Все это еще раз подтверждает, что человечеству необходимо искать то, что объединяет народы, чтобы решать общие для всех проблемы. При этом каждый народ должен иметь возможность сохранить свою идентичность.

- Ну, если на Ближнем Востоке маски сброшены и понятно кто есть кто, то внутри страны это крайне непросто определить. Как Вы считаете, заявления Рамзана Кадырова, из-за которых на него ополчилось все «либеральное» общество, было его личной инициативой или все же это нужно было кому-то в центре? В смысле, не было ли это попыткой нащупать «внутреннего врага» таким образом? Я это спрашиваю потому, что этот вопрос часто обсуждается всевозможными экспертами и политологами.

- Раз мы заговорили о либералах, то очень емко о сущности русского либерализма в целом устами одного из своих героев сказал Достоевский. Как говорит его герой, русский либерал не есть русский либерал, а есть не русский либерал, потому как русский либерализм не есть нападение на существующие порядки вещей, а есть нападение на самую Россию. Либерал, устами Достоевского, отрицает самую Россию и подобен тому, кто ненавидит и бьет свою мать.

Что же до заявлений Рамзана Кадырова и столь бурной реакции на них, то, как говорят русские, попал не в бровь, а в глаз. Насчет того, чья эта была инициатива. Слова эти были вырваны из контекста беседы Кадырова с местными журналистами. Рамзан и прежде не скрывал своего негативного отношения к категории политических спекулянтов, обслуживающих интересы других государств. Однако все эти высказывания не вызывали прежде такой реакции. А кто и на кого работает, чьи интересы обслуживает и чего добивается, я думаю, давно все разобрались. Да и многие наши либералы сами особо-то и не скрываются. Они с удовольствием стоят в очереди у иностранных посольств, озвучивая в слух свои явно антинациональные идеи. Хотя я бы не стал, если честно, вообще причислять эту категорию людей к какой либо оппозиции. Оппозиция – это люди, готовые работать, идти на диалог, на компромисс; люди, у которых есть конкретные планы действий и поддержка какой-то части населения. У этих же нет ни того, ни другого, ни третьего. Но своим вниманием, реагированием на их выпады мы придаем им важность, делаем им рекламу. Обратите внимание, даже пустячный повод раздувается, смакуется, муссируется, не давая улечься теме. Они уже набили на этом руку, а мы идем у них на поводу.

- Журналист Андрей Пионтковский на сайте "Эха Москвы" недавно заявил, что Чечню надо вывести из состава России. Какие цели, по-вашему, преследует этот господин?

-На мой взгляд, это прямое нарушение закона, предусмотренное Уголовным кодексом России. Это публичный призыв к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации. Надеюсь, соответствующие органы должным образом отреагируют на подобные вещи.

А в целом это лишь один из актов пьесы под названием «Отделим Кавказ!». Все эти псевдопатриоты и псевдоправозащитники, «журналисты» обслуживают один заказ. Есть у них и свой неизменный информационный ресурс через небезызвестных нам массмедиа. Спекуляция на межнациональной теме – это их любимый конёк. Если помните, был такой клич в либерально-националистической среде «ДИЧ» (Дагестан, Ингушетия, Чечня). Мы еще не ушли от того времени далеко, когда в сознании россиян активно формировались чеченофобия, а следом кавказофобия и исламофобия – всё это не в последнюю очередь продукт деятельности СМИ, причем деятельности не самостоятельной. Отсюда и остервенелые атаки на одного из гарантов стабильности на Северном Кавказе, а следовательно и в России в целом, – главу Чеченской Республики Рамзана Кадырова.

Кстати, в Европе и США давно сложился стереотип, согласно которому все преступления, совершаемые выходцами из России, независимо от национальности преступника, автоматически приписываются русскому этносу, и делается это не случайно, а с целью демонизации русских...

- Нурди Садиевич, раз Вы упомянули о правозащите, то хотелось прояснить, как понять кто есть кто, когда речь идет о защите прав человека? Ведь с принятием закона «об иностранных агентах» выражение правозащитник тоже стало, если не ругательным, то настораживающим. Вы сами это не ощущаете в ходе своей деятельности в общении с некоторыми чиновниками?

Это я к тому, что мало кто, говоря о правозащитниках, отмечает, что помимо негосударственного сектора есть и государственная система правозащиты, о необходимости укрепления которой недавно говорил глава государства Владимир Владимирович Путин.

- Начну с того, что защита прав человека не может иметь негативный оттенок.

Но проблема идентификации действительно есть. В стране зарегистрированы сотни, а то и тысячи общественных организаций с разной спецификой деятельности. В прежние годы государство никак не вмешивалось в их деятельность, но после событий в Украине и с осложнением внешнеполитической ситуации возникла необходимость законодательного контроля над деятельностью последних. Это прежде всего продиктовано необходимостью обеспечения национальной безопасности России. Если говорить конкретно, то многие из тех, кто прикрывается правозащитной деятельностью, таковыми не являются. Но в общей массе они все позиционируют себя как правозащитники. Эти псевдоправозащитники больше заняты самопиаром и изначально настроены не на диалог с властью, а на конфликт с нею на ее дискредитацию. А без диалога, одной критикой и неприкрытыми нападками нельзя решить проблемы конкретного человека и общества в целом. Само поведение таких «правозащитников» и постоянное сотрясание ими воздуха делают их узнаваемыми. А это главное условие их зарубежных хозяев. Для самопиара нередко эксплуатируются имена известных людей, политиков, писателей на самом деле действительно посвятивших себя служению стране и обществу.

Есть журналисты, которые пишут на правозащитные темы, но сами правозащитниками не являются. Они получают всевозможные гранты из рук зарубежных политиков якобы за свою гражданскую позицию. Поэтому сама специфика их работы не предусматривает позитива. Их специфика – критика всех и вся. Ведь в журналистке, так же как и в правозащите, есть много видов и направлений. Но в общей массе всех этих людей, по незнанию или в пылу эмоций, называют правозащитниками, тем самым провоцируя негативное отношение ко всем без исключения правозащитникам. Безусловно, такое сравнение оставляет определенный осадок и в какой-то мере вызывает настороженность некоторых чиновников. В сегодняшних реалиях государственной правозащите альтернативы в стране просто нет. Она востребована, она эффективна и продуктивна. И самое важное – институту есть куда расти. И об этом четко дал понять глава государства в ходе своей недавней встречи с региональными уполномоченными. Владимир Владимирович особо подчеркнул необходимость укреплять систему государственной правозащиты на местах. Если говорить о ситуации в Чеченской Республике, то защита прав её жителей является приоритетной в деятельности главы республики Рамзана Кадырова и правительства ЧР. И это не обсуждается.

- Но нередко из уст чиновников приходится слышать о том, что Рамзан Кадыров крайне негативно относится к правозащитникам...

- Тем, кто это говорит, прежде всего нужно помнить о том, что Рамзан Ахматович сам и есть главный защитник жителей Чеченской Республики. Двери Рамзана Кадырова всегда открыты для людей, которые реально готовы работать, знают что делать и как делать, не лицемерят, не занимаются пустословием. В моей практике немало примеров, когда по первой же информации о нарушениях прав граждан вопрос тут же решался. Рамзан самолично занимался решением возникшей проблемы и результат всегда был положительным. Говоря о «врагах народа», Рамзан ведь тоже не имел ввиду всех оппозиционеров, а только ту их часть, которая осознанно торгует национальными интересами, работает не на страну, а против нее, работают на подрыв основ государства, в котором живут и пользуются, без зазрения совести, благами, которые оно им предоставляет. Это же относится и правозащитникам, просто нужно понимать, что и кого он конкретно имел ввиду, а не утрировать, как это любят делать некоторые СМИ. У меня же есть просьба к журналистам не обобщать совершенно разные по своей сути вещи и не бросать тень на людей, действительно старающихся делать свою работу в рамках закона и по совести.  

- Нурди Садиевич благодарю Вас за то, что нашли время и возможность так открыто и подробно ответить на вопросы. Удачи Вам и всем людям доброй воли на их поприще!

Беседу вел обозреватель газеты «Чеченский правозащитник»

Абубакар Асаев

www.ChechnyaTODAY.com


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна

test 2Новости СМИ2