Вот уже шесть лет активист поискового движения в г. Сочи Арут Варваштян занимается поиском пропавших без вести фронтовиков и помогает им «возвращаться» домой. Все началось с поиска старшего брата отца, погибшего на войне, но потом переросло в добрую волю.

Варваштян признается, что в начале своего поискового пути у него не было «ни навыков, ни навыков работы с персональным компьютером».

- Искал я его очень долго, но не мог найти. Поиски продлились не один год, - рассказывает он. - Мне посчастливилось познакомиться с немцами, которые сказали мне о том, что в архивах нужно искать искаженную фамилию. Я также обращался в немецкие архивы. Оказалось, что вместо фамилии Варваштян его записали как Варвазинтян. Когда я нашел данные о своем дяде, я станцевал лезгинку от радости. Он был захоронен в Белоруссии в городе Гродно. Фамилия его нанесена на доску мемориала на кладбище в Аульсе. После моего удачного поиска дяди ко мне начали обращаться за помощью. Помочь им я посчитал своим долгом.

Поисковую систему доброволец освоил не сразу. Сложнее всего ему было искать фамилии, так как имена большинства павших солдат были искажены.

- Причем нет разницы в национальности: русская ли фамилия, чеченская или другая. Искажения могли быть в любой фамилии, имени, городе, так как у участников войны были лишь затертые солдатские книжки, - пояснил А. Варваштян. - Следовательно, записать данные фронтовика по солдатской книге с огромной вероятностью могли с весомыми ошибками. Например, я нашел девушку моего дяди, которая погибла на войне. Она носила армянское имя Тшук, а нашел я ее по имени Люся. Оказывается, ее называли Люсей на фронте, поэтому так и записали.

Жизненные истории, с которыми ему пришлось ознакомиться в ходе работы, надолго запечатлелись в его памяти.

- Таких историй немало. Вот, например, муж бабушки из нашего рода отправился на фронт. Он писал письма, но в один момент переписка остановилась. Отец мой хорошо знал того человека, поэтому он попросил меня найти его. Поиски были непростыми, - отмечает активист. - Во–первых, отчество было искажено, вместо Артынович написали Арутович. Оказалось, что он был матросом черноморского флота в Севастополе, который совершил геройский поступок. В одном бою он разбил всю минометную батарею противника, заскочил в окоп и шестерых убил руками, захватил танковый пулемет. Немцы бежали с поля боя. Его наградили двумя наградами: Орден Боевого Красного Знамени, Орден Красной Звезды. Пакет документов о данном Герое я передал бабушке в день ее 99-летия. Она с таким трепетом прижала документы к себе. Это был очень трогательный момент. Ради таких моментов я работаю в данном направлении. Бабушке сейчас 102 года. Кстати, она больше не вышла замуж.

Когда Варваштян ведет поиск, он обращается к архивным документам. Делает многократные запросы и работает, в основном, ночью. По его словам, архивы находятся в свободном доступе, просто ими нужно уметь пользоваться. Для поиска ему достаточно знать фамилию, имя, отчество и год рождения фронтовика.

- Далее я ищу родственников участника войны, сверяю данные. Затем отправляю или лично доставляю найденные документы в тот регион, откуда боец родом. Данная работа требует постоянного уточнения. Но я готов работать дальше, - заявляет активист.

Как пишут в некоторых изданиях, за Артуром Варваштяном идет свой «Бессмертный полк» - это тысячи солдат из Белоруссии и Башкортостана, Дагестана, Осетии и т.д. На данный момент мужчина занимается восстановлением имен участников Великой Отечественной войны из Чеченской Республики. Примерно год назад он уже отправлял документы 18-ти солдат в Чечню.

- Сейчас у меня набрались еще документы о фронтовиках из Чечни, которые так и не вернулись домой, - сообщает активист. - Это 10 солдат, которые были награждены посмертно. Есть 12 солдат, которые были замучены и расстреляны фашистами в концлагерях. Также имеются последние их фотографии: у солдата на груди висит доска с указанием номера концлагеря и концлагерного номера. Имена многих участников Великой Отечественной войны из Чечни в связи с событиями 1944 года, а именно депортацией чеченского народа, не оглашались. Тех, кто погиб на поле битвы, признали «пропавшими без вести». Имена многих героев Великой Отечественной войны не были зафиксированы. Я знаю, что среди героев ВОВ очень много было чеченцев, но почему-то в списках указано, по-моему, только пять человек. Сейчас эти документы находятся у меня «в гостях», но я очень надеюсь, что их достойно встретят у себя на Родине.



При копировании материалов ссылка на сайт обязательна

test 2Новости СМИ2