Последние несколько лет каждое 31 декабря многие чеченские паблики и пользователи соцсетей публикуют видео, снятое в 1994 году во время штурма Грозного. На нем симпатичный молодой человек иронично комментирует происходящие за окном события: слышны взрывы и стрельба, которые герой видео называет праздничным салютом и в конце добавляет: «Три часа осталось до Нового года. Происходит штурм города, город берут-не берут, отдают-забирают – не поймешь. Так надоело это всё».

Редакция ИА «Чечня Сегодня» нашла героя знаменитых съемок. Им оказался Эдгар Алиев, которому на тот момент было 20 лет. Он учился на третьем курсе юридического факультета Чеченского государственного университета. Эдгар рассказал при каких обстоятельствах было снято видео и как сложилась его дальнейшая судьба.

- Съемка была сделана оператором чеченского телевидения Рамзаном Межидовым в квартире Шахбулатовых, в доме по улице Розы Люксембург (в настоящее время улица имени Орзамиева). Мы познакомились с Рамзаном примерно в середине декабря 1994 года. Он приходил к нам во двор, расположенный по проспекту Победы (сегодня проспект имени В.В. Путина) вместе со своей тетей Зоей Шахбулатовой. В подвале нашего дома было большое бомбоубежище. Поэтому к нам в дом приходили жители из соседних дворов, - рассказывает наш герой.

- Эдгар, помните ли вы свои мысли в тот момент?

- В первую очередь я думал о маме. Она находилась в подвале нашего дома и мне нужно было до неё добраться. Но во второй половине дня 31 декабря 1994 года в центре Грозного начались активные боевые действия и нужно было дождаться относительного затишья, чтобы я мог добраться до мамы, а Рамзан до тети Зои. После полуночи 1 января 1995 года мы с Рамзаном перебежками направились в наш двор. На улице стоял густой туман. Боевые действия продолжались с меньшей интенсивностью. Где-то рядом, примерно в начале улицы Люксембург был слышен гул от работы двигателя танка. При этом, из-за густого тумана никто не знал в какую сторону этот танк может сделать выстрел.

- В продолжении видео показаны люди, находящиеся в подвале, эти съемки тоже были сделаны вами?

- Их сделал Рамзан 1 января 1995 года. На них запечатлены наши соседи Албастовы, Имагожевы и другие. Они спускались в подвал, когда начинались интенсивные обстрелы.

Рамзан, как правило, не просто снимал какие-то события, но и просил рядом находящихся людей высказаться о происходящем. Точно так же Рамзан попросил и меня во время съемок 31 декабря 1994 года в квартире Зои Шахбулатовой рассказать о происходящем. Я ответил Рамзану, что не имею журналистского опыта, поэтому у меня ничего не получится. Несмотря на это, когда я вошел на кухню, Рамзан включил камеру и начал снимать меня. После этого я попытался как мог объяснить, что происходит в данный момент.

Вообще Рамзан, будучи профессиональным видеооператором, отснял очень много материалов. Как он мне потом рассказывал, весь материал у него был изъят военнослужащими. Ему угрожали расстрелом. Но потом решили его не расстреливать и даже вернули видеокамеру. Именно в ней осталась видеокассета с кадрами, о которых мы сейчас говорим.

К сожалению, судьба Рамзана Межидова сложилась трагически, он погиб в октябре 1999 года. Его имя внесено в список журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей.

Работа оператором для Рамзана была не просто занятием, а призванием. Он мог часами рассказывать про технику видеосъемки, правильный выбор кадра и особенности работы видеокамеры, а также монтажа отснятого материала. Все съемки Рамзан делал на свою домашнюю видеокамеру, которая не позволяла ему снимать кадры высокого качества. Рамзану очень не хватало профессиональной камеры. Так как в Грозном после 11 декабря 1994 года очень часто происходили налеты авиации, Рамзану нужно было быстро передвигаться по городу, чтобы сделать необходимые съемки. У меня был автомобиль, я предложил ему свою помощь в передвижении. Рамзаном было отснято очень много видеоматериалов. Мы выбирали наиболее выгодные позиции для видеосъёмок. Дважды попадали под прямой обстрел.

Один раз мы с Рамзаном забрались на самую высокую точку на Карпинском кургане, откуда, как на ладони, был виден почти весь Грозный. Мы подумали, что в случае авианалета мы сможем запечатлеть нанесение авиаудара с летящего самолета. Наш расчет не оправдался, так как авиаудар был нанесен по Карпинскому кургану, недалеко от нас. Самолет пролетел на такой низкой высоте, что мы смогли разглядеть летчиков в кабине. После бомбежки несколько осколков попало в мою машину. Рамзан очень сильно сожалел о нашем необдуманном поступке, а также о том, что поздно включил видеокамеру и не смог запечатлеть все с самого начала.

В следующий раз мы проводили съемки из недостроенного двухэтажного частного здания в шестом микрорайоне Грозного, находясь на втором этаже. Мы снимали нанесение ударов по поселку Ханкала в пригороде Грозного боевыми вертолетами. В какой-то момент мы обратили внимание, что один из вертолетов медленно развернулся в нашу сторону. После этого в нашу сторону был произведен пуск реактивной ракеты с характерным шипящим звуком, она попала в первый этаж здания, в котором мы находились. Стало понятно, что удары наносятся по нам. Мы быстро спрыгнули на землю и побежали через проспект Кирова (в настоящее время проспект имени Мухаммада Али) в сторону дома, в котором находилась квартира Рамзана. Пока мы бежали, в нашу сторону выпустили еще пару ракет. Несколько раз пришлось лечь на землю. Все это время Рамзан не выключал камеру.

- Вы не боялись за свою жизнь?

- Да мы вообще до конца не понимали, что за жизнь нужно бояться. Пытаясь поймать удачный кадр, мы испытывали такой азарт, что забывали обо всех опасностях. Адреналин зашкаливал. Потом в более спокойной обстановке мы просматривали отснятые Рамзаном кадры.

- Как и когда съемки с вами оказались в сети?

- О том, что это видео сохранилось, я узнал случайно. Об этом мне рассказал племянник Зои Шахбулатовой – Зураб. Он сказал, что есть такой документальный фильм – «Три товарища», в котором рассказывается о Рамзане и его двух друзьях: Исламе Баширове и Руслане Хамхоеве. В этом фильме есть сцена, снятая в квартире Зои Шахбулатовой. После этого, фрагмент из этого фильма кто-то выложил в сеть. Кстати, мы с Рамзаном, один раз, ближе к новому 1994 году приезжали к Исламу в военный госпиталь, который находился в центре Грозного. Теперь это место - часть стадиона имени Билимханова. Было это в ночное время. Госпиталь несколько раз подвергался авианалетам. Ислам сказал Рамзану, что приехал из Москвы оказывать помощь раненым. В госпиталь привозили всех, кому нужна была медицинская помощь. Я спрашивал Рамзана о его друге. Он сказал мне, что Ислам студент одного из медицинских вузов Москвы.

- Эдгар, когда началась война, вы были молодым парнем и эти события наверняка помешали вашим планам на жизнь. На тот момент, о чем вы думали? Надеялись ли на скорый конец войны и как впоследствии сложилась ваша жизнь?

- Война была закономерным исходом жесткого противостояния Бориса Ельцина и Джохара Дудаева. Я думаю, что можно было обойтись без войны. Для этого нужно было время, терпение и правильное понимание ситуации. Но кто-то решил, что проблему Чеченской Республики можно будет быстро решить, если использовать военную силу. Как показало время, это была большая ошибка, за которую народ заплатил большим количеством жизней.

Когда 31 декабря 1994 года я увидел большие колонны бронетехники на улицах Грозного, то подумал, что теперь все будет намного серьёзней, чем было 26 ноября того же года, когда силы оппозиции попытались вооружённым путем сместить Дудаева. Мне казалось, что теперь, скорее всего, все быстро закончится. Но в нашем доме жили ветераны Великой отечественной войны, которые, наблюдая за происходящим, говорили, что как таковое управление действиями военных подразделений отсутствует. Военная техника метается в Грозном из стороны в сторону. Военная авиация наносит хаотичные удары. А спецподразделений вообще не видно. При таком развитии событий на быстрый конец надеяться не стоит.

Говоря о себе, я человек с прочным советским фундаментом. Прошел все школьные идеологические ступени от октябренка до комсомольца. Как и многие мои ровесники, я думал, что после окончания вуза буду работать по специальности. Буду развиваться и совершенствоваться. Но в 1991 году страна, которой нас учили гордиться, перестала существовать. Мы вошли в новую систему координат.

- Покидали ли вы республику после начала военных действий?

- У меня есть две старшие сестры и брат, которые живут за рубежом. Во время первой военной кампании мы с мамой выезжали к ним. Пробыв несколько месяцев, мама захотела вернуться домой. Мы вместе с ней приехали в Грозный.

Во время второй военной кампании мы уже из республики никуда не выезжали. Во время боевых действий мы выезжали из Грозного в село к родственникам. Родина — это не то место где тебе удобно. Родина — это место, где тебя ждут близкие твоему сердцу люди, понимающие тебя без слов.

 — Что Вы скажете о современном Грозном? Тот парень из 90-х мог представить его таким?

— Я могу сказать, что это чудо, и произошло оно благодаря мужеству людей, в первую очередь, благодаря Первому Президенту ЧР, Герою России, Ахмату-Хаджи Кадырову. Я рад, что у молодых людей сегодня есть возможность строить будущее, которой, увы, наше поколение было лишено. И я искренне надеюсь, что эту возможность новое поколение не упустит.

Беседовала Хава Кадиева


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна