Репродуктивные технологии добрались и до Чеченской Республики. В ближайшее время в Грозном будет открыт первый центр экстракорпорального оплодотворения (ЭКО). Куратором клиники станет руководитель Российско-немецкого центра репродукции и клинической эмбриологии Лейла Киндарова. Специалист убеждена в том, что проект будет иметь успех.

Клиника ЭКО построена на базе Республиканского перинатального центра в Грозном. Здесь созданы раздельные отделения, кабинеты врачей, операционная, лаборатория эмбриологии и крио-комната. Врач-репродуктолог Лейла Киндарова рассказала ИА «Чечня Сегодня», насколько проект значим для региона, могут ли пациентки рассчитывать на бесплатную помощь в клинике и как можно использовать замороженные эмбрионы через много лет.

До этого никто не решался

Актуальность темы искусственного оплодотворения для Чеченской Республики весьма значима. Клиник ЭКО довольно много в Москве и по России, в целом. Но, к сожалению, в Чеченской Республике до сих пор такого медицинского учреждения не было.

Актуальность этого вопроса высока еще и потому, что количество бесплодных пар по статистике в России составляет 17-25%. По данным ВОЗ считается, что бесплодие более 15% может приводить к значительному снижению численности населения. Метод ЭКО на сегодняшний день, как самый прогрессивный метод лечения бесплодия, должен быть представлен в каждом городе. В Дагестане есть две клиники ЭКО, в Северной Осетии также две клиники ЭКО, а в Ингушетии и Чеченской Республике нет.

Наш центр «Поколение Next», который уже 10 лет успешно работает в Москве, является флагманским в России. У нас работают лучшие специалисты и представлены передовые методики. Эффективность программы очень высокая. Мы давно задумывались над тем, чтобы открыть клинику ЭКО в регионе: выдвигали этот вопрос несколько раз, обсуждали его. В итоге получили приглашение от Министерства здравоохранения ЧР.

Дело в том, что представители разных медицинских учреждений приезжали в Чеченскую Республику, рассматривали вопрос запуска своего филиала в регионе, но никто до сих пор так и не решился. Только мы решили идти до конца.

Я чеченка и мне не все равно, как эта услуга будет представлена для моего народа. Я знаю, что я это сделаю лучше, чем другие. Знание специфики нашего региона позволило мне проявить активность в вопросе открытия клиники в Грозном. С этой идеей я обратилась к нашим учредителям. Клиника ЭКО в Москве «Поколение Next» была подарена России известным меценатом Фредериком Паулсеном. Это единоличный владелец фармацевтической компании «Ферринг». Он идею поддержал.

Окажут все услуги, кроме донорских и суррогатного материнства

Строительство клиники в Грозном началось два года назад. Год был потерян из-за пандемии. В начале 2021 года мы поняли, что можем двигаться дальше в этом направлении. Фонд Паулсена выделил соответствующие средства на реализацию проекта в Чеченской Республике. Министерство здравоохранения ЧР предоставило нам возможность выбора площадки, где бы мы могли развернуть строительство. Естественно, мы выбрали перинатальный центр, где как не в этом учреждении быть клинике ЭКО? Перинатальный центр, к тому же, укомплектован всем спектром услуг в области материнства и детства.

Мы проделали огромную работу с июня в плане строительства и закупки самого передового оборудования. Оно идет очень долго, его заказывали за рубежом: современнейшая операционная эмбриология со специальной системой очистки воздуха.

При строительстве клиники мы предусматривали и ментальность чеченского народа. К примеру, мы разделили потоки на мужские и женские. Однозначным условием являлось то, что в клинике ЭКО в Чеченской Республике не будут проводиться донорские программы и программы суррогатного материнства. Все остальные услуги, предусмотренные высокотехнологичной программой вспомогательных репродуктивных технологий, мы будем проводить в Грозном.

Процент мужского фактора бесплодия растет

К процедуре ЭКО обращаются женщины разных возрастов. Средний возраст пациенток - 35–40 лет. Чем моложе потенциальная мама, тем эффективнее программа.

Более взрослые женщины – это те, у кого очень тяжелый анамнез, прошедшие множество операций или вступившие во второй брак. Бывают такие случаи, когда в семье погибает единственный ребенок и пациентам 40+ приходиться обращаться к методу ЭКО.

Женщины рождаются с тем количеством ооцитов, с которым они пройдут всю жизнь. Когда приходит пациентка, которой 41 год, я ей говорю: «Вам 41, а вашим яйцеклеткам 42 года». Дело в том, что, находясь в утробе у мамы, мы уже имели эти ооциты. Они проходят с нами все наши проблемы и болезни. Чем старее клетки, тем больше рисков генетических отклонений у плода.

Изначально метод ЭКО был показан женщинам с отсутствующими маточными трубами. Теперь показания к программе значительно расширились. Они стали не только женскими, но и мужскими. Процент мужского фактора бесплодия растет и занимает все большую часть в числе бесплодных пар.

Нельзя сказать, что у женщин Чеченской Республики показания как-то отличаются. Они такие же, как у всех.

Пациентов предупреждают, что вероятность наступления беременности не может быть 100%. Метод ЭКО не является панацеей. Это метод, который помогает множеству мужчин и женщин стать счастливыми родителями. Но у него есть свои ограничения.

Если пациенты пришли к нам уже с «никаким» овариальным резервом, то мы не сможем прыгнуть выше головы. Иногда приходится повторять протоколы.

Бывает тяжело после неудачной процедуры искусственного оплодотворения разговаривать с пациентами и объяснять им, почему беременность не наступила. Причины неудач кроются в очень глубоких нюансах.

Эмбрионы можно замораживать

Программа ЭКО состоит из нескольких этапов: гормональная стимуляция, процесс оплодотворения, культивация эмбриона. Кроме того, мы можем проводить криоконсервацию эмбрионов и использовать их через несколько лет.

Есть еще модификации методов. Например, преимплантационная генетическая диагностика, с помощью которой выявляется генетическое благополучие эмбрионов. Иногда пациенты обращаются к нам с просьбой выбрать пол будущего ребенка, но в России эта возможность запрещена с 2012 года из-за морально-этических и демографических соображений.

Что касается моего отношения к пациентам, то я помню каждого из них. Некоторые в моей памяти занимают особое место. К примеру, моя первая пациентка по имени Марина. Это было в 1998 году в Национальном медицинском исследовательском центре акушерства, гинекологии и перинатологии имени академика В.И. Кулакова, когда я только начинала свою практику. Она родила двух мальчиков.

В 2004 году ко мне пришли пациенты, у которых утонул сын. Они были убиты горем, потому что это был единственный ребенок. На мне лежала большая ответственность. Я это понимала. С первой попытки у них родился мальчик. Женщину звали Людмила, мужчину Николай. Сына назвали в честь папы.

Процедуру Людмиле я делала в день своего рождения – 21 июля. С тех пор в этот день они ежегодно приходят ко мне. Людмила печет пирог, Николай старший пишет стихи, а маленький Коля удивляет меня тем, как он быстро растет.

У меня есть еще одна пара, которой я в 2012 году провела программу. Мы родили одного ребенка, а остальные эмбрионы заморозили. Сейчас у нас уже будет четвертая беременность из тех эмбрионов, которые были заморожены. Умом очень сложно понять, как детки, которых мы «сделали» в 2012 году, родятся в 2021 году. Эта технология позволяет проводить отсроченное материнство.

Осуждают лишь необразованные люди

Пациенткам перед процедурой ЭКО я бы посоветовала полностью обследоваться и не игнорировать рекомендации врачей. В моей практике было много случаев, когда на этапе обследования я выявляла онкологию. Обращаясь к программе ЭКО, пациенты должны понимать, что не должно быть никаких противопоказаний к этому методу.

Работая много лет в Москве с людьми совершенно разных национальностей, я поняла, что нет национального вопроса в методе ЭКО. Есть только две планеты: мужчины и женщины.

Русские женщины, так же, как и чеченские женщины, переживают о том, что скажут люди. Даже не о том, что скажут люди, а узнают ли люди, что эта беременность «ЭКОшная». Женщины боятся осуждения совершенно необразованных родственников, знакомых или соседей, не понимающих в чем суть ЭКО. Некоторые боятся, что подумают, будто это не их клетки. Многие обыватели не понимают на самом деле, что метод ЭКО – это свой генетический ребенок. Просто он зачат необычным способом. Кто-то стесняется говорить о том, что воспользовался методом ЭКО. Так что, это не проблема чеченских женщин, это общечеловеческая проблема. В цивилизованном обществе к ЭКО относятся спокойно.

Очень часто я слышу: «А правда ли, что ЭКОшные дети – неполноценные?». На что я отвечаю, что они более полноценные, так как беременность протекала в условиях тщательного наблюдения.

Я согласна с тем, что женщина должна родить до определенного возраста, который отвел нам Всевышний – до 40 лет. После мы имеем дело со сниженным овариальным резервом, с плохим качеством ооцитов и эмбрионов, соответственно с высокими рисками генетических отклонений. Вероятность наступления беременности у женщин 40-45 лет ровна 5%. Они должны это понимать.

Многие не доезжали до Москвы

С 2013 года у российских женщин появилась возможность проводить процедуру ЭКО по системе обязательного медицинского страхования. Все больше пациенток используют полис ОМС для того, чтобы осуществить свою заветную мечту и родить ребеночка. На самом деле государство очень заботится о будущих мамах.

В клинике «Поколение Next. Москва» много пациенток из Чеченской Республики. Практически 90% из них проходят процедуру ЭКО по системе ОМС на бесплатной основе. Мы построили центр «Поколение Next.Грозный», чтобы упростить задачу для этих женщин. Одно дело получить возможность бесплатно пройти процедуру ЭКО по полису ОМС, а другое дело найти денежные средства на временное жилье в Москве. Для многих семей такие поездки накладны. Кто-то даже при наличии направления на бесплатную процедуру не доезжает до нас. Думаю, желающих пройти процедуру ЭКО в Грозном будет довольно много, учитывая многолетний опыт клиники «Поколения Next. Москва».

Наши специалисты будут приезжать в Грозный, но здесь должны быть и свои доктора, которые понимают ментальность пациентов. Я делаю ставку на молодых. Их легко всему обучить: они прогрессивны, много читают, знают языки.

На данный момент осуществляется тщательный отбор медиков, которые будут работать в клинике «Поколение Next. Грозный». Для меня очень важны профессионализм и человеческие качества. Программа ЭКО – это еще и программа, которая зависит от того, насколько сложились отношения между доктором и пациентом. Пациент должен доверять доктору, поэтому человеческие качества для меня в приоритете наравне с профессиональными. Это беспроигрышная тактика. Клиника с «человеческим лицом» – это единственно правильная формула современной клиники ЭКО в России и в мире.

Седа Магомадова



При копировании материалов ссылка на сайт обязательна

test 2Новости СМИ2