Похожие материалы
Дело Муслима Мурдиева: Как из детской драки слепили "мигрантское дело"
После того, как Глава Чечни Рамзан Кадыров вступился за 14-летнего Романа (Муслима) Мурдиева, заявив, что глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин и руководитель МВД Владимир Колокольцев «сидят не на своих местах», дело мальчика получило широкий резонанс.
Внимание общественности оно привлекло тем, что среди всех участников недавних драк в ТЦ Авиапарк обвиняемыми оказались только мигранты из Центральной Азии и один чеченец. Это вызывает вопросы о предвзятости следствия и о том, как из обычной детской разборки было слеплено «мигрантское дело».
В отношении Муслима Мурдиева расследуется уголовное дело, в рамках которого ему предъявлено обвинение по четырем эпизодам преступлений. Начиная с 27 декабря 2023 года он лишен гарантированного Конституцией РФ права на обязательное получение среднего общее образования.
Мурдиев обвиняется в грубом нарушении общественного порядка с применением насилия к гражданам с группой лиц по сговору.
Согласно версии отца Муслима - Русланбека Мурдиева, 30 сентября 2023 года его сын поехал в ТЦ Авиапарк, чтобы поменять колесо на самокате по гарантии. В торговом центре он встретил ребят из своей школы — всего семь человек, среди которых было пятеро детей не русской национальности и двое русских. Отец Муслима подчеркивает, что дело было воспринято как национальное, а точнее — мигрантское.
Мы ранее писали со слов адвокатов, что мальчик попал под политический каток.
Как утверждает его отец, с самого начала в уголовном деле допускались серьезные ошибки. Видео, запечатлевшее происходящее, наглядно демонстрирует, что Муслим не принимал участия в начале драки.
«Это абсурд», — говорит отец Муслима.
В ходе единичного конфликта, в котором Муслим участвовал и которое легло в основу обвинения ему угрожали ножом, что также видно на видеозаписи. Однако следствие заявляет, что не знает, был ли нож на самом деле, что вызывает недоумение и критику со стороны общественности. Отец Муслима указывает на явную предвзятость следствия, которое, по его мнению, игнорирует факты и сосредоточено на обвинении его сына.
В день происшествия, дети направились к фудкорту, один из них начал драться предположительно с представителями ЧВК «Редан». Муслим в этом эпизоде не участвовал и даже не находился рядом, что подтверждается видеозаписями. Тем не менее, он был обвинен в том, что «стоял рядом, готовый прийти на помощь». В то же время, русские дети, присутствовавшие на видео, не были привлечены к ответственности.
После драки Муслим попытался остановить конфликт, но его оскорбили, и он ушел к каруселям вместе с 12-летним мальчиком. Когда они подошли к каруселям, в их адрес прозвучали оскорбления, на что 12-летний мальчик ответил вопросом: «Это вы кому?». В результате, один из нападавших накинулся на него со спины, и началась драка. Несмотря на то, что все это зафиксировано на видео, следствие утверждает, что именно Муслим начал драку.
Дело Романа Мурдиева поднимает важные вопросы о справедливости и объективности следствия, а также о том, как национальная принадлежность может влиять на правоприменение в России.
«Если бы следствие хотело установить истину, они могли бы легко это сделать, но вместо этого они лишь закрепляют ярлык на моем сыне и других ребятах лишь потому, что они не русские», - считает отец мальчика.
Интересно, что в материалах дела до 23 декабря 2023 года имя Муслима вообще не фигурировало. И только после того, как в телефоне одного из задержанных обнаружили видео с его участием, следственные органы начали включать его в свои версии.
По словам его адвоката, давление на Муслима со стороны следствия стало нестерпимым.
«Ему не давали возможности даже думать о том, чтобы отстаивать свои права, — говорит юрист. - Проблема заключается не только в том, является ли он виновным — мы видим, что такое давление над ребенком неприемлемо».
Адвокат добавил, что решение суда первой инстанции оставлено без изменения, а жалоба – без удовлетворения.
«Такие несправедливые решения принимаются для того, чтобы выбить тебя из колеи, потерять веру в правосудие», — уточнил он.
Потерпевший, который также участвовал в драке, изначально утверждал, что конфликт произошел между двумя мальчиками, однако в своих показаниях он изменил детали, заявив, что на них напала группа из 6-8 человек. Это противоречит видеозаписи, на которой видно, что драка была один на один. Более того, в медицинских показаниях потерпевшего указано, что он не считал ситуацию серьезной и не собирался обращаться в полицию.
Ситуация усугубляется тем, что следствие, по мнению знакомых с делом, фальсифицирует фактические обстоятельства. Странная ситуация, по словам отца Муслима, возникла и с записями с камер видеонаблюдения в торговом центре, где произошли драки. Семья обратилась с просьбой предоставить доступ к этим записям, будучи уверенной, что они подтвердят невиновность мальчика. Сначала им говорили, что видео есть у следствия, но затем ситуация изменилась.
«Чтобы сделать Муслима обвиняемым, следствие скрыло видеозаписи с камер наблюдения из ТЦ “Авиапарк”. Любые видеозаписи таких крупных ТЦ хранятся от трех месяцев. Когда мы обратились, прошло полмесяца, наверное. Сейчас нам говорят, что их нет, что не сохранились. Конечно нет, тогда же рушится версия следствия о сговоре группой лиц. На этих записях будет видно, что Муслим даже не находился рядом в тех эпизодах», - поясняет отец.
Русланбек Мурдиев отметил, что они неоднократно обращались к различным правозащитным организациям, включая Уполномоченного по правам человека Российской Федерации и Уполномоченного по правам человека в Москве и Чеченской Республике. Все эти организации, ознакомившись с материалами дела, единодушно пришли к выводу, что действия следствия неправомерны.
«Все правозащитники в один голос говорят, что всё происходящее – незаконно. Но они ничего не могут сделать», – констатировал отец Муслима.
После критики Рамзана Кадырова Следственный комитет России опубликовал видеозаписи, якобы доказывающие вину мальчика. Их прокомментировал уполномоченный по правам человека в Чеченской Республике Мансур Солтаев.
Опубликованные Следком России видеозаписи, по его словам, указывают на невиновность Муслима. Он отметил, что видео подтверждает, что Муслим вмешался в драку с целью защитить 12-летнего ребенка от избиения. «Наступают сами себе на ногу!», — заявил Солтаев, подчеркивая, что обвинения против Муслима основаны на необоснованных предположениях.
Солтаев также указал на то, что видео было опубликовано не полностью, что создает искаженную картину событий.
«Почему совершен такой подлог? Именно из вырезанного эпизода видно, что Муслим вмешался в драку, чтобы защитить своего знакомого», — добавил он.
Семья Мурдиевых продолжает свою борьбу за справедливость, надеясь, что правозащитные организации всё-таки смогут оказать необходимую помощь в этом запутанном и несправедливом деле.
После начала вовлечения в уголовное дело Муслим заболел пороком сердца и начал страдать от кровотечений — в том числе из-за поступающих в его адрес угроз. В его адрес «поступает огромное количество угроз убийством» с националистических сайтов и телеграм-каналов. Семья Муслима 5 декабря отправила обращение по этому поводу в СКР, МВД и Генпрокуратуру, попросив принять меры для розыска виновных и привлечению их к ответственности, обеспечив безопасность жизни и здоровья подростка.
Следующее заседание по делу Муслима состоится 18 декабря. Несмотря на многочисленные ходатайства защиты, показания так называемых "свидетелей" были оглашены без их присутствия в суде, что является грубым нарушением требований Конституции и Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Ситуация вызывает серьезные опасения, так как подобные нарушения не должны иметь места в правосудии. Защита неоднократно запрашивала очные ставки с этими свидетелями, но все просьбы были отклонены. Все свидетели в данном деле — несовершеннолетние дети, что ставит под сомнение достоверность их показаний.
Особое внимание стоит обратить на то, что допросы несовершеннолетних свидетелей и потерпевших должны проводиться с обязательной видеозаписью. Однако, в этом деле ни один допрос, кроме допроса самого Муслима, не был зафиксирован на видео. Защита добилась видеозаписи допроса Муслима лишь с огромным трудом.
Ситуация еще и еще раз вызывает глубокую озабоченность и ставит под сомнение законность всего процесса.
На протяжении всего этого времени его дело находится на контроле у высокопоставленных чиновников, что лишь добавляет тревоги в общественное мнение о том, как устроена судебная система в стране. Сложившаяся ситуация подчеркивает, насколько легко предвзятость может влиять на результаты судебного разбора, подрывая основы правосудия.
Можно только надеяться, что справедливость восторжествует и, что Муслим сможет вернуться к обычной жизни, продолжив образование и общение со сверстниками, не имеющими такой тяжелой ноши на плечах.
Камета Амалаева
При копировании материалов ссылка на сайт обязательна