Похожие материалы
«Это дань памяти всем выселенцам»: Асет Юсупова о перезахоронении останков мюридов Кунта-Хаджи Кишиева
Ильяс Беноевский – верный мюрид Шейха Кунта-Хаджи Кишиева, разделивший с ним все тяготы ссылки, и прапрадед Главы Чеченской Республики Рамзана Кадырова.
Два года назад было принято решение создать документальный фильм, посвященный жизни Ильяса Беноевского. За работу взялась съемочная группа ЧГТРК «Грозный». Позже было принято решение о создании рабочей группы по изучению и увековечиванию памяти Ильяса Беноевского.
Журналисты чеченской гостелерадиокомпании проделали огромную исследовательскую работу, пытаясь доподлинно воссоздать события тех лет. Они прошли по следам пути сподвижников великого эвлия. Корреспонденты ЧГТРК «Грозный» нашли уникальные архивы и письма, проливающие свет на события его жизни.
Изначально идею о создании документального фильма про Ильяса Беноевского озвучила шеф-редактор редакции художественных программ ЧГТРК «Грозный» Люба Арсалиева. Ее поддержал Помощник Главы ЧР, министр ЧР по национальной политике, внешним связям, печати и информации Ахмед Дудаев. Активным поиском, съемками и сценарием фильма занималась корреспондент ЧГТРК «Грозный» Асет Юсупова. Редакции ИА «Чечня Сегодня» она рассказала, какой путь съемочной команде телеканала пришлось проделать, чтобы свести все факты и дойти до истины.
«Началось все с того, что Помощник Главы ЧР, министр ЧР по национальной политике, печати и информации Ахмед Дудаев нам поручил исследовать и изучить все документы, которые были переданы ему руководителем Администрации Главы и Правительства Чеченской Республики Галасом Таймасхановым, - рассказывает А. Юсупова. – Это документы были найдены сотрудниками архивного управления Правительства ЧР. Среди них и документы о деятельности Кунта-Хаджи Кишиева, о жизни Ильяса Беноевского и остальных мюридов. Их обнаружили в государственных архивах Северной Осетии-Алании, Ростовской области и других. Я составляла сценарий на их основе. Потом было принято решение провести расследование, на которое у нас ушло около года».
По словам собеседницы агентства, исследование привело их в Новочеркасск.
«Сначала мы поехали в Северную Осетию-Аланию, - поясняет она. – Мы были во Владикавказе, туда в свое время стекались все документы, потому что это была столица Терской области. Кунта-Хаджи из Грозного был отправлен именно туда. Там мы нашли все оригиналы документов, копии которых были у нас. Мы могли в реальности увидеть рапорты и письма, написанные от руки. Это было что-то особенное. Пообщались и с сотрудниками архивного управления».
Съемочной команде удалось воссоздать путь этапирования Ильяса Беноевского от Грозного до Новочеркасска.
«Из Грозного он был отправлен в станицу Екатериноградская, оттуда уже в Прохладный и этапом в тюремный замок Новочеркасска, - уточняет Асет Юсупова. - Обычно, когда ты куда-то едешь, то точно знаешь, с кем ты там будешь говорить или куда именно ты едешь. Тут мы не знали, найдем мы это место или нет. «Нам бы узнать хотя бы примерное местонахождение этой тюрьмы», - с такой надеждой мы туда ехали. Помогали там сотрудники Представительства Главы Чеченской Республики. Они нас встретили и договорились на счет того, чтобы нас пропустили в тюрьму, которая ныне там функционирует. Мы понимали, что это не та самая тюрьма, нам об этом говорили историки. Тюремный замок, который нужен был нам, находился в другом месте».
Команде ЧГТРК «Грозный» удалось встретиться с начальников современной тюрьмы, и он рассказал, где предположительно могла располагаться старая тюрьма. Оттуда журналисты из Чеченской Республики направились в Государственный архив Ростовской области.
«Это одно из самых крупных и старых архивных управлений в стране. На старой карте мы нашли тюремный замок. Он так и назывался. Нам предоставили соответствующие документы и показали примерную точку положения этой тюрьмы. Подсказали и то, что там рядом якобы была церковь, куда мы и отправились сразу из архивного управления», - говорит Асет Юсупова.
Ребята смогли поговорить с настоятелем церкви, а после они отправились в Новочеркасск к сотрудникам музея истории Донского казачества. Главный эксперт музея проехал со съемочной группой на место предполагаемого расположения старой тюрьмы и рассказал им историю тюремного замка.
«Мы снимали это место. Это окраина города, заброшенное место, - отмечает сотрудница ЧГТРК «Грозный». - Местные жители удивлялись тому, что мы снимали на пустыре. Интересовались мы у эксперта, где могли похоронить узников-мусульман тюремного замка. Она исключила возможность того, что Ильяс Беноевский мог быть похоронен на территории тюремного замка. По ее словам, его могли похоронить на мусульманском местном кладбище, которое располагается неподалеку от тюремного замка в хуторе Татарка. Теперь это микрорайон».
Для того, чтобы выяснить, где же все-таки мог быть похоронен Ильяс Беноевский, съемочная группа отправилась в микрорайон.
«После долгих поисков мы его все же нашли и ужаснулись: рядом с кладбищем была большая мусорная свалка. За кладбищем ухаживал местный имам. Мы нашли его номер и связались с ним. Имам оказался родом из этого хутора. И его бабушка ему рассказывала, что местные татары были в теплых отношениях с узниками-мусульманами. Даже бывали случаи, когда узников под конвоем привозили к ним на ифтар. И тут мы поняли, что, если покопаться, можно найти место захоронения Ильяса Беноевского. Что сотрудникам Академии наук ЧР и удалось сделать. Мне кажется, что это милость Всевышнего, что их останки нашли и вернули. Не все понимают значимость данного события. Это дань памяти тем, кто был выселен и так и не был захоронен на Родине», - заключила А. Юсупова.
Добавим, что по итогам исследовательской работы были обнаружены останки 67 чеченцев, среди которых оказался и Ильяс Беноевский. Этот факт был установлен рядом глубоких исследований, а также методом восстановления лица Герасимова. Доскональный анализ, проведенный на основе портрета дедушки Главы ЧР - Абдулхамида, не оставил никаких сомнений в верности результата с вероятностью более 90%.
В четверг, 24 августа, в Чеченской Республике с соблюдением всех религиозных и национальных требований, совершая обряд "зикр", предали родной земле найденные останки. Теперь Ильяс Беноевский похоронен в религиозном центре Ахмат-Юрта "Хьаьжийн беш", где он часто любил проводить время со своим великим учителем Кунта-Хаджи Кишиевым.
Останки остальных 66 чеченцев похоронили на кладбище газавата в Шали, где покоятся погибшие от рук царской армии последователи Кунта-Хаджи.
При копировании материалов ссылка на сайт обязательна
Комментарии
Комментариев еще нет.