Похожие материалы
Чеченский танец: парящий орел и грациозная лебедь
Танец – это универсальный способ выразить при помощи языка мимики и жестов, свои чувства и эмоции. Одним из самых известных во всем мире танцев является чеченский танец. Чеченский танец - это сочетание мужской экспрессии, характера и женской пластики. Девушка исполняет движения спокойно, медленно, плавно словно лебедь, а мужчина наоборот, ярко и динамично. У чеченского танца есть три типа, каждый из которых отличается своим неповторимым исполнением.
Мужская одиночная лезгинка – это самый распространенный тип. Его исполняют на свадьбах и перед боем.
Женская одиночная лезгинка – это более редкий тип. В этом танце девушка подражает движениям лебедя: пластика рук медленна и грациозна, а взгляд немного направлен вниз.
Парный танец – это танец парня и девушки. В образе орла танцует парень, чередующий темп танца от медленного к стремительному - подобно орлу, то парящему, то пикирующему и раскидывающему руки, будто крылья. Девушка напротив двигается плавно, подражая лебединой стати и грации.
Советник министра культуры Чеченской Республики, Народный артист Чеченской Республики, Член Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству Аднан Мажидов в интервью ИА «Чечня Сегодня» подробно рассказал о чеченском танце и его особенностях.
- Как зарождался чеченский национальный танец?
- Как у всех народов, наш танец зародился еще в первобытнообщинном строе. Когда танец только зарождался, люди определенными жестами рук, корпуса головы пытались передать свое состояние, какие-то трудовые процессы, показывали ритуалы. Изображали своими движениями повадки тех или иных зверей и явлений. Потом, по мере развития общества танец тоже трансформировался и уже стали появляться обрядовые танцы, после этого появились бытовые, профессиональные и народные танцы.
Танец, который мы сегодня видим – это чеченский традиционный парный танец, который исполняют парень и девушка. Мы видим и сценические танцы, которые исполняют профессиональные коллективы, между ними есть определенная разница, но в любом случае и сценические танцы в исполнении профессиональных артистов и бытовой танец, он имеет определенные правила, определенные каноны, которые должны соблюдать исполнители танца. Нет никакой разницы, происходит ли это на каких-то праздничных мероприятиях - «синкъерам» (вечер, устраиваемый в честь гостей), «ловзарг» (свадьба), «белхи» (помочи) или на профессиональной сцене. У сценического танца есть определенные требования: там допускаются определенные условности, а также танец, который исполняется на сцене, должен нести элемент зрелищности. Но при всем этом он должен сохранять правила и каноны, которые присущи нашему народному парному танцу.
- Если говорить о чеченском национальном танце, какое состояние пытается передать мужчина посредством танца?
- Наш танец отличается от танцев других народов своей эмоциональной насыщенностью и в то же время сдержанностью, своей одухотворенностью. Отличительная черта парного народного танца – это прежде всего то, что танец исполняет только одна пара. У нас не допускается, чтобы одновременно в круг выходили две, три, десять пар. Еще отличительной чертой чеченского парного танца является то, что танец всегда начинает парень. Он, исполнив несколько танцевальных па, приглашает девушку, выходит девушка и они вместе исполняют парный танец. И всегда первым танец заканчивает девушка. Парень не имеет права закончить свой танец первым, каким бы длинным не был этот танец, как бы ему тяжело ни было. Во время исполнения танца парень ни при каких обстоятельствах не имеет права прикоснуться к девушке или взять ее за руку. Это имеет очень негативные последствия, даже если он споткнулся и какие бы эмоции его не переполняли, исполняя танец, это строго-настрого запрещается. Девушка во время исполнения танца не может поднимать руки выше головы, когда она танцует с парнем, ее руки должны были быть на уровне головы, это тоже считается непристойным, неприличным. Во время исполнения танца очень важны движения рук, ног и не допускается никакой вольности в исполнении танца. Излияния, кривляния не допускаются ни в женском ни в мужском танце. Наш женский танец отличается своей одухотворённостью, плавностью, лиричностью, возвышенностью, а мужской танец эмоциональный, насыщенный, резкий. Девушка олицетворяет лебедя и рядом с ней парень, который олицетворяет орла и все время следует за ней и оберегает ее. Во время исполнения этого танца он всем даёт понять жестами своих рук, мимикой лица и жестами своего тела, что он оберегает эту девушку от всех невзгод. Ни в коем случае не позволяется, чтобы девушка сама по себе танцевала и парень сам по себе танцевал. Бывает, во время исполнения танца современной молодёжью, вдруг парень останавливается и начинает хлопать девушке, это недопустимо было ни в старину ни сейчас. Парень должен держать в поле зрения девушку, когда он с ней исполняет танец и у девушки естественно лицо всегда отведено от парня, взгляд очень скромный, сдержанный. Танец двух людей, которые языком мимики, пластики, жестов выражают отношение друг к другу и только они вдвоем понимают, какой разговор между ними идёт. Поэтому парень должен все время контролировать свои эмоции, движения и вести девушку по кругу.
- Почему танец исполняется по кругу?
- Не всегда чеченский народный парный танец исполняется по кругу. Исполнение танца парня и девушки – это сплошная импровизация, зависит от того, как они начнут этот танец. В основном танец исполняется по кругу, потому что само торжество проходит в замкнутом пространстве.
- Во время исполнения танца разрешается ли давать деньги девушке?
- Давать деньги в руки девушке, закидывать деньгами - такие традиции, обычаи были. Восхищенные молодые люди, увидев красоту исполнения танца, в знак уважения тому, что эта девушка очень скромно, красиво танцует, бросали деньги. Эти деньги через какое-то время собирала женщина и отдавала девушке. Такой обычай присутствует на свадьбах.
- Что означает попытка парня во время танца загородить путь девушке?
- Во время исполнения танца парень испытывает зрелость этой девушки, насколько она себя умеет вести именно в танце. Когда он ей преграждает путь, она не должна переступить через него, она должна красиво развернуться и уйти в другую сторону, если он и в другую сторону будет перекрывать ей дорогу, она должна обязательно уйти в то место, где есть простор. Тем самым она показывает свою зрелость, показывает, что умеет вести себя в танце, знает обычаи и традиции своего народа.
- Что означает положение рук мужчины, когда он расставляет руки в стороны или сгибает одну руку, держа кисть у груди, другую отставляет в сторону, ведя ее за женщиной?
- Этнографы, фольклористы объясняют, что каждая позиция рук мужчины имеет какую-то смысловую нагрузку. Когда парень открывает правую руку, левую держит на уровне груди, где у него расположены газыри, он тем самым дает понять, что правая рука открыта и девушка все время находится под его опекой. Это олицетворение кремнёвого ружья, что он может вытащить патрон из патронташа, зарядить ружье и выстрелить в том случае, если девушке будет грозить опасность или какое-то непристойное поведение других молодых людей, которые наблюдают за танцем.
Беседовала: Фатима Синиева
При копировании материалов ссылка на сайт обязательна
Комментарии
Комментариев еще нет.