Самый ценный источник исторических фактов – это люди, бывшие свидетелями или участниками тех или иных событий. С каждым годом ценность этих людей осознаёшь всё сильнее, потому что, к сожалению, их остаётся все меньше и меньше. 

В феврале 2023 года исполняется 79 лет со дня чудовищного выселения чеченцев и ингушей в Среднюю Азию. 

Своими воспоминаниями об этих трагических событиях с нами поделилась 87-летняя Нура Осмаева, которая была выселена вместе с родными. Она, как вчера, помнит, что происходило утром 23 февраля 1944 года. 


«Утром мама, мой брат и я сели за стол и собирались поесть, когда вдруг к нам зашёл солдат и сказал: «Вы чего ждете? Вас же выселяют!». Со слезами на глазах и в оцепенении мы собрали свои вещи и вышли на улицу, - рассказывает женщина. – Было очень холодно. Нас погрузили в машины и отвезли в Грозный. Приехав туда, нас долго погружали в вагоны поезда. Через какое-то время он тронулся».

«Мир для нас перевернулся»

«Многие были в страхе, женщины всхлипывали, в тот день мир для нас перевернулся. Нас же выселяли с родных земель и никому не было известно, когда мы вернемся. 

Путь был долгий, 23 дня, многие голодали. Нам давали рыбу и кукурузную муку, мы были маленькими и не ели это, у взрослых же не было выбора. Моих двоюродных братьев просто закапывали в снег. Человек, которым ты дорожил, превращался в камень на дороге в холодной мгле и в смертной агонии наблюдал за нами. Поезд уходил, очертания умерших родных, которые лежали на снегу рассеивались, казалось, что это сон. Эти моменты навсегда останутся в памяти.

После 23 дней нас привезли в Лениногорск. Мы вместе с матерью остановились в старой лачуге и прожили там несколько лет. Прибывших отправляли работать в колхоз, и нас с матерью тоже туда отправили. Мы ухаживали за огородом. Питались тем, что выращивали там, еда была очень скудная».

Дома никто не ждал…

В январе 1957 года, спустя 13 лет после выселения, чеченцам и ингушам разрешили вернуться на свою историческую родину. 

«Через несколько лет к нам приехал дядя, с которым мы вскоре на поезде вернулись домой. Дома было очень хило, на нашем участке построили больницу и нам пришлось жить у чужих людей за плату», - рассказывает Нура Осмаева.

Сейчас Нура в добром здравии живёт на своей родной земле, в селе Старые Атаги. У неё четверо детей и одиннадцать внуков.

«Я просто желала умереть на своей земле. Сейчас я дома... мое желание услышал Всевышний», - говорит женщина.

Но воспоминания и горечь от потери близких не покидают ее. Иногда холодным утром у нее наворачиваются слезы, как в тот роковой день и в глазах отражается страх...

Хамзат Чанкаев


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна

test 2Новости СМИ2