Рассказ очевидца о больших пробках и очередях на сухопутной границе между Россией и Грузией:

Если вам захочется почувствовать на себе смысл выражения «Девять кругов ада», езжайте в Верхний Ларс.

Совсем недавно мы в группе 20 человек, четверо из которых дети, отправились в туристическую поездку в соседнюю страну – Грузию. Хоть нам и рассказывали о длинных пробках на этом пути, такого мы все же не ожидали.

В десять часов вечера мы начали свой путь из Грозного. Выехав из Владикавказа на Военно-грузинскую дорогу, за несколько километров до самого пункта пропуска началась большая очередь машин. Пробка двигалась со средней скоростью 50-100 метров в час. Через восемь часов пребывания в очереди наша группа прибыла в Верхний Ларс, где находится российская таможня. В ней людей собралось как селёдка в бочке. Казалось, не хватит воздуха и сил, чтобы достоять до своей очереди. И как везде и всегда, прорывались наглые и невоспитанные люди. Стоит отметить, что водителей пропускали без очереди для того, чтобы они успели переправить свое авто. Таможня превратилась в большую очередь – очередь на паспортном контроле, в уборной, даже за питьевой водой.

В дороге больше всего раздражало стоять в пробках. Когда едешь, не так уж и сильно ощущается длинная дорога, потому что чувствуешь движение и в добавок можно отвлечься на пейзажи за окном.


В течение часа все участники нашего тура прошли проверку, было это ранним утром. Наконец-то, пройдя такой сложный этап, мы думали, что самое худшее уже позади, но не тут-то было. Нас ожидал еще один контрольно-пропускной пункт «Дариали», который оказался по уровню прохождения сложнее предыдущего. Подобное встречается в компьютерных играх: проходишь первый уровень, а все последующие усложняются новыми препятствиями. Так было и на нашем пути. Стоит отметить, что фур на дороге в Грузию и обратно было больше, чем легковых автомобилей.

По одной из версий, очереди на границе России и Грузии возросли из-за того, что после санкций РФ вынуждена экспортировать и импортировать большую часть товаров через североосетинский участок российско-грузинской границы.

Участники нашего тура уже не могли сидеть в машине, так как она продвигалась медленнее черепахи. Решив немного выйти и прогуляться, мы поняли, что до пограничного пункта легче и быстрее дойти пешком. Такая мысль посетила не только нас, многие другие люди, направляющиеся к этой точке, тоже решили прибегнуть к такому способу. Вот, мы идем, вокруг красивая природа, превращенная в мусорную свалку, ужасная жара и обувь на ногах не для пеших походов. Мы долго шли, дошли до тоннеля, но не решились пройти его. В нем была полная темнота, сырость и из него шёл неприятный запах и, конечно же, он тоже был поглощён огромным количеством мусора. Часа через полтора, пока мы ходили вокруг да около тоннеля, подъехал наш микроавтобус. Мы сели в него и продолжили свой путь. До прибытия на КПП я несколько раз засыпала, так как практически сутки не спала, будучи в пути. Когда мы почти доехали меня разбудили и сказали, что нужно выходить.

На таможне нас отправили в знаменитый кабинет № 222, о котором, наверное, слышал каждый. Это маленькое помещение, напоминающее российскую коммуналку, где паспортный контроль проходят все кавказцы. 


Этому кабинету предшествовал узкий коридор, заполненный более чем 50 людьми, которые, казалось, только прибывали, но никак не уменьшались. Наша группа собрала паспорта и, когда настала очередь, отдала их в тот самый кабинет № 222. После пары часов ожидания нас пригласили зайти, задали обычные вопросы: куда едем, с кем, зачем и пропустили дальше. Группа погрузилась обратно в машину и к ночи мы уже были в Тбилиси.

Один из знакомых грузин рассказал, что подобные меры в отношении кавказцев применяются в связи с тем, что некоторые жители Северного Кавказа примыкают к запрещённой в России террористической организации ИГИЛ (организация находится под санкциями ООН за террористическую деятельность), перебираясь через Грузию.

Не стану рассказывать, как меня впечатлила эта прекрасная страна – Грузия - с очень приятными и добродушными людьми. Благодаря чему я почти забыла пережитый по дороге туда ад.

Обратный путь из Грузии был немного удобнее и легче. В очередях, казалось, стояли меньше. Никто не хотел нас останавливать и не давать покинуть Грузию. В один момент мне, правда, показалось, что нас не выпустят, когда одна из участниц нашей группы разозлилась на бесчинство людей в очереди в КПП. Чтобы не стоять в очереди, люди шли на различные хитрости. То кому-то плохо, то каждый водитель. Из-за чего разозлившиеся люди отказывались пропускать вперед даже мать с маленькими детьми, которые начинали плакать, потому что не хотели стоять задавленными взрослыми дядями и тетями в очереди. Но даже в таком месте находились неравнодушные люди, которые на свой страх пропускали женщин с детьми, но не всегда это зависело от одного-двух человек. Люди, стоявшие в очереди, могли накинуться с осуждением и возмущениями. Удивительно было то, что, когда ссора между двумя участниками очереди достигла кульминации, открылось еще одно окошко в КПП.

Дальше все шло быстро и время затрачивалось только на преодоление дороги без каких-либо уровней сложности.

Резюмируя все вышесказанное, хочется сказать, что в современном мире иметь только один пропускной пункт между государствами по меньшей мере странно. Особенно, когда он настолько загружен и люди стоят там сутками, а водители грузовых автомобилей и вовсе месяцами живут в очередях.

Вопрос строительства ещё одной дороги между Россией и Грузией является как никогда актуальным сейчас. И в Чеченской Республике, которая граничит с Грузией, уже давно изъявляют готовность эту дорогу со своей стороны открыть.

Напомним, что граница Российской Федерации с Грузией проходит по Итум-Калинскому району Чеченской Республики. В советское время автодорога из Грозного доходила только до села Итум-Кали. Строительство дороги от Итум-Кали к грузинской границе началось ещё в начале 1990-х годов, но было прекращено из-за начавшихся боевых действий. Сейчас в ЧР до границы с Грузией имеется грейдерная дорога хорошего качества.

По словам нашего источника, власти Грузии сейчас не рассматривают открытия еще одного пути сообщения с Россией, хотя реальность показывает, как он необходим обеим сторонам.



При копировании материалов ссылка на сайт обязательна