Каким бы опытным путником ты ни был, природа и устройство человеческого организма берут свое: не всегда легко перенести невыносимую жару. Даже если до спасительных водопадов осталось 2-3 км, жажда предательски подкосит тебе ноги и заставит сделать привал. Главное, привал сделать в нужном месте. В хлебопекарне, например.

 

В одной из хлебопекарен Нихалоя с кружкой холодной воды усталых путников, то есть нашу группу, встретила Тумиша. Она – хозяйка пекарни и главный пекарь по совместительству. Давать интервью и рассказывать что – либо о себе она наотрез отказалась, а уж фотографировать себя и вовсе запретила. После уговоров и заверений в том, что нам интересен исключительно хлеб, женщина с нами заговорила. Тумиша держит пекарню уже несколько лет. Помогает ей печь хлеб невестка, да иногда забегает внучка – девочка лет 7-9. Смуглая кожа, жгуче карие глаза и длинные ресницы – девчонка с нескрываемым любопытством рассматривала нас, и не отвела глаза даже когда я нацелила на нее объектив фотоаппарата.

 

 

 

Мы с детских лет знаем, как важен хлеб в нашем рационе. Мы знаем, что хлеб – всему голова и, накрывая стол, непременно ставим его в центре. К сожалению, сегодня многие из нас забыли, как плохо может быть человеку, когда нет возможности съесть хотя бы кусочек хлеба.

Кроме того, всем нам с детских лет навязан образ пекаря: упитанный, розовощекий, со свежим сдобным батоном в руках. Или булочками. Его щеки тоже напоминают румяные булочки.

 Сегодня во многом пекаря заменили машины – тестомесы, печи, которые способны делать практически все сами. Однако в отдаленных районах и селениях, таких как Нихалой, работают небольшие пекарни, где не все могут позволить себе установить те самые тестомесы и печи.

  Тумиша замешивает тесто руками. Рабочий процесс начинается ранним утром – в 5-6 утра. Теста приходится месить много: дрожжевое на обычный хлеб и на кефире – для чеченских лепешек – хотмаш.

   - Мой хлеб от того и вкуснее, чем у других – тесто руками вымешиваю. Тяжело.

  Здесь же стоят два огромных таза с «дышашим» тестом, от которого идет характерный кисловатый запах. В день женщине приходится вымешивать около 50 кг теста – около 200 буханок в день. Это в среднем. Иногда приходится делать и больше. Хотя в последнее время стало тяжелее – появились конкуренты.

  Когда мы вошли в пекарню, на стол была «выгружена» очередная партия хлеба, а в печи практически допеклись лепешки. Сноха Тумиши уверенно открыла печь и геройски встретила вырвавшийся из нее жар. Выложив готовый хлеб на доску, она взялась за очередную партию. Все происходит за считанные минуты.

 Делая ежедневно одну и ту же работу на протяжении долгого времени, сложно не довести ее до автоматизма. С этого живет семья. Обе женщины, и Тумиша, и ее молодая сноха, физически сильные – это сразу бросается в глаза. Это та сила сельских женщин, которая отличает их от горожанок, болезненно бледных, гнущихся от малейшего порыва ветра. Физическая сила им необходима: каждый день нужно месить тесто, поднимать чугунные хлебные формы и выгружать готовый хлеб из печи.

Обе женщины румяны, да, но этот румянец больше напоминает ожог: каждый день лицом к лицу с растопленной до нельзя печью. Да еще беспощадное летнее солнце…

Однако есть в них народная сила и практичный ум, основательность и способность крепко стоять на ногах. Они не терзаются сомнениями «быть или не быть», но трудятся изо дня в день, тем и живут.

И, кстати, если вы все еще умираете от жары, поешьте горячего хлеба и вспомните о тех, кто его пек.

 

Виктория Хан

        

        

 

www.ChechnyaTODAY.com


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна

test 2Новости СМИ2