Похожие материалы
«Это не про молоко, а про продовольственную безопасность страны»
– Вы принесли беркат (изобилие, - прим. автора) нам. Только что у нас родился теленок – девочка. Мы её Седой и назовем, - сообщает Хас-Магомед Идалов, встречая нас в 5 утра на пороге своей фермы.
Выпускник Московского государственного университета фермерское дело знает, как свои пять пальцев. Хотя в МГУ изучал не азы сельского хозяйства, а менеджмент и социологию. Хас-Магомед всему научился на практике для того, чтобы воплотить отцовскую идею в реальность и построить свою ферму на 100 голов крупного рогатого скота. И если раньше семья Идаловых была озадачена тем, как возвести хозяйство с нуля, то теперь они подумывают о его расширении.
Данную публикацию редакция ИА «Чечня Сегодня» подготовила в рамках поддержки чеченских производителей.
Высадили в Чистополе
Ферма Идаловых расположена в Урус-Мартановском районе. Утренняя дойка начинается в 5 утра. Все систематизировано. За процессом следит лишь одна доярка.
– Это доильный зал «Елочка» (многофункциональная система, с помощью которой можно автоматизировать и повысить качество доения при беспривязном содержании стада на 100-600 голов, - прим. автора). Оборудование немецкое SAC, входит в тройку лучших доильных оборудований в мире. У нас два этапа фильтрации. Одного оператора достаточно для того, чтобы за 15 минут подоить 14 коров.
Ферму Идаловы возводили самостоятельно. Бизнес-план был предоставлен Грозненским бизнес-центром. По словам Хас-Магомеда, им передали чертежи и пообещали государственную поддержку в том случае, если ферма будет построена по евростандарту.
– Это я все построил. В 2015 году меня высадили в Чистополе, и мы все своими руками вычищали и приводили в порядок. Каждый камешек, который здесь положен, клал я. Автором идеи был отец. Он у нас человек дальновидный и образованный. Он прекрасно понимал, в каком направлении нужно развиваться. Это одна из самых востребованных отраслей. На самом деле в республике нет качественного продукта и культуры молока. У нас крупных ферм на пальцах посчитать, и они работают на молочные заводы.
На ферме естественная вентиляция, организованная с помощью строительных ухищрений: с одной стороны крыша приоткрыта, но другая сторона расположена так, чтобы внутрь не попадал дождь или снег. Для коров и бычков сделаны специальные лежаки из резины и каучука. Система кормления и уборки автоматизированы.
– Наша цель состояла в создании продукта с нуля до ста. Речь идет о заготовке кормов, производстве молока, его переработке и доведении до покупателя качественного продукта. У нас весь цикл. Этот силос (сочный корм для сельскохозяйственных животных, - прим. автора), который вы здесь видите, мы заготавливаем сами. У нас есть технология. Не знаю, есть ли она еще у кого-то в республике. Эта технология заключается в упаковке силоса в полимерные рукава. Это огромные двухсоттонные колбасы пленки. Мы не закапываем силос, а специальным аппаратом пакуем его в мешки. У нас есть технология упаковки сенажа (трава, провяленная до влажности 50 — 55 % и законсервированная в герметичных ёмкостях, - прим. автора) в стрейч-плёнку. Мы делаем большие рулоны – полтора на полтора. Укатываем их в пленку. И сенаж у нас хранится даже в зимнее время.
Навоз убирается специальным агрегатом и вывозится в навозную лагуну. После переработки из лагуны удобрение высыпают на поля.
– Сразу выбрасывать на поля навоз нельзя. Люди это делали и делают до сих пор. Но этого делать нельзя, потому что ЖКТ коровы не перерабатывает сорняк. Она возвращает его обратно, так как не переварила его. Люди высыпают навоз на поля и радуются: «О, мы удобряем землю!». На самом деле они высаживают сорняк.
Швицы и айрширы
Хозяйство разделено на несколько отделений: доильное, родильное, цех для хранения молока и основное помещение для содержания скота. Животные здесь разных пород – швицы [швицкая порода коров] и айрширы [айрширская порода коров].
– Швицкие – это мясо-молочная порода, поэтому необходимости доить их три раза в день нет. Два раза достаточно. Для увеличения удоя мы докупили коров айрширской породы. Это племенные с зелеными паспортами. Они лучшие в мире. Самые высокоудойные коровы голштинской породы у нас не приживаются. У них очень слабое здоровье. Швицы дают 18-20 литров на голову, но они ломают конечности и калечат друг друга. Однако быстро выздоравливают. Я знаю одно – два хозяйства, где высокоудойные молочные коровы прижились. В основном, это симментальская порода.
Хас-Магомед подводит нас к бычку весом в 800-900 килограмм. Это швиц и он выращен на ферме Идаловых.
– Этому бычку где-то 2,5 года. Он здесь родился. Это уже второе поколение. Мы по антропометрическим параметрам выбираем для себя подходящего от более молочной матери. Он не просто должен быть здоровым, он должен родиться от коровы, от которой мы получаем хороший удой.
Отца этого бычка продали за 300 тысяч. На тот момент он весил 1200 кг. Хозяин признается, что его выкупили не для стада, а для жертвоприношения.
– Люди хотели здоровую «махину», чтобы показать всем диковинку. Швицкие быки все такие вырастают. Их фактически ничем невозможно угробить. Единственное, что их может угробить – это они сами. Они друг друга по факту «гасят». У нас, наверное, голов 10-15 просто друг друга убили. У них очень строгая иерархия и строгий порядок. Сильные обижают слабых. Приходится их по секторам разбивать. Айрширы более восприимчивы к болезням и не такие крепкие.
Кроме потерь среди скота, были потери и среди работников. Идаловым пришлось сменить 8 – 9 бригад.
– Мы намучились со швицами, но они научили нас работать. Уже собрали бригаду и решили увеличить надои. Для этого привезли айрширов. Они хорошо молоко дают, жирность неплохая, но не наше это. Мы поняли, что со швицами нам комфортнее работать, пусть это и не бешеные удои. Это порода, которую мы для себя решили оставить и работать с ней в дальнейшем.
Рога прижигают для безопасности
Пока Хас-Магомед проводит для нас экскурсию по помещениям, в соседнем амбаре громко мычат месячные телята – пора кормить.
– Здесь 12 телят и им нужно 3 литра на голову. Они требуют молоко. Когда вы их кормите, они достаточно агрессивно себя ведут. С двух месяцев им начинают давать цельное зерно, чтобы организм привыкал. В возрасте двух-трех недель мы убираем им рога для того, чтобы они не калечили и не убивали друг друга. Корове рога нужны в диких условиях, но не для содержания на ферме.
Рога прижигают специальным немецким аппаратом. Хозяин утверждает, что процедура абсолютно безболезненная.
– Прижигается зачаток, после этого рога не растут. Когда им исполнится месяц, их пробиркуют, сделают им паспорт и выведут в «общак». Сюда будут уже новых заводить. Самое главное для телят – это отсутствие сквозняка и сухость.
Идалов отмечает, что рождение бычков для любого фермерского хозяйства – это брак.
– Если вы зайдете на «Авито» (интернет-сервис для размещения объявлений о товарах, - прим. автора), то увидите, что вся Россия продает новорожденных телят – бычков. Для того, чтобы его вырастить, нужно скормить ему до 500 литров молока за три месяца. Это очень большие расходы, поэтому молочным фермам бычки не нужны. К нам люди сами приходят с просьбой продать бычка. Мы телят не продаем, так как имеем возможность их вырастить. У нас есть кормобаза и условия. Мы их выращиваем и тогда они приобретают уже какую-то цену, а телят продавать не интересно.
За натуральной продукцией на 8 Марта
Дойка на ферме осуществляется два раза в день: в 5 часов утра и в 5 часов вечера. С фермы молоко сразу доставляется на молоковозе «Скорая молочная помощь» в Грозный на прилавки магазина «Первый молочный», располагающегося на улице 8 Марта. Здесь покупателю предлагают свежие сливки, молоко, топленое масло, творог. И все производится на глазах клиентов.
– Здесь у нас стоит сепаратор, он отделяет сливки от молока. По количеству соматических клеток наше молоко высокого качества. Средняя жирность - 4,5%, содержание белка – 3,8%. Для разнообразия мы делаем сыр – брынзу, кефир, айран. Мы никогда не оставляем продукты больше суток. Мы сразу перерабатываем сырье. Сыворотку раздаем бесплатно, хотя на рынке ее продают. Поверье у чеченцев есть такое, что сыворотку продавать нельзя. Вот мы и отдаем ее людям просто так.
Магазин работает с 6 утра до 10 ночи круглый год без выходных. Площади данной точки сбыта Идаловым уже не хватает. Поступает много просьб продавать качественную продукцию иного типа на их прилавках.
– Мы согласились только на домашние яйца. Нашли человека, который приносит их на продажу. Сейчас мы планируем расширяться, но боимся покупать сырье у кого попало. На разработке у нас договоренности с 4-5 фермами.
Отработав в этой сфере 6 лет Хас-Магомед получил тяжелый, но бесценный опыт. Теперь бизнес приносит ему удовольствие, в чем можно убедиться по тому, с каким энтузиазмом он рассказывает о своем деле.
– Человек не рождается со знанием того, кем он хочет быть. С возрастом мы осознаем свою цель. Бизнес – это не всегда про деньги. Это еще может быть про пользу. Сегодня наше дело - это не просто про молоко, это про продовольственную безопасность страны. Если мы можем без каких-либо лишних обработок предложить людям настоящий качественный продукт, то я думаю, что это уже классно.
Седа Магомадова
При копировании материалов ссылка на сайт обязательна
Комментарии
Комментариев еще нет.