В этот день отдают дань уважения этому великому духовному лидеру чеченского этноса времен Кавказской войны. Кунта-Хаджи Кишиев родился в чеченском селе Илсхан-Юрт. Он получил солидное религиозное образование, а в 18 лет совершил паломничество в Мекку. Вернувшись на родину, Кунта-Хаджи осудил войну против царизма, утверждая, что духовная независимость важнее, чем борьба с внешним врагом. В отличие от идеологии имама Шамиля, он был сильным сторонником ненасилия, непротивления злу и мира. 

Кунта Хаджи следовал этим принципам в своей собственной жизни и побуждал других идти по этому пути. Он считал, что ненасилие – это когда человек не хочет никому вредить своим умом, словом или действием. Кунта-Хаджи призывал поразить зло добротой и любовью, жадность - щедростью, предательство – искренностью. Имам Шамиль был в ярости оттого, что шейх в разгар войны проповедовал пацифистские взгляды. Да еще привлек большое количество последователей (мюридов).

В 1858 году Кунта-Хаджи отправился в новое паломничество. За три года посетил ряд стран Ближнего Востока и Африки, побывал на могиле Абдул-Кадир Гилани в Багдаде и стал преданным последователем основанного им учения Кадирии. Оно быстро распространилось среди чеченцев, дагестанцев и ингушей. До этого на Северном Кавказе был только тарикат Накшбандийа. Их отличия заключаются в разных путях познания Всевышнего, в культовой практике и форме исполнения зикра (коллективного радения). Вирд (направление) Кунта-Хаджи кадирийского тариката стал крупнейшим в Чечне.

В разгар Кавказской войны Кунта-Хаджи писал в Чечню из Мекки: «Из-за постоянных войн наше население резко сокращается. Царская власть уже прочно укоренилась в нашем регионе. Я не верю, что помощь придет к нам из Турции и что султан Турции желает нашей свободы и нашего спасения. Любая дальнейшая война не угодна Аллаху, если противник не забирает вашу веру, честь, культуру и традиции». Его учение стало популярным среди людей, уставших от полувековой кровавой войны. Когда Кунта-Хаджи вернулся на родину, количество мюридов увеличилось до пяти тысяч.

Не уронив ни капли крови, шейх потряс корни империи. Некоторые богословы организовали общественные е дискуссии с Кунта-Хаджи, пытаясь доказать, что его учение противоречит исламу. В результате Кунта-Хаджи, его брат Мовсар и ближайшие соратники были арестованы в январе 1864 года.

Тысячи мюридов в селе Шали вышли на мирную акцию, требуя их освобождения, но были рассеяны войсками генерала Туманова. Сотни убиты, а остальные арестованы и депортированы. Кунта-Хаджи был доставлен в Новочеркасскую тюрьму, а оттуда выслан в небольшой городок Устюжна (ныне Вологодская область) Новгородской губернии. После ареста шейха зикр был строго запрещен, но эта мера только способствовала его дальнейшему распространению.

Эхо имени Кунта-Хаджи было слышно на всех континентах. Его идеи актуальны во всем мире и во все времена. В настоящее время примерно два миллиона последователей шейха в Ливии, Мавритании, других африканских странах, а также в Европе. В частности, в Сенегал и Чад идеи Кунта-Хаджи проникли уже в девятнадцатом веке. Одни ученые связывают это с хаджем чеченских мусульман в Мекку, другие - с поездкой шейха в этот регион в 1858 году. В любом случае, распространение учения Кунта-Хаджи на Ближнем Востоке и в Африке дает новый ресурс власти. По крайней мере, это означает, что Чечня играет заметную роль в российской политике относительно исламского мира.

Кунта-Хаджи раньше, чем Лев Толстой и Махатма Ганди проповедовал свои принципы. Пока нет документальных данных, но не исключено они оказали влияние на философию этих мыслителей. (В.Х. Акаев. «Шейх Кунта-Хаджи Кишиев в духовной культуре чеченцев: основные вехи жизни, суть учения и его современное значение», с. 104). В любом случае, Кунта-Хаджи принес мир Чечне, вырвал народ из коварных лап демона войны.

И это, безусловно, неоспоримый вклад шейха. Первая победа ненасилия. Впервые перед всем миром было доказано, что достижение позитивных результатов путем насилия является устаревшим методом. Никакое оружие не эффективно по сравнению с ненасилием. Это великий исторический урок Кунта-Хаджи, до сих пор не усвоенный человечеством.

Современный мир продолжает сталкиваться с насилием в форме терроризма и других конфликтов. И все-таки мысли, душа и принципы Кунта-Хаджи по-прежнему имеет особое значение в нашей жизни. Только они в это сложное время могут помочь построить лучшее будущее планеты.

Кунта-Хаджи остается символом истины и ненасилия. Его именем названы Российский исламский университет в Грозном, мечети, медресе, улицы, как в Чеченской Республике, так и других регионах России и странах мира.

Кунта-Хаджи - глас души Чечни, это наше прошлое, настоящее и будущее.

Алимхан Хажбатиров,

политический аналитик



При копировании материалов ссылка на сайт обязательна