«Я рисую с самого детства. Закончила обучение на факультете психологии и продолжила образование в сфере искусства. В какой-то момент поняла, что хочу совместить эти две сферы. Так и появился курс живописи с элементами арт-терапии», - рассказывает художница Илона Алдамова, встречая журналистов на пороге студии.

В 2020 году Илона вместе с супругом открыла в Грозном художественную студию и начала давать уроки живописи всем желающим. Обучаются в студии как совместные, так и отдельные женские или мужские группы.


В интервью редакции ИА «Чечня Сегодня» художница рассказала, с какими стереотипами столкнулась на профессиональном пути, что отличает художников от других людей и чему способствует арт-терапия.

Художники воспринимают этот мир иначе

Я рисую с самого детства. Даже когда поступила на факультет «Психологии» творчеством продолжила заниматься. Проходила специальные курсы по живописи и рисунку, изучала историю искусства. После окончания университета ко мне начали поступать первые заказы, которые были связаны с изобразительной сферой. Моя первая работа – это fashion-иллюстрации для брендов одежды и бьюти-индустрии.

Художники визуально воспринимают мир иначе. Люди, которые далеки от искусства, смотрят на мир сквозь призму логики. Наше восприятие формируется из того, что мы смотрим на объект и в первую очередь видим его значение – для чего он нам нужен. К примеру, мы смотрим на воду. Мы знаем, что вода – жидкая, она течет и имеет три состояния. Ее можно пить и использовать. Для художников же любой объект представляет систему, которая постоянно меняется.

Когда вы начинаете немного отодвигать логику и смотрите на визуальные впечатления, вы замечаете свойства, которые обычно люди не замечают: форму, свет, ракурс, расстояние. Это исследование внешнего мира. Если человек далек от этого, он просто не уделяет подобным тонкостям внимание. Для него все более логично и систематизировано: можно использовать – нельзя использовать, безопасно – опасно.


В повседневности это отражается поиском вдохновения. Люди искусства постоянно находятся в поиске эмоционального впечатления, которое позволит им генерировать идеи. Мы проецируем в своем творчестве опыт и этот опыт требует бесконечного расширения. Мы ищем способы получить новые эмоции, которые позволят нам создавать что-то, что сможет произвести впечатление на зрителя.

Всё искусство взаимосвязано. Невозможно заниматься только живописью и при этом быть далеким от музыки, литературы, кинематографа. Это сферы, которые очень тесно взаимодействуют друг с другом. Необходимо все комплексно изучать.

Художники даже сны видят более яркие. К примеру, Сальвадор Дали изобрел систему, благодаря которой он свои сны рисовал. Большинство его известных шедевров – это те картины, которые пришли к нему во сне. Здесь стоит отметить, что люди могут видеть гораздо более яркие сны именно тогда, когда они начинают обращать на это внимание. То есть когда они включают свое воображение. Начинает работать фантазия, креативное мышление, ассоциативное мышление. Тогда человек воспринимает мир красочнее, ярче, интереснее. Расширяется его кругозор. Соответственно он получает гораздо больше, чем человек, который закрыт от определенных моментов.

Художников не все выдерживают

Родители у меня тоже рисовали, но это всегда было для них на уровне хобби. В начале своей художественной деятельности я столкнулась с огромным количество ярлыков. Говорили о том, что это не та сфера, которой стоит заниматься в жизни. Якобы это должно оставаться на уровне досуга. Очень многие люди, которые рисуют, до сих пор с этим сталкиваются.

Многие родителей переживают за детей, которые хотят связать свою жизнь с искусством. Они не уверены, что те смогут на этом заработать в дальнейшем. На самом деле, если погрузиться немного в эту сферу, она несет огромное количество возможностей в плане реализации. Тем более сейчас, когда любая деятельность требует визуала. Художник может найти себя в сфере дизайна, рекламы, фотографии и многого другого.


Смогла бы я связать свою жизнь с человеком, который не имеет отношения к искусству? Скорее всего нет. Меня с супругом искусство объединило, потому что у нас очень похожие взгляды в этом отношении. Мы помогаем друг другу в плане работы и саморазвития. Человеку, который видит свою жизнь в искусстве, важно, чтобы его поддерживали и понимали. Мне кажется, что так получается все гораздо легче. Не только мне было бы легче связать свою жизнь с человеком, который тоже в этой сфере. Человеку, который далек от искусства, было бы тяжело со мной. Художников не все выдерживают.

Искусство – это эмоции. Художники и люди, связанные с искусством, более эмоциональные. Они к своим чувствам относятся иначе и не боятся проявлять их. Я очень спокойная со стороны, но внутри у меня бушует много эмоций. Я научилась ими управлять, и могу использовать их в тот момент, когда мне это необходимо. Если мне нужна какая-то экспрессия, я могу ее вызвать. Но в преподавательской деятельности я несу умиротворение.

Коммерческая часть важна для каждого художника, но тут главное сохранить баланс и не потерять уникальность в погоне за прибылью. Поэтому для меня первостепенно развитие идеи продвижения собственного видения и качества информации, которую я транслирую своим ученикам. Поэтому с коммерческими заказами я работаю только тогда, когда мне откликается то, что человек хочет реализовать. На данный момент я участвую в двух выставках, которые будут проходить в конце октября в Москве. В планах более глобальное развитие себя, как узнаваемого автора.

Моя самая любимая картина находится в Риге. Мы вместе с супругом участвовали в выставке, которая проходила там. У меня есть серия картин, посвященная человеку и среде, эта картина одна из них.


В них заключен мотив, связанный с самопознанием и более глубокой природой людей – неосознанной, интуитивной. Эта серия посвящена представителям африканского этноса.

Они изображены на моих картинах с разными животными. Животное выступает, как символ силы, характера и связи человека с природой.

На этой картине – девушка с пантерой в лесу. Технически, для меня эта картина, показатель преодоления своего порога. Бывает, что в работе ты сталкиваешься с кризисом и ищешь новую технику. Вот эта работа послужила для меня таким примером. Я переписывала ее раза 3-4. В один момент я просто перекрыла все и написала ее, наверное, часов за 5. Это был порыв.

Художнику иногда бывает сложно расставаться со своими картинами. Некоторые картины остаются с ним, как эскизы к работе, которую он хочет вывести в свет.

Творчество – это всегда отдушина

Многие обращались ко мне за советом в области художественного искусства. Круг моего общения всегда включал в себя людей, которым это нравится. Я помогала. У меня было видение того, что стоит поменять для дальнейшего развития. В 2019 году мы с мужем решили, что попробуем открыть собственную студию, где будем писать и принимать желающих на обучение.

Мой первый набор учеников был экспериментальный. Я практиковала разные методы работы и делала акцент на технику. Моя программа постоянно меняется и расширяется, это важно для поддержки уровня.


Еще на втором курсе, когда я осваивала психологию, меня интересовала тема использования арт-терапии в психотерапии. Это один из очень интересных и глубоких моментов, который дает возможность проработать различные травмы и сложные ситуации, а также разобраться со своими комплексами. Изначально арт-терапия идет, как дополнение к работе с психотерапевтом. Технике в ней внимание не уделяется. Человек не смотрит на то, красиво это или некрасиво написана картина. Мы уделяем равное внимание качеству работы и эмоциональной составляющей.

В принципе использование психологии в обучении живописи у меня изначально стояло как основная задача, так как за счет этого метода мне легче найти подход к человеку. Обучающемуся проще находиться со мной, он мне доверяет, может расслабиться и это значительно улучшает результат.

Это такой момент, которым хочется поделиться, потому что он очень сильно улучшает качество жизни. Творчество – это всегда отдушина. Оно может стать тем, что поможет вам неосознанно избавиться от многих проблем, которые мешают вам развиваться. Человек может заниматься у нас искусством, при этом у него улучшатся показатели на работе, которые совершенно не связаны с живописью. Улучшится его эмоциональное состояние, потому что он находит выход. Творчество как рефлексия – поиск отражения внутреннего состояния. Очень сильно помогает в жизни.

Арт-терапия не идет у нас как отдельное направление. Она служит дополнением в наших занятиях. Важно уметь анализировать свою работу. Понимать, что стало поводом для выбора определенной формы или цвета.


Мы учимся связывать свои действия со своим внутренним состоянием. Учимся уделять внимание своим эмоциям и прислушиваться к себе. Вот это один из основных моментов, который позволяет человеку раскрыться. Это является одним из методов арт-терапии: обратить внимание на себя, научиться анализировать, научиться выражать эмоциональные моменты с помощью того или иного материала. В данном случае мы не используем только масло, мы подключаем к работе и другие материалы.

В арт-терапии есть индивидуальный подход и есть групповой. Главное создать для людей комфортную атмосферу, в которой они смогут раскрыться. После этого, мы подводим человека к тому, чтобы он начал постепенно делиться пережитым опытом и учим его анализировать.

Есть определенная граница, за которую я не перехожу. Я не психотерапевт. Я использую арт-терапию в рамках обучения искусству для раскрытия творческого потенциала.

Но, если я вижу, что у человека есть какая-то травма или сложная ситуация, я могу посодействовать его обращению к специалисту для дальнейшей работы с этими проблемами.

Я работаю над тем, чтобы у человека сложилось более зрелое отношение к тому, что в жизни могут происходить разные сложные ситуации и нужно сохранять отстраненность в их анализе, иначе преодолеть их не получится. Есть много нюансов, которые важно определить в самом начале, чтобы не травмировать человека.

Люди очень сильно меняются после того, как начинают заниматься творчеством. И это касается любого возраста.


Мужчины тоже проявляют интерес. Они занимаются с моим супругом. Опять же есть распространенный стереотип о том, что это не мужское занятие. Это тоже очень сложный момент, к которому мы стараемся поменять отношение. Есть огромное количество художников-мужчин, в том числе и художников из нашей республики, которые знамениты на весь мир и это должно наоборот мотивировать. Это не значит, что это как-то изменит мужественность человека. Она может дать возможности совершенно разным людям и совершенно разным типам характера.

Я верю в то, что у арт-терапии в Чеченской Республике есть будущее. Это очень полезная часть развития и внимания к себе, которые необходимы для того, чтобы общество у нас было эмоционально здоровым. Тем более учитывая, что мы пережили.

Седа Магомадова

Фото: Иман Махамханова

#творчество #художники #картины
При копировании материалов ссылка на сайт обязательна