28.05.2012 /12:34/ Город Шали, ул. Горная, 17.… Здесь, в старом доме постройки 60-х годов двадцатого века, возведенном по возвращении из казахстанской ссылки Ширвани Абдулхаджиевым, дедом нашего героя, у четы Асланбека и Тамусы Абдулхаджиевых 12 декабря 1984 года родился Анзор – третий ребенок в этой семье.

На этой улице среди сверстников он вырос, окончил Шалинскую среднюю школу № 4. А в свои неполные 23 года, в неспокойном еще 2007-м, определил главную стезю своей жизни – служение республике и ее народу. В июне этого года вместе с товарищами своего детства оформился на службу в районный отдел милиции, во взвод специального назначения, или, по-другому, огневой взвод. Участвовал в специальных операциях по ликвидации бандитского подполья в республике, немало суток находился на службе в режиме усиления, когда в различных районах республики блокировались и уничтожались ваххабитские последыши, их схроны, базы.

Последней такой операцией для него стала схватка с членами НВФ в районе Чермой-лам Веденского района. В этом боестолкновении Анзор Абдулхаджиев получил смертельную рану. И врачи московской клинической больницы им. Бурденко четырнадцать месяцев героически боролись за его жизнь. Но – безуспешно. Анзор почти все эти месяцы провел в отделе реанимации этой больницы. Когда стало ясно, что на выздоровление больного рассчитывать не приходится, родители перевезли Анзора домой, в г. Шали, где через два месяца он скончался на руках родителей, братьев и сестры (Дала гечдойла цунна)

Его похоронили на родовом кладбище г. Шали. Он ушел из этой жизни, с честью исполнив свой мужской, человеческий, гражданский и профессиональный долг, надежно прикрывая собой товарищей, ведя беспощадную и непримиримую борьбу с теми, кто препятствовал упрочению на чеченской земле мира и спокойствия. Ушел в 25 лет, оставив двух дочерей и сына – четырехлетнего Ясина, который и получил потом за своего отца из рук Рамзана Кадырова заслуженную награду – орден Мужества …
Последовавшая уже в середине мая 2009-го года операция по выявлению и уничтожению остатков бандподполья в Веденском районе республики была чуть ли не последней в ряду подобных – после нее столь масштабной операции не проводилось. Это был и своего рода последний всплеск активности членов НВФ, потерпевших жестокое моральное, духовное, идеологическое и политическое фиаско, загнанных в угол органами власти, органами правопорядка республики, да и самой реальностью. Для Анзора Абдулхаджиева, как признаются его боевые товарищи, стойкого и смелого бойца за справедливость, за настоящую, а не мнимую истину, это был в немалой степени его личный и – последний бой …

И сейчас, когда я беседую с родителями и друзьями детства Анзора, мне открываются все новые и новые грани характера Анзора Абдулхаджиева, прямо скажем, не по возрасту определившего границы своей личной ответственности за судьбы Отечества.
Отец Анзора – Асланбек Абдулхаджиев, мужественно и с небывалой стойкостью перенесший гибель сына, и сегодня так же тверд в своем убеждении неизбежности этой и подобных ей жертв во имя республики, как и тогда, в грозном 2007-м:
- У нас, родителей Анзора, была постоянная тревога за сына. Но он отвечал, что его служба не опасна, все его товарищи находятся в таких же условиях. Кому-то надо было налаживать и порядок в республике, и мы не настаивали, чтобы он оставил работу. Как человек, прошедший службу в рядах Советской Армии, я, конечно, отдавал себе отчет в том, что военная служба не обходится без риска. Чтобы обеспечить порядок в республике, кому-то надо было защитить то, что было с таким трудом достигнуто первым Президентом ЧР Ахмат-Хаджи Кадыровым, а потом упрочено его сыном Рамзаном Кадыровым. Но, простите мне невольное волнение, сознавать, что все это связано с твоим собственным сыном, это – тяжело, – говорит Асланбек Абдулхаджиев.
И мне вполне понятно и волнение Асланбека Абдулхаджиева, и его объективность в оценке действий сына. И все же я предполагаю, Анзор больше переживал за родителей, чем за себя и свою судьбу. Именно об этом говорят слова его отца: «Когда я входил в палату, и Анзор видел меня, из его глаз начинались литься слезы. Мне кажется, это были слезы вины за то, что он причинил нам, родителям, такую боль…».

За три или четыре дня до ранения Анзора произошло еще одно боестолкновение с членами НВФ, в ходе которого был ранен командир его взвода Хаким-Хаджи Гуржуев. Раненый в предплечье, он так и находился в районе шквального огня, и вытащить его из этого пекла, казалось, не было никакой возможности. Но вот как рассказывал об этом впоследствии сам Х-Х. Гуржуев отцу Анзора: «В этом огненном аду вдруг, откуда ни возьмись, появился Анзор. Он по-пластунски приблизился ко мне, завалил меня к себе на спину и так, с запрокинутой моей раненой рукой, тащил на себе больше ста метров. Своей жизнью я обязан мужеству и высочайшему чувству боевого братства твоего сына…».
Был ли этот поступок Анзора Абдулхаджиева случаен, продиктован лишь условиями боя и эмоциями, возникающими в экстремальных условиях? Или то было следствие душевных качеств и убеждений молодого человека, воспитанного на традициях взаимопомощи?
Адам Абдулхаджиев, двоюродный брат Анзора, сотрудник Экспертно-криминалистического центра МВД ЧР, рассказывает, каким Анзор был в детстве:
- Он был уравновешенный, спокойный. Но – настойчивый и целеустремленный. И рану получил, когда по окончании срока пребывания в режиме усиления его, как и других участников спецоперации, хотели отослать в расположение части. Но он отказался, заявив: «Как же я уйду домой, в тепло, в безопасность, когда все мои товарищи здесь?».
И – остался. И – получил ранение. Он никогда не воспользовался бы какими-либо преимуществами положения, не схитрил бы…

Магомед Тагиров и Анзор Абдулхаджиев, впоследствии сослуживцы и товарищи по оружию, росли вместе и на одной улице, играли в одни игры, учились в одной школе.
- И на работу вышли вместе в июне 2007 года, – рассказывает М. Тагиров. – Прошли три месяца стажировки, и мы получили назначение в специальный взвод. Анзор тщательно овладевал секретами владения оружием и был профессионально высоко подготовлен. И надежен. Если с нами что-то случится, ребята не сомневались, что Анзор выручит…
Об этом же говорит и Аюб Болтакаев, тоже сослуживец Анзора. А. Болтакаев также участвовал в той операции: «Анзор был надежен, как скала, верен, как лучший товарищ, и с ним, как говорится, можно было идти в разведку любой сложности…».
Родители и друзья Анзора добрым словом вспоминают бывшего начальника Шалинского РОВД, ныне руководителя Администрации Главы и Правительства ЧР Магомеда Даудова, который неоднократно звонил по поводу состояния здоровья Анзора, содействовал его лечению, помогал, чем мог. В московской больнице Анзора и других больных из ЧР навещал и.о. министра МВД по ЧР Р. Алханов. И родители Анзора, пользуясь случаем, просят через нашу газету выразить им самую искреннюю и душевную благодарность.
Два раза в больничной палате навещал Анзора бывший министр внутренних дел России Р. Нургалиев.
Кстати, приказом МВД РФ от 27 июля 2009 г за подписью генерала армии Р. Нургалиева младший сержант милиции Анзор Асланбекович Абдулхаджиев награжден медалью «За боевое содружество», а таким же приказом от 9 ноября 2009 г. – медалью «За доблестную службу». Указом Главы ЧР Р. Кадырова от 12. июня 2009 г. А. Абдулхаджиев награжден медалью «Защитник ЧР».
Но и это – не все награды А. Абдулхаджиева. Указом Президента РФ от 16 ноября 2010 г. Анзор Абдулхаджиев посмертно награжден орденом Мужества. В день празднования Победы в Великой Отечественной войне Глава ЧР Рамзан Кадыров вручил орден Мужества сыну Анзора – Ясину Абдулхаджиеву. И этот орден – самая дорогая реликвия в этой семье.
Я не мог вновь и вновь травмировать души этих людей расспросами и уточнениями по поводу деталей ранения их сына. Я просто слушал то, о чем они считали нужным сказать, и запомнил и воспроизвел в этой публикации самое важное.
- Старших в семье детей родители воспринимают как-то особо, они больше помощники, чем дети, – говорит мама Анзора Тамуса Абдулхаджиева. – А вот младшие – как бы настоящие дети. Анзор и самый младший сын Турпал-Али были в нашей семье были предметом особой заботы. Но вот – не уберегли, – во время всей нашей беседы Тамуса держалась лучше всех, ни слезинки из ее глаз, ни вздоха. А тут – не удержалась и ушла в другую комнату…
…Анзор Абдулхаджиев всю сознательную жизнь прожил в городе Шали, он был хорошим сыном для родителей, таким же хорошим сыном стал для Отечества. Он знал всех соседей по своей улице, и его знали – как надежного товарища, как верного друга, как воспитанного на лучших традициях народа молодого человека. И он своей жизнью и смертью доказал, что люди в нем не ошибались, что они могли на него, Анзора, рассчитывать и надеяться на него. И сейчас, попрощавшись с родственниками и близкими Анзора Абдулхаджиева, я посетил и нескольких соседей Абдулхаджиевых. Какая память у них осталась об Анзоре, чем они хотели бы воздать этой памяти, воздать мужеству и самоотверженности этого парня?..
- Анзор, как и другие его товарищи, как и все сотрудники правоохранительных органов, стоял на страже нашего спокойствия, на страже мира. За это он отдал свою жизнь. Мы уверены, он заслужил не только орден Мужества, но достоин и звания Героя России, – считают все знакомые и соседи Абдулхаджиевых по ул. Горная в городе Шали…

А. Абдулхаджиев на фото первый слева

Абдулвахид Катаев

www.ChechnyaTODAY.com

{mosloadposition user9}

 


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна