В офис Уполномоченного по правам человека в Чеченской Республике постоянно со своими проблемами приходят десятки людей. Кого-то обманули мошенники, кто-то отбывает срок наказания далеко за пределами республики и родственники просят перевести его ближе к дому, кто-то считает, что несправедливо получает маленькую пенсию и добивается ее перерасчета, кто-то оказался в трудной жизненной ситуации и не знает, что делать...

 Каждый день истории людей, судьбы, проблемы, просьбы, вопросы, чья-то боль и слезы. А еще искренние слова благодарности и радость на лицах тех, кто еще недавно был в отчаянии от безысходности.

О специфике работы Уполномоченного по правам человека в Чеченской Республике, о том, с какими вопросами приходят к нему люди и как решаются их проблемы, с кем взаимодействует правозащитник и какие качества необходимы, чтобы эффективно защищать права человека в интервью с Мансуром Солтаевым.

– Мансур Муссаевич, какова особенность института уполномоченного по правам человека в Чеченской Республике? Что помогает Вам эффективно защищать права человека?

– Слова великого сына чеченского народа, Первого Президента ЧР, Героя России Ахмат-Хаджи Кадырова (Дала г1азот къобалдойла цуьнан!) «Пусть восторжествует справедливость!» являются нравственным ориентиром в нашей деятельности. Они очень хорошо отражают суть правозащитной деятельности в целом. А справедливости добиться порой бывает очень нелегко. Иногда это долгий и затяжной процесс. Изучение многостраничных документов, выяснение обстоятельств дела, уточнение деталей, рабочие переписки, судебные заседания, телефонные переговоры, встречи и многое другое. Здесь главное - действовать в рамках закона, выстраивать диалог с органами власти и придерживаться морально-нравственных принципов правозащитной деятельности.

Помогать тем, кто нуждается в помощи, кто оказался в беде – это в нашей ментальности. Наверное, в этом и есть специфическая особенность нашего регионального правозащитного института.

Глава региона Рамзан Ахматович Кадыров нацеливает все органы власти на решение одной стратегически важной задачи – обеспечить достойную жизнь жителей республики, создать условия для реализации всего комплекса их конституционных прав. Его поддержка и авторитет помогают нам эффективно решать проблемы граждан, с которыми они обращаются.

– Вы каждый день принимаете людей. Обычно у руководителей есть графики приема, которые осуществляются в установленные дни и строго определенные часы. Чем продиктован такой режим работы у Вас?

– Наша работа полна особой специфики. Здесь очень важны открытость и доступность. При личном общении лучше понимается и запоминается ситуация, в которой оказался человек, проблема, с которой он обращается. А ситуации бывают порой очень сложные и тяжелые. Многие вопросы во время личных приемов удается решить оперативно, порой одним телефонным звонком. Для тех, кто приходит к нам, очень важно быть услышанным.

– Вы принимаете граждан не только в офисе, но и в районах республики. Насколько востребован такой формат работы?

– Да, мы практикуем выездные приемы граждан. Сначала 2024 года мы значительно расширили эту практику, сделав упор на отдаленные и труднодоступные населенные пункты республики. Не все могут приехать в офис, не все умеют подавать обращения через-онлайн приемную, пользоваться соцсетями. Я со своими помощниками выезжал в высокогорные Шатойский, Итум-Калинский, Шаройский районы, отдаленные Шелковской, Надтеречный и другие районы, где вместе с главами муниципалитетов проводил личный прием граждан.

Сотрудники нашего аппарата регулярно выезжают в отдаленные и высокогорные села, где проводят приемы граждан, просветительские мероприятия в образовательных учреждениях. Такая практика востребована у населения. Во-первых, людям так удобно, во-вторых оперативно решаются многие вопросы, благодаря совместным усилиям.

– Какова тематика обращений к Вам, какие вопросы поступают чаще всего?

– Тематика обращений широкая. Это защита семьи, материнства, отцовства и детства, условно-досрочное освобождение и перевод осужденных, права подозреваемых, обвиняемых, подсудимых, процессуальные права, вопросы землепользования и другие. Большую часть обращений составляют вопросы социального характера.

Порой достаточно разъяснить человеку, какие правовые механизмы он может использовать, указать правильный путь. Грамотная юридическая консультация помогает нашим заявителям решить многие вопросы. Поэтому очень важно просвещать граждан в области права, объяснить человеку, что ему делать, если права его нарушены.

– Поступают ли обращения от жителей других субъектов России?

–Жители из разных регионов России и даже стран СНГ, Европы обращаются на имя Главы Чеченской Республики и напрямую к нам тоже. Авторитет и эффективная деятельность Рамзана Ахматовича вызывает у людей доверие. В этом году к нам обращались из Казахстана, Беларуси, Украины, Бельгии, Латвии, Туркменистана. Ни одно обращение в наш адрес, откуда бы оно не поступило, не осталось без внимания.

Мы замечаем взаимосвязь информационной открытости с ростом обращений граждан. Чем больше люди видят на наших медиа площадках историй о положительном решении тех или иных проблем, тем больше аналогичных обращений мы получаем. Благо цифровые возможности позволяют узнать людям из любой точки мира о нашей деятельности.

– Наверняка есть обращения и от участников специальной военной операции. С какими проблемами они обращаются? Удается ли помочь?

 – Защита прав наших бойцов и их семей – одно из важнейших направлений в нашей деятельности. С начала 2024 года в мой адрес поступило более 90 письменных и 100 устных обращений от участников СВО и членов их семей. Более половины из них рассмотрены положительно. Большая часть обращений из других регионов. В основном просят оказать содействие в установлении местонахождения без вести пропавших военнослужащих, вызволении их из плена, а также в реализации прав на получение различных льгот и социальных выплат и т.д.

Люди зачастую не обладают информацией о компетентных органах, в которые необходимо обращаться для реализации своих прав, в том числе получения необходимых документов. Мы оказываем заявителям правовую помощь, запрашиваем необходимые документы, подтверждающие прохождение военной службы и участие в выполнении задач СВО. Тесно взаимодействуем с руководством военных комиссариатов, командованием войсковых частей, представителями общественных фондов и организаций, а также с нашими коллегами из регионов.

Что касается мер поддержки бойцов спецоперации и их семей, то у нас в регионе все организовано на высоком уровне. Проблем с выплатами и предоставлением мер соцподдержки нет.

– Вы на протяжении года уже добиваетесь объективного расследования уголовного дела, возбужденного в отношении 14-летнего уроженца ЧР Романа Мурдиева. Есть надежда на положительный исход данного дела?

– Невиновность Романа Мурдиева не вызывает никаких сомнений. Дело приобрело большой общественный резонанс. Мы предпринимаем все возможные меры для оказания посильной правовой помощи подсудимому и его родственникам. Являясь общественным защитником обвиняемого, я неоднократно принимал участие в судебных заседаниях по его делу в Москве. Почти год Роман находится под домашним арестом, лишен возможности получать среднее образование, право которое гарантируется Конституцией РФ.

Безусловно, мы ожидаем справедливый исход данного дела. Надеемся, что суд учтет доводы невиновности подростка, которых очень много, и в итоге будет вынесено объективное судебное решение. В конце концов должны победить принципы беспристрастности, гуманизма и законности, заложенные в основу законодательства нашего государства. В любом случае мы будем добиваться этого.

– Как часто к Вам обращаются осужденные и с какими вопросами?

– С начала года в мой адрес поступило более 100 обращений от осужденных и их родственников. Большая часть их содержит просьбу оказать содействие в переводе для дальнейшего отбытия наказания в Чеченскую Республику или ближайшие регионы. К счастью, положительно рассмотренных обращений по данному вопросу у нас становится все больше. Глава ЧР с большим вниманием относится к вопросу обеспечения прав осужденных. Поэтому в нашей республике жалоб на условия содержания и нарушения их прав от осужденных нет. Если такие жалобы поступают от уроженцев ЧР из других регионов, мы оперативно реагируем на них, во взаимодействии с региональными коллегами.

– Одним из важных факторов эффективной правозащитной деятельности является способность наладить продуктивный диалог с властью. У Вас получается такой диалог?

– Мы плодотворно сотрудничаем с руководителями всех государственных органов власти, министерств и ведомств. Со многими из них заключили соглашения. Регулярно проводим совместные приемы граждан с прокурором республики, принимаем участие в проверочных мероприятиях. В рамках программы правового просвещения проводим мероприятия с участием представителей правоохранительных органов.

– С коллегами из других регионов общаетесь, делитесь опытом?

– Общаемся, обмениваемся информацией, поддерживаем друг друга. Встречаемся на площадке Всероссийского координационного совета, других мероприятий федерального и международного уровня. Делимся друг с другом правоприменительной практикой в своем регионе по решению тех или иных проблем. У нас очень продуктивное сотрудничество с федеральными и региональными коллегами.

– Какие качества необходимы в Вашей работе?

– Неравнодушие и стремление к справедливости. Умение слушать и слышать. Хороший юрист – это ещё не правозащитник. Конечно, юридическое образование для правозащитника – хорошая база. Но на этом поприще кроме правовых знаний очень важны еще совесть и моральные воззрения человека.

Самое главное для нас – протянуть руку помощи, тем кто оказался в трудной жизненной ситуации. Считаю, что это очень важная и новая установка для всей системы защиты прав человека в современных реалиях, когда мировой кризис охватывает все сферы жизни общества и все слои населения.


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна