30.07.2010 /12:17/ Кто жесток к младшим и не уважает старших, тот не из нас! Старость является непреложным законом жизни, и есть последняя ступень жизненного пути. Каждый проходит через определенные периоды жизни: младенчество, юность, молодость и зрелость. Но, в конце концов, он обнаружит себя престарелым человеком. Теперь вместо силы у него только слабость, вместо красоты – увядание, вместо развития – деградация, вместо здоровья – бесконечные болезни. Всего этого не избежать. В коране об этом сообщается следующее: «Он – Тот, Кто создал вас из праха, потом из семени, потом из кровяного сгустка, потом младенцем вывел вас, потом (растит), чтоб (дать) достичь вам (возрастную) крепость, потом – состариться. Хоть есть средь вас и те, кто прежде времени находит упокой. Потом – достичь назначенного срока: все для того, чтоб вы уразумели». «Муъмин», 40/67. «Аллах творит вас, а потом на упокой вас забирает. Средь вас есть те, кто погружаясь в немощь дряхлых лет, лишается (всего богатства) знаний, которым он владел в былые времена. Аллах, поистине, Всезнающ и Могуч!» «Нахль», 16/70. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) постоянно читая молитву: «О Аллах! Я прошу Тебя оградить меня от слабости и страха, от лени и скупости, от слабоумия и страсти», (Муслим, Зикр, 50) просил Аллаха уберечь от всех негативных явлений и недостатков, которые обычно присущи пожилым людям. Действительно, в течение всей истории человечества самые умные головы планеты пытались сделать жизнь вечной или хотя бы продлить ее, однако никто не смог этого сделать. В наши дни, когда в научной области совершено столько открытий, можно путем пластической операции изменить черты лица или же омолодить кожу. Однако при всем этом никто не смог остановить процесс старения и увядания древа человеческой жизни. Именно на это акцентирует наше внимание Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует), говоря: «О, рабы Аллаха! Лечитесь от болезней, ибо Всевышний Творец от каждой болезни, кроме старости, сотворил лекарство». (Абу Дауд, Тыбб, 1; Тирмизи, Тыбб 2) Выходит, процесс старения необратим, и остановить его практически невозможно. Поэтому еще до наступления старости каждый индивид должен рационально использовать капитал жизни, то есть, как можно больше совершить праведных деяний. В одном хадисе о тех, кто, достигнув пика жизни, так и состарился, не совершив в жизни благих дел, сообщается, что они перед Аллахом не смогут найти, никаких отговорок. Как сказал Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует): «Всевышний лишил права отговорки тех, кто достиг шестидесятилетнего возраста». (Бухари, Рикак, 5) Не стоит забывать, что если даже физическое тело состарится и лишится сил, душа человека вечна и нетленна. Природа человека такова, что он не желает умирать, не желает стареть. Как говорил Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует): «Сердце старика никогда не стареет относительно двух вещей: стремления к вечной и накопления состояния». (Муслим, Закят, 113, 114) Чтобы обмануть праотца человечества Пророка Адама (да благословит его Аллах и приветствует), шайтан использовал слабость, заложенную в природе человека- достичь бессмертия. В Коране сообщается: «Но нашептал ему Сатана, сказав: «О Адам! Не указать ли мне тебе вечности и власти, что не иссякнет (никогда)?» «Та ха», 20/120 Н первый взгляд, после того, как в старости у человека ослабли физические силы и чувства, должно ослабнуть и желание долгой жизни, Но все происходит совсем наоборот. Для тех же, кто прекрасно знает о том, что истинная жизнь на том свете, и готовится именно к этому, смерть- это освобождение души от тесной оболочки физического тела и ее полет в запредельные миры. А старость есть последняя ступень, после которой начинается новая, настоящая жизнь. При рассмотрении положения пожилых людей сквозь призму Исламских законов выходит, что к ним мы обязаны проявлять еще больше внимания, чем к детям. Поэтому ни в коем случае нельзя обижать пожилых, так как с годами люди становятся ранимее и обидчивее. Необходимо с пониманием относиться к некоторым их поступкам и по возможности нужно стараться получить их благословение. Кроме того, не стоит упускать из виду, что существование стариков способствует увеличению изобилия, служит своеобразным щитом от различных бед и несчастий. Порок (да благословит его Аллах и приветствует), говорил: «Внимательно относитесь к слабым и бедным, ибо благодаря их существованию Господь помогает вам и оказывает вам свою милость. (Абу Дауд, Джихад,69) «Если бы не было полусогнутых стариков, младенцев, сосущих грудь матери, и животных, пасущихся на лугах, на вас бы нескончаемым потоком изливались различные беды.(хайсами, 10/227) Опираясь на данные хадисы, можно сказать, что презрительное отношение к старикам, раздражительная реакция на некоторые их поступки и желание быстрой им смерти в Исламе категорически запрещаются, Поэтому невозможно даже представить себе, что истинный мусульманин может обижать пожилых родителей, способен сдать их в дом для престарелых людей. Совсем наоборот, настоящий правоверный будет стараться по мере возможности создавать им все условия, чтобы они могли прожить оставшиеся дни в счастливой обстановке. Молодой человек, который спешит заслужить благословение стариков, завтра сам состарится, но за свою преданность и старение волей Аллаха будет также окружен лаской и старение волей Аллаха будет также окружен лаской и заботой. Наш Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) советовал мусульманам всегда создавать хорошие условия престарелым людям, помогать им во всех отношениях, касающихся как этого мира, так и вечного. Как известно, предупреждая имамов, которые, возглавляя коллективные намазы, чрезмерно удлиняют их, указывал им на следующее обстоятельство: «Когда кто-либо из вас предводительствует во время намаза, пусть читает покороче, ибо среди молящихся могут быть слабые, больные и пожилые люди!». (Бухари, Ильм, 28). В источниках сообщается, что когда после захвата Мекки мусульманами Абу Бакр (радыйаллаху анху) привел своего престарелого отца Абу Кухафу, чтобы тот принял Ислам, Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сделал такое замечание: -Ты бы мог не беспокоить этого старика и не причинять ему неудобства. Я бы сам пошел к нему. Столь деликатное отношение Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) к Абу Кухафе объяснялось не только уважением к Абу Бакру, который был его близким соратником, но и выражением уважения перед всеми людьми преклонного возраста. С другой стороны, посылая воинов для священной войны, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) всегда настоятельно требовал у них, чтобы они ни в коем случае не трогали женщин и детей, слабых и пожилых людей. (Вакиди, Магази, 2/758). Как счастливы старики, понявшие истину и нашедшие Господа! Как счастливы люди, познавшие истинную цену старикам и проявляющие к ним достойное уважение! Из книги «Лучший пример».

{mosloadposition user9}


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна

test 2Новости СМИ2