Ежегодно на всей Земле происходит около миллиона землетрясений, но сильные землетрясения, способные вызвать обширные разрушения, случаются на планете примерно раз в две недели.

О том, какие работы проводятся во избежание разрушений при землетрясениях в Чеченской Республике, ИА «Чечня Сегодня» рассказал заведующий кафедрой «Строительные конструкции» ГГНТУ им. академика М. Д. Миллионщикова Хасан Мажиев.


Учёные вместе с компетентными в данном вопросе организациями занимаются восстановлением поврежденных природными техногенными явлениями зданий и сооружений.

По словам Хасана Мажиева, они осуществляли научно-техническое сопровождение при строительстве мечети «Сердце Чечни», начиная с устройства основания до окончания строительства, занимались вопросами строительства ТРЦ «Грозный Молл», дельфинария в Грозном, строительства «Ахмат-Арены» и многого другого. Кроме того, принимали участие в разработке рекомендаций и проведении ежедневных геологических исследований при устройстве свайного поля под «Ахмат Тауэр».

«В настоящее время осуществляем контроль за рядом объектов на территории Грозного, Аргуна, Гудермеса, Урус-Мартана и Курчалоя. Особое место сейчас будут занимать вопросы реконструкции и строительства аэропорта Грозного», - рассказал учёный.

Стоит отметить, что в 2000 году Чеченскую Республику отнесли к 9-балльной зоне сейсмической активности при составлении и утверждении СНиП II-7-81* "Строительство в сейсмических районах", составленного Госстрой России. После утверждения данного документа проектирование и строительство должно соответствовать 9 баллам сейсмоустойчивости.

«Конечно, строительство любого многоэтажного здания определяется сводом правил, прописанных законом. Их никто не отменял и никому не дозволяется строить здания как ему заблагорассудится. При строительстве здания застройщик или заказчик исходит из этих правил. Сейчас в республике при строительстве строго следуют этим правилам. В какой мере и какое качество при этом достигается - предмет строительного контроля.
Ограничения при строительстве зависят от балльности местности, применяемых материалов и назначения здания.
Например, сводом правил предусмотрено строительство в 5-балльных районах школ из кирпича не выше трех этажей. При использовании сейсмоустойчивости, эта этажность может меняться. Ограничения касаются пролетов зданий, высоты этажа, общей высоты здания. Ну и по применяемым строительным материалам: бетон – он должен иметь определенный класс прочности, заполнение – бетон, кирпичная кладка. Профессионалам эти требования известны», - подчеркнул Хасан Мажиев.

По его словам, сейсмоустойчивость здания главным образом зависит от принятых конструктивных решений, проведения антисейсмических мероприятий и от сейсмичности площадки, на которой возводится здание.

«Надо стараться выбирать площадки, которые не изрезаны широтными и меридиональными разломами, в которых возможны очаги землетрясения. Но не всегда мы имеем такую возможность. Тогда вступают в силу требования, связанные с конструктивно принятыми решениями и применением методов сейсмоизоляции и сейсмозащиты на случай землетрясения.
В настоящий момент в Грозном имеется два сейсмоизолированных здания. Это сценическая часть Чеченского государственного драматического театра им. Ханпаши Нурадилова. Здесь устроены резинометаллические опоры под сценическую часть, под этот куб – здание. И небоскреб «Феникс» в Грозном тоже возведен так. Это было связанно с тем, что площадка строительства «Грозный Сити» была отнесена к зоне 9 и выше баллов. Когда сейсмичность высокая, на таких площадках без применения специальных технических условий и систем, строиться нельзя.
Сейчас в Грозном ведется строительство трёх домов с применением кинематической сейсмоизоляции. Переход от ТРЦ «Грозный Молл» до предполагаемого «Ахмат Тауэр» построен, учитывая балльность колебаний», - разъяснил собеседник.

Учёный объясняет, что дать абсолютный прогноз последствиям землетрясения нельзя.

«Если говорить о прогнозе поведения зданий и сооружений во время землетрясений, то тут надо сказать, что если здания возведены с учетом правил сейсмостойкого строительства, то в случае расчётного, проектного землетрясения не допускаются повреждения, влекущие за собой обрушения здания, гибель людей и повреждения ценного оборудования. Здание может получить многочисленные повреждения, не несущие выпадения перегородок или каких-либо частей. Так, если здание устояло, то станет возможным эвакуировать людей, вынести оборудование и т.д. Считается, что это здание сработало и задача выполнена. Свод правил не ставит задачу исключить какие-либо повреждения, трещины и т.д. Это связано с экономикой. Т.е сложно обеспечить то, чтобы при землетрясении не было трещин. Но в случае, когда происходят контрольные землетрясения, а это редкое событие, должно исключаться обрушение здания», - уточнил он.

Хасан Мажиев предполагает, что при землетрясении основные здания в ЧР смогут выдержать.

«Поскольку в республике ведутся работы по паспортизации зданий, по обследованию и оценке дефицита сейсмостойкости, связанных с усилением зданий, то, конечно, есть надежда, что они выдержат землетрясение. А выдержат ли они, зависит от качества работ, состояния конструкции. После военных кампаний многие из зданий необходимо было восстановить в связи с тем, что нужно было разместить людей, вывезти из ПВР. Обеспечить какие-то минимальные условия в послевоенный период. Сейчас полноценно осуществляется и реализуется задача по безопасному строительству зданий. Те здания, которые нынче возводятся в регионе, проходят экспертизу, технический контроль, надзор. Конечно, качество еще зависит от подрядчиков и от их добросовестной работы. Поэтому, говорить о том, что произойдет при землетрясении со зданиями в Грозном сложно, но точно можно сказать, что слабые обрушатся. А вот, чтобы узнать, сколько слабых, нужно вести обследовательские работы, составить карту сейсмического риска. В таком случае можно будет предугадать сценарий землетрясения, но подобной карты у нас нет. Произошедшие в Турции и Сирии события напоминают нам о важности ведения таких работ. У нас есть дефицит сейсмостойкости. Конечно, мы в последние годы добились больших результатов, но еще есть над чем поработать», - подытожил учёный.

Камета Амалаева


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна